Каменская Епархия

Карта сайта

Разделы

Собрание священнослужителей прошло в Асбестовско-Белоярском благочинии

SAM 301619 июня 2012 года в Духовно - Просветительском Центре преподобного Серафима Саровского, чудотворца города Асбеста состоялось собрание Асбестовско-Белоярского благочиния, под председательством благочинного протоиерея Георгия Духанина.
21 июня 2012

Пресс-конференция на колокольне прошла в Каменске-Уральском

В Каменске-Уральском идет подготовка к предстоящему празднованию Дня города-2012 и традиционному Фестивалю колокольных звонов «Каменск-Уральский – колокольная столица», приуроченному к памяти святых Царственных Страстотерпцев.
15 июня 2012

Новое дыхание жизни для села

NIK 2748Жители старинного села Некрасово, бывшей казачьей станицы, решили возрождать у себя на селе церковную общину. Несколько семей, объединившись, создали приходской совет и с благословения правящего архиерея епископа Сергия делают первые шаги по устройству общины.
08 июня 2012

Слово Преосвященнейшего Сергия на праздник Вознесения Господня

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, мы празднуем Вознесение Господне, Вознесение Христово, логическое завершение Его земного пребывания, Его спасительной миссии ради человек и нашего ради спасения. Господь возносится на небо и свидетельствует этим непреложно воочию всех нас, что Он истинный Бог, будучи истинным Человеком, что Он действительно воскрес из мертвых и восшел туда, откуда и пришел, то есть в Царство Отца Своего, где Он как Бог, как единое лицо Святыя Троицы присно, всегда пребывает. То есть, даже будучи здесь, на Земле, Господь Иисус Христос одномоментно пребывал и на Небе. Так Святая Церковь исповедует с нами вместе говоря: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный». Казалось бы, это временное пребывание Его на Земле, во гробе и во аде должно было бы оставить пустым Его место на престоле со Отцем и Духом. Но такое может быть только с ограниченным нашим человеческим естеством, в нашем сознании. У Бога, Который является Безграничным, наличествует качество вездесущия: Он «везде Сый и вся исполняяй». Поэтому пребывание Его как Второго Лица Святой Троицы вместе с нами на Земле не означало отсутствие Его в Царствии Божием: Он и там пребывал, и здесь, и везде и все исполняет.

Вознесение Его - это свидетельство того, что Он не оставил нас, будучи Вездесущим. Он пребывает с нами невидимо, но исшел от нас, дабы нам с вами продолжить путь жизни своей самостоятельно, чтобы мы, родившись в этот мир, смогли, подражая Ему, пройти все возрасты исполнения Христова и сами, добровольно избрали путь жизни и путь смерти, которые нам начертаны, и предложены, и показаны, и, естественно, благословлены Самим Господом Творцом нашим и Спасителем. Но чтобы оставшиеся здесь в ограниченном своем сознании люди не пришли в отчаяние и не потеряли веру во Христа Спасителя, ангелы Божии по Вознесении Его сказали святым апостолам, что «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом снова к вам» (Деян.1:11). Тем самым утвердили обетование Господне, что Он придет и будет судить Вселенную, т.е. всех нас с вами судить. И Второе пришествие Его ознаменует кончину века, кончину мира сего. Земля и дела на ней сгорят, и все мы предстанем пред судищем Христовым, и каждый даст ответ за то, что он с телом соделал: или благо, или зло. Это все исполнится так же, как исполнилось то, что Он ушел от нас. Пред своими крестными страданиями Он ученикам так и сказал: «Лучше вам, если Я от вас уйду. Конечно, будете иметь скорбь, но Я вам пошлю Утешителя Духа Святаго. Если Я не пойду, то Утешитель к вам не придет» (Ин. 14). И вот божественное Лицо Святаго Духа, единого от Святой Троицы, по Вознесении Христовом грядет на апостолов. Праздник Святой Троицы или схождения Святаго Духа мы будем скоро также светло праздновать и переживать.

А сегодня Господь вознесся на небо, оставил нам самим осмыслить, пройти свою жизнь, принести ее Богу. Пусть это тяжело, зато нужно нам, дабы мы сделали выбор добровольно. Добровольность должна быть во всем, в том числе в выборе добра и зла, которые встречаются нам в этом мире: и добро и зло растворено в этом дольнем мире, в «юдоли плача», которое избрали в лице Адама и Евы все мы, грешные люди. Но мы знаем, что Господь Духом Святым присутствует с нами, находится в Церкви Его, Церкви Православной, через таинства, через священную иерархию, в молитвах, во всех наших обрядах; в самой архитектуре храмов незримо действует Дух Святой. Он действует особенно на наши души в таинстве Крещения, вселяясь в нас, как некое семя, прорастая и переделывая все наше естество из грешного в святое. И тако преподобные отцы и угодники Божии, пройдя этот путь земной, становились земными ангелами и небесными человеками. Аминь.

Поздравляю вас еще раз с праздником! Желаю также с верой, терпением, любовью и упованием проходить свой путь земной жизни и чтобы он непременно привел нас к зрению Господа, к встрече с Ним и блаженному слышанию Его гласа: «Придите, благословении Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25,34).

 

Ответное слово о. Иоанна.

Владыка святый, хотелось бы мне сказать от полноты сердца в сегодняшний день о том, что мы все переживали в богослужении вместе с Вами. Действительно, по слову Священного Писания, по слову мысли всей Церкви, епископы – это ангелы. Это тот ангел, который дает нам великое утешение, великую радость. Было время, когда мы не ощущали этого присутствия епископского, ангельского, а ныне как - будто силы вдохнулись в сердца наши, я так думаю. Сегодня, молясь все вместе, мы переживали, Владыка, эту светлую радость. Хотелось бы, чтобы Ваше благословение, которое Вы всем нам сегодня преподали, Ваши мудрые слова, которые мы ныне услышали, настроили и направили нас на еще большее исполнение заповедей Божиих, вдохновили нас на еще большие дела. Тем более, что поработать нужно еще много. И даже за тем, что, казалось бы, уже сделано, смотришь - непочатый край того, что нужно еще сделать.

Я сердечно, Владыка, Вас благодарю за то попечение о нас, за то, что Вы нашли, избрали возможным приехать к нам, тем более что праздник Вознесения – это наш престольный праздник. Мы никогда за все время нашего прихода не имели такой радости молиться и утешиться во время этого праздника вместе с архиереем, поэтому для нас это, действительно, двойная радость. Потому мы все из полноты сердец глаголем: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам».

24.05.2012г.

 

 

Слово Преосвященнейшего Сергия по совершении Божественной литургии в г.Туринске

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Праздник святителя Николая всегда заставляет нас задуматься о том, почему сей великий муж имеет такое почитание во всем мире: не только православном, но и инославном. Обычно мы прибегаем к нему только тогда, когда нам что-то требуется, или когда мы попадаем в какое-то обстояние и нуждаемся в помощи, в заступлении, нуждаемся в утешении, часто - и в материальных благах. Поэтому наше общение со святителем Николаем переходит в плоскость несколько материальную и меркантильную, не имеющую высоких мыслей и высоких чувств. Но при этом мы, зная, что он нам поможет в любых наших нуждах, не должны забывать, что главное в его жизни, в его свидетельстве на Земле была Христова вера, преданность Христу, желание послужить Богу без остатка; послужить не только Богу, но и людям, потому как в служении людям человек служит невидимому Богу. Это все соединено вместе, неразрывно.

И как во всяком добром деле требуется мера, дабы не переусердствовать, забыв о том, что «едино на потребу». Образ Марфы и Марии в этом отношении дает нам с вами некий урок трезвения, именно в том, что нужно благую часть все же предпочитать суете и заботам. Пусть даже заботы эти будут положительными, добрыми, исходящими из чувства милосердия, из чувства сострадания, из желания помочь и услужить ближнему. Но и во всем этом должна быть мера, дабы хлопоты и суета века сего не увлекли нас от «единого на потребу», то есть от жизни в Боге, в Иисусе Христе, от размышлений о божественном . И выделение своего времени, своих физических и душевных сил Богу требуется от нас ежедневно, ежеминутно и ежечасно. Поэтому блаженный человек – тот, который всему свое время определяет и свою меру, так что, услужая потребностям нашим физическим и даже душевным, мы все равно должны прежде всего послужить Богу.

У святителя Николая Чудотворца это гармонически сочеталось: он мог и знал, когда и сколько нужно уделять времени и сил для того, чтобы служение Богу и служение людям принесли добрые плоды и были спасительными для его души в первую очередь. Каждый из нас, заботясь о ближнем, должен помнить, что первостепенная его задача – это спасение собственной души. Если душа не управлена, не готова, не исправна, то она мало пользы может принести ближнему, но более того, как говорит Святое Евангелие: «Слепой слепого будет водить и оба окажутся в яме». Потому надлежит нам употреблять много сил, чтобы приобрести духовное зрение, чтобы приобрести благодать Божию, и тогда мера творения добрых дел, соразмерность милосердия и служения будут нам открыты свыше, Самим Богом.

Вот этого я бы желал всем служащим, и особенно это касается нас, посвятивших себя служению Богу в священническом или монашеском чине. Здесь такое взвешенное отношение или, как говорят, «духовное», «трезвое» исправление жизни очень важно. Потому как и мир этот со всеми его пороками и недостатками тоже желает видеть нас святыми; желает, чтобы на Земле была явлена Божия святость через людей, которых Он избрал на служение. Мирские люди также хотят, чтобы в монастырях, храмах Божиих были люди, по которым можно было бы «сверять» свою душу, настрой духовный к вечному, божественному. От нас с вами требуется вот это устроение. Оно требуется от каждого христианина, никто не может оправдаться тем, что «я не видел живого примера святости, поэтому я и не христианин или не хожу в церковь». Это не так, потому как все мы должны иметь перед собою образ Самого Господа нашего Иисуса Христа и приходить в храм Божий именно ко Христу, а не к каким-то живым или, даже к отшедшим в мир иной людям.

Ведь почитание святыни и святых должно тоже иметь свою меру, дабы святый угодник в нашем сознании не превратился в некоего Бога, которому мы преимущественно будем молиться. Святитель Николай, даже теперь, когда мы ему часто молимся, каждого из нас научает, что не ему как Богу требуется поклонение, а через него; он помогает обрести истинное богопознание, истинное поклонение Богу, о котором Спаситель Христос сказал: «Кланяться будете на всяком месте, живущий по духу и истине, имеющий Дух Божий достойно будет поклоняться Богу». Тому примером являются очень многие пустынные отцы. Они уходили от мира, из святых мест уходили, приходили в места, где жили бесы – в жилища бесовские, капища, и там молились Богу, и поклонялись; и освящали своим служением, своей молитвой, благодатью, которую им даровал Бог, эти, как говорится, «Богом оставленные места». Таковые, например, Варлаам Хутынский, поселившийся в худом месте, Макарий и многие другие, которые, уходя из мира или даже, уходя в мир грешный, подвизаясь в нем, привлекали благодать Божию, будучи незаметными для окружающего взора. Господь ведь так устроил, что многих святых скрывал до времени, но еще больше он скрыл вовсе до века. А много есть и тех, которых мы не знаем и узнать сможем только тогда, когда явится Господь во славе со всеми святыми. Потому не должно нам унывать от того, что мы живем в том месте, где якобы нет святости – «на всяком месте владычествия Его благослови душе моя Господа»! Так нужно и запомнить и молиться всегда и везде и призывать Бога даже тогда, когда вокруг, казалось бы, ничего не может быть святого.

Один из страдальцев и подвижников-исповедников веры митрополит Нестор Анисимов, Камчатский миссионер, рассказывал, что он был в тюрьме, в лагерях с уголовниками. Специально его туда поселили, издеваясь над подвижником. И он говорит: «Ни одного святого слова я не слышал в течение нескольких лет, кроме всяких пошлостей, гадостей и матерщины». А все это ему предрекла еще Саровская Паша, когда он к ней приходил, и она, говорит, обругала его непотребными словами. Думал: «Ну, ничего себе, какая святая и на тебе – ругается, а все ее почитают!» Но когда в Саровской обители был устроен тюремный лагерь и он, оказавшись там, и без конца слыша эту нецензурщину, вспомнил, что блаженная предрекла ему именно такое будущее. Когда он вспомнил об этом, он стал молиться, и сохранил не только свою душу чистую, не только не стал соучастником безобразия, но и многим, и нам с вами, показал пример того, что на всяком месте, во всех обстоятельствах Бога можно и должно призывать.

Более того, в поучениях святых отцов и, особенно у Иоанна Тобольского в его «Илиотропионе», или «Подсолнечнике» есть такой пример, когда один простой монах в монастыре обладал необычайной целительной силой, что больные от одного прикосновения к его одеждам исцелялись; что многие опытные и духовные старцы впали от этого в грех осуждения, зависти и, как обычно это бывает - ревность не по разуму. И стали они преследовать его, и дошло это до игумена, мудрого человека, который подумал: «Что же это у него за дар – от Бога или это действительно – прелесть бесовская?» И он вызвал его на беседу, в которой, спросив, узнал, что этот монах, как говорил он о себе сам, «не имел никаких особых выдающихся подвигов, то есть жил как все, постился как все, на молитву ходил столько, сколько положено по Уставу монастыря, никаких подвигов великих, самоистязаний он не делал. «А почему же, - подумал игумен, - у него такая благодать?» У всех остальных, которые, может быть, подвижнее его были, то есть более продвинутые в подвигах, не было такого, а у него было. Значит что-то у него тут от духовного устроения иное, чем у нас всех грешных. И стал он у него допытываться искусно, тонко, чтоб рассказал он ему, каким образом он верит в Бога, как он общается с Богом, какие у него тонкие движения души? А тот говорит: «Ничего особенного, никаких движений у меня нет и чудес, видений я тоже от Бога никаких не ожидал и не ожидаю, и не видел. Но только положил я в сердце своем всегда и во всем исполнять волю Божию, даже если она будет неприятная. Более того, даже если воля Божия будет на то, чтобы терпеть какой-либо вред, я согласен ради Господа. Но мы все такие, - говорит, - что же тут удивительного?». «А когда у нас случилось в монастыре страшное бедствие, пожар и сгорели не только строения, но и скоты - неужели это тебя не тронуло, ты не переживал и не задумывался, почему Бог попустил такое несчастье?» Он говорит: «Нет, абсолютно не переживал, потому что такова воля Божия, значит так лучше для всех нас». Игумен подивился, но подумал: «До этого любой дойти может, может быть это от равнодушия». Тогда он спросил: «Если ты так предан воле Божьей, а узнаешь, что Господь тебя в ад определил». Он ответил: «Да, я пойду в ад, и, более того, скажу тебе, отец игумен, если мне будет дана возможность молитвою изменить мою участь адскую на более спокойную, а воли Божьей в том не будет - я молиться не стану, пойду туда, куда меня Господь определил». После этого игумен, нынче сказали бы, «был в шоке». Он пришел в такое состояние, что открыл ему Господь, насколько важно иметь преданность воле Божьей даже до ада. «И если, - логически размыслил игумен, - по воле Божьей пойдет человек в ад, то там, где воля Божья, там ада уже не будет, там будет Господь, ибо воля Божья и в ад простирается». Таким образом, преданность воле Божьей сделала этого простого монаха чудотворцем, дивным в очах человеческих.

Надлежит и нам с вами преданность воле Божьей иметь даже до ада. Вы скажете, что, наверное, это игумен придумал, или святитель Иоанн Тобольский написал какую-то фантазию; говорят, «от католиков перенял». Ничего подобного. Потому что преподобный Силуан Афонский, уже после Иоанна Тобольского в XX веке, изрек слова, определяющие все его учение: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Эти слова не сам придумал преподобный Силуан, а услышал их от Христа, который явился ему в самую страшную минуту его скорби и отчаяния; «такого отчаяния, - говорит старец, - от которого он уже и жить не хотел». И тут Господь ему сказал, явившись с милостью, с любовным оком: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся!» Таким вот образом, все учение наше духовное сводится к тому, чтобы мы с вами были преданны воле Божьей даже до ада, и туда сошедший по Воскресении Своем Господь наш Иисус Христос вывел все праведные души, всех, кто творили волю Его. Вот насколько велико нам с вами быть преданными воле Божьей, а не свою волю творить!

А мы живем по своей воле. Очень часто бывают такие люди даже среди нас, которые свою волю за волю Божью выдают. Странно, посмотришь и думаешь: «Как это так?» Но бывает, а что же делать? Слабый человек. Очевидно, что преданность воле Божьей так просто не приходит. «Добродетель, - говорит оптинский старец, - это не груша, ее разом не скушаешь». Нужно упражнение постоянное, нужна тренировка. Кто спортом занимается, те понимают, чтоб достичь успеха в любом деле, нужно тренироваться. Так и в преданности воле Божьей, Господь будет помогать, посылать испытания, воспитывать душу, проверять тебя на способность преданности воле Божьей. Но если получится так, что мы все-время выбираем свою волю, мы потеряем вкус к этому духовному явлению и будем ходить по своему смышлению. Преподобный авва Дорофей, поучения которого мы должны прочитать несколько раз в жизни, пишет как раз о том, как опасно творить свою волю. Он говорит: «Кому нет управления, те падают, как листья с деревьев». А кому нет управления? А тому, кто полагается на свой разум, кто не спрашивает совета. «Спасение, - сказано в Священном Писании, - во мнозе совете». Много и много нам надо советоваться и не полагаться на свою волю.

 

Я поздравляю вас с этим великим праздником святителя чудотворца Николая! Поздравляю с Пасхой Христовой, которой приходит последний день завтра, уже начинается отдание Пасхи сегодня вечером. И затем в четверг будет праздник Вознесения Господня. А в пятницу будем праздновать преподобного Симеона Верхотурского.

Особенно поздравляю игумению и сестер с тем, что в их обители теперь будет собственный, выращенный здесь священник Божий, которому надлежит очень много смиряться, чтобы быть достойным служения в женском монастыре. Это не так просто. Отец Александр принял великую благодать священства, которую Бог даровал ему преемственно через нас, преемников апостолов, и даже до скончания века оно будет существовать в Церкви, священство Божие и благодать. Поэтому нужно ею проникнуться, нужно ею пропитаться. Так что не вздумай старчествовать, смиренно неси священнический крест. На вопросы, которые разумеешь, отвечай, которые не знаешь, говори: «Не знаю, спросите у матушки». А матушка мудрая, настоятельница, спросит у архиерея, если не знает.

Спаси вас всех Господи за молитвы, за труды ваши праведные. Аминь.

22.05.2012 г.

 

Слово Преосвященнейшего Сергия по совершении Божественной литургии в храме во имя Ап.Иоанна Богослова м-она Южный г.Каменска-Уральского

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня праздник Иоанна Богослова – любимейшего ученика Христова. И эта любовь не случайна. Господь Чистейший выбирает предметом своей любви все, что сродно Ему, то есть чистых сердцем, и душою, и телом. Таковым, очевидно, был апостол Иоанн Богослов. О нем сказано, что он был девственник, то есть чистый во всех смыслах. И эту свою чистоту, душевную и телесную, он принес Господу в дар, посвятил всего себя служению Спасителю, как при жизни Его, так и во время крестных страданий и смерти, но наипаче же по Вознесении Господа на небо. Бог даровал ему долгую жизнь, он прожил более ста лет и, в отличие от всех апостолов, приявших мученическую кончину, он умер своей смертью.

Когда Апостол почувствовал свою кончину, то повелел ископать для себя в земле крестообразный гроб, в который лёг, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землёй. Ученики с плачем целовали своего любимого апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лицо его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселённого в горний мир. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае, 8 числа, выступал тонкий прах от которого верующие исцелялись.

Святой апостол Иоанн Богослов сподобился за время своей жизни великих откровений божественных, которые невозможно было изглаголать человеческими словами, человеческим языком. Он образно написал последнюю книгу Нового Завета, называемую «Апокалипсис», или «Откровение» - откровение Божие о судьбах мира сего, и не только этого мира, но и о тайне будущего Царствия Божьего. Он описал Иерусалим Небесный светящийся, он описал кончину века и Страшный Суд. Все его писания настолько богодухновенны, возвышенны, велики и проникновенны, что Святая Церковь присвоила ему личное наименование «Богослов». Словеса, которые он изрекал и записывал, были Божьими словами. При этом оставался он исполненным божественной любви не только к Спасителю Богу, которого естественно любить всем сердцем, всем помышлением и всею крепостию души своей для человека верующего, искреннего, чистого. Он имел еще такую же любовь ко всему творению Божьему и особенно к человеку. Он любил людей так, что даже падших желал облагодетельствовать, освятить этой своей бескорыстной божественной любовью Христовой.

В его жизни есть такой случай. Я думаю, и даже уверен, что случай этот не единичный, но записан один как свидетельство особого расположения души Апостола. Об этом рассказал святой Климент Александрийский. Однажды он увидел человека, который, еще будучи молодым юношей, пришел к нему и на какое-то время стал учеником, святой апостол научил и крестил его. Он, что называется, «питался от Иоанна Богослова духовною пищею». Но потом, увлекшись грехами и пороками, как это часто бывает с молодыми людьми, отпал от добродетели и стал разбойником. Юноша же, увидев святого Иоанна, устыдился и, встав, побежал в пустыню. Забыв свою старость, Иоанн погнался за ним, вопя:   – Сын мой! Обратись к отцу своему и не отчаивайся в падении своем; грехи твои я приму на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе. Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и стыдом великим, не смея взглянуть ему в лицо. Иоанн же с отеческою любовью обнимая лобызал его и привел в город, радуясь, что обрел погибшую овцу. И много учил он его, наставляя покаянию, в котором, усердно подвизаясь, юноша угодил Богу, получил прощение грехов и с миром преставился.

И еще одно свидетельство из его жития. Когда он стал уже глубоким старцем, и ноги его, как у многих стариков, перестали слушаться, то св. Иоенна носили на носилках. Но он не сидел дома и не лежал в кровати: все время просил, чтобы отнесли его в собрания верующих людей. И не имея возможности уже говорить пространные поучения, повторял только четыре слова: «Дети, любите друг друга». Это свидетельство любви, свойственное Иоанну Богослову, передалось ему от Господа Спасителя, ибо Господь его возлюбил. И в Евангелии написано: «Ученик, которого любил Иисус Христос», которому Он так и сказал: «Когда ты состаришься, то иной тебя препояшет и поведет куда не хочешь» (Ин 21.18). Но апостолу Петру Он сказал об Иоанне Богослове, что этому ученику «захочу, чтобы он пребывал до тех пор, пока я приду - могу это сделать, но что тебе о Моих судьбах и желаниях. Ты по Мне гряди». Это относится и ко всем нам.

Тайна его смерти и посмертная говорит о том, что Господь как захотел, так и сделал с ним, как об этом и сказал Петру: «Аще хощу тому пребывати дондеже прииду, что тебе, ты по Мне гряди» (Ин.21,22). К нам обращены эти слова, мы должны идти за Христом, невзирая ни на какие чудеса или отсутствие чудес.

Наш путь должен быть безпреткновенным, прямым за Господом нашим Иисусом Христом. Апостол Иоанн Богослов, к которому мы обращаемся в молитвах, поможет нам совершить этот святой путь и приведет с помощью Божьей нас на путь любви, ибо все проходит, а любовь пребывает во веки. И только Иоанн Богослов, первый из всех людей, именем Любви назвал Самого Господа. Он сказал: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4.16). Если мы будем помнить эти слова, и не только помнить, но в жизни руководствоваться ими и мыслию, и словами, и делами, тогда непременно часть избранных, в которой находится Евангелист Иоанн Богослов, будет и нашим достоянием. Аминь.

     Поздравляю вас всех с праздником этого великого любвеобильнейшего апостола Христова - Иоанна Богослова.

21.05.2012 г.

Поучение новопостриженной монахине

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Одним из таинственных действий Церкви, которое по праву может считаться таинством покаяния сугубейшего, является монашество, монашеский чин, в котором человек не только на словах исповедует свои немощи, обещает исправить жизнь свою по христианским обычаям, законам и заповедям, и решительным действием становится на путь служения Богу по заповедям Его. В чине пострига написано, что, подобно древней Анне пророчице, монахи и монахини, преимущественно, должны спасаться службами Божиими, постом и молитвой. Не только стрелы диавола, козни бесовские угашаются постом и молитвой, как свидетельствует нам Господь, но и приобретается ими жизнь вечная. Монашество - это беззазорный, прямой, как ни какой другой, путь в Царство Небесное.
Монах в отличие от простого христианина решительно избирает только этот путь, и больше никаких себе не оставляет возможностей, уловок оправданий лукавых, подобно тому, что «я еще немножко поживу для себя, для близких, а потом может быть...». Это все может быть, а может и не быть. В монашестве же человек решительным образом усвояется Богу и вместе с древним пророком к Богу обращается словами: «Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках» (Пс 118, 94). Это надо всегда помнить, и как только мы ощутим в сердце своем лукавое действие плоти и диавола: «Может быть ошибка, не тот путь выбрал? Может быть лучше было бы подождать?» Нужно изгонять такой прилог решительным образом! Господь избрал, и мы уже не имеем права, взявшись за плуг, озираться назад, ибо тогда уже точно не будем управлены в Царство Небесное. В монашестве дается человеку последний шанс спасения, и перемена жития исключается. Поэтому надлежит со всею решимостью и твердостью, приступая к постригу, осознать, что это на всю вечность.
Но верен Господь и за нашу решимость и самоотвержение, Он непременно подаст обетованные блага небесные и вчинит нас там же идеже Он Сам пребывает, в селениях вместе с праведными. Поэтому должно нам радоваться этой радостью приобретения вечности; другие все радости вменять ни во что, даже если они и очень привлекательны. Ставши на путь монашеского делания, человек должен, в первую очередь, отрешиться от своей воли, и не только воли, но и разума своего. Это очень сложно, особенно человеку, который уже привык руководствоваться своим разумом, в котором разум приобретает некую силу самодавлеющую, авторитет. Такому человеку сложно. Потому, в наш век среди мужчин очень мало последователей монашества. Больше среди женшин, потому как у них отвергаться особо нечему; ум женский все-таки зависимый, достаточно короткий, редко у кого развит до такой степени, чтоб он повелевал. Но он все равно наличествует и будет выступать и всюду себя представлять вершителем особым, авторитетным; всех поучать, свое мнение считать исключительным, правильным – этого никто не избежит. Потому здесь поприще борьбы открывается для каждого, вступающего на путь монашеского делания.
Воли и разума отвержение должно быть полнейшим. Это не значит, что ум совершенно куда-то исчезнет, он будет, но его постепенно, мало-помалу каждый монах умеет особым образом заменить на разум Божий. Происходит это исподволь, незаметно, но если не трудиться в этом направлении, то можно возрасти в гордыни монашеской. «Гордость же бывает мирская и монашеская: мирская гордость есть та, когда кто гордится пред братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его. И так, когда мы видим, что тщеславимся сими (преимуществами), или тем, что монастырь наш больше, или богаче (других), или что в нем много братии: то мы должны знать, что находимся еще в мирской гордости. Случается также, что тщеславятся какими-либо природными дарованиями: иной, например, тщеславится тем, что у него хорош голос и что он хорошо поёт, или что он скромен, усердно работает и добросовестен в служении. Сии преимущества лучше первых, однако, и это мирская гордость. Монашеская же гордость есть та, когда кто тщеславится, что он упражняется в бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живёт и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы. Все сие относится к монашеской гордости» - поучает авва Дорофей (О смиренномудрии). Вот для того и нужно читать творения святых отцов духоносных. И особенно на первых порах надлежит новоначальному иметь настольной книгой своей поучения аввы Дорофея. Когда уже затвердится в сознании что-то, тогда можно другое изучать, но в первую очередь читать авву Дорофея и Священное Писание – Евангелие, Новый Завет. Чтобы ум наш более сподручно и более быстро «переквасился» из плотского в духовный, евангельский, божественный. Вот тогда и произойдет отсечение разума. А отсечение воли нужно уже начинать сейчас.
Если человек в монашестве сущий по своей воле что-то начинает делать – у него ничего не получится. Многие любят помогать самовольникам, у нас же люди такие жалостливые: «Ну как же матушкам не помочь?» И спешат помочь, а помогать-то тут нечего ибо делание–то не Божие творится. Поэтому иногда и приходится монашеские дела, особенно правящим Владыкам, разгребать, нивелируя их до нуля; потому что все, что сотворили оказывается во имя свое, а во имя свое не нужно ничего делать. Нужно творить во имя Христово, во имя Божие, тогда дело устоит. В противоположном случае все эти дела разрушаются, как самовольные. Это нужно иметь ввиду как монахам, живущим в монастырях, так и монахам, подвизающимся на послушании при приходах, храмах – живущим в миру.
Равнозначно монашество – и монастырское, и монашество в миру. Нельзя сказать, что монах в монастыре особый, а в миру живущий имеет какую-то «второсортность». Ни в коем случае! Монашество едино. И там, где есть монах, там и монастырь. Бывает, что и в монастыре о монашестве мало понимают, а бывает и наоборот. Потому как монах свой монастырь, как улитка, носит за собой. Это надо иметь в виду, пребывая в любом месте. Прошедшие годы гонений на Церковь, на монашество, показали, что монашество, невзирая ни на какие препоны и разрушения монастырских стен, сохраняется в любых ситуациях, потому что монах всегда остается, и при нем остаются его обеты, и Господь с нами, к Которому мы стремимся.
Конечно, безусловно, сподручнее всего монахам подвизаться вместе, составлять монашеское общежитие, монастырское житие – оно удобнее. Но каждому Господь ко спасению свои собственные пути показует и каждого поставляет только в такие условия, которые ему более всего удобны, спасительны, более исполнимы.
Да хранит Вас Господь, новопостриженная монахиня Магдалина. Вы постригаетесь в этом небольшом, но все-таки святом и славном монастыре в память преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Имейте с ними духовную связь, она непременно должна сохраняться, ибо именно здесь началось Ваше рождение. Обращайтесь к матушке настоятелнице за советом. Матушка, Вы возьмете ее на свое попечение, не напрягая ее, пусть она живет там в Приходе. Но вместе с тем недоуменные вопросы, какие-то искушения, которые свойственны именно монахиням, Вы обязаны разрешать с нею, дабы у нее было духовное руководство, да не погибнет эта душа без управления. Потому как авва Дорофей говорит: «Имже несть управления, падают якоже листвия», и «спасение во многом совете».
Надлежит нам всем много советоваться, совета испрашивать и великим, и малым – все должны жить по совету опытных или более опытных. Мы не говорим, что кто-то достиг высшего, кто-то ниже, но каждый в меру своего опыта, который приходит с годами, со временем, с борьбой внутренней, с решимостью сердечной. Бывает человек опытный в молодых летах, и, напротив, в старости не обладает нужным духовным опытом. Поэтому нужно всегда спрашивать: в момент вопрошания бесовские козни рушатся, ибо само вопрошание есть особый таинственный акт смирения. А где смирение, там нет места лукавому. Потому, не стыдитесь, не бойтесь ,не стесняйтесь спрашивать у старших и у младших – у всех, но не руководствуйтесь своим разумом. Разум может всегда подвести - надмевает, кичит, и тем самым дает место действию вражьей силы. Аминь.

Слово Преосвященнейшего Сергия по совершении Божественной литургии в храме Пророка Божия Илии в с.Малые Брусяны

                                                                                                             Христос воскресе!
                                                                Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня во святом Евангелии мы слышали слова человека, которого Господь исцелил от тяжелой болезни: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Марка 9,24). Этими словами человек сей открывает нашу с вами общечеловеческую немощь. Даже тогда, когда мы получаем явные милости Божии, чудесным образом бываем свидетелями чудес, мы все равно страдаем неверием, в нашем сердце до конца нет крепости веры. Поэтому этот человек на вопрос Спасителя «Веруеши ли во Христа Сына Божия?» сказал: «Верую, но помоги моему неверию». Ибо никто из нас, даже обласканный Богом, милостями Его утешенный, не может сказать, что он останется верным до конца, что сможет удержать этот величайший спасительный и такой трудный дар веры. Когда наступает у нас искушение скорбями ли, лишениями, голодом, холодом, болезнями, а иногда и изобилием, здоровьем, красотой. Все эти искушения, казалось бы, такие противоположные, одинаково губительно могут воздействовать на нашу душу. Поэтому мы всегда должны заботиться о том, чтобы вера в нас была твердой, чтобы она хранилась, не умалялась, а возрастала. И для этого нужно употреблять усилия, нести подвиг, заставлять душу свою трудиться день и ночь. Ибо такова уж наша природа и весь мир такой: все время стремится к разрушению. Даже в природе, посмотрите - все стремится к тому, чтобы нивелировать, раствориться, исчезнуть. Исчезают не только такие величественные храмы, как наш с вами. Слава Богу мы его сохранили от полного разрушения. И спасибо тем, кто это успел своими трудами, заботами сохранить и уберечь. Но сколько по лицу всей Земли исчезло в веках городов, храмов, народов - целые цивилизации! Исчезает и наша вера из души, если оставить ее в небрежении; если понадеяться на то, что «пусть лежит, когда-нибудь пригодится». Даже то, что мы про запас кладем, будь то продукты питания или одежду, и даже деньги, от лежания долгого, невостребованные, разрушаются, исчезают, пропадают, гниют, разлагаются. Так и наша душа. Если ею не заниматься каждый день, ежеминутно, не укреплять ее в вере и добродетели христианской, то она начинает разлагаться. Вот почему нужно и молиться каждый день, и Священное Писание читать каждый день и всякую минуту, мгновение жизни вспоминать о Боге. Потому что в противном случае, оставив без использования дар веры души своей, мы его можем однажды не обрести, он исчезнет.
Подобно тому, как питаемся мы ежедневно и по несколько раз в день, так и молиться мы должны точно также, ибо душе требуется постоянная пища. А пищей для души является, прежде всего, молитва и Слово Божие. Господь так и сказал: «Не хлебом единым жив будет человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих» (Мф, 4:4).
Вот это Слово Божие в Священном Писании, в молитвах церковных и домашних, питает нашу с вами душу. Поэтому человек должен молиться ежедневно и постоянно. Это основной признак живости нашей души. Если душа уклоняется от молитвы, значит наступает ее омертвение. Таков признак, который каждому из нас доступен к обнаружению. Подобно тому слабому человеку, получившему благодать исцеления телесного, он еще получил благодать веры от Христа Иисуса, мы должны помнить эти слова и постоянно, как можно чаще, произносить их для себя: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Аминь.

Я сердечно благодарю вас за молитвы, за то усердие, которое вы проявляете к дому Божьему в его сохранении и украшении. И поздравляю всех с праздником сегодняшним – воскресным днем. «Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7, 37, 38). Вот этой живой воды Духа Божьего неоскудевающего мы сподобляемся с вами, благодаря нашей вере православной, нашему участию в церковной жизни и, конечно же, творению добрых дел по заповеди Божьей и по велению нашего сердца, то есть совести.
Вы сами понимаете, что священник призывается к служению такому, когда вся его жизнь и душа должны быть светлее солнечных лучей. Вы скажете: «Это невозможно». Ясное дело, что невозможно, но стремиться надо. К сожалению, когда священники забывают некоторые вещи, то совершается каноническое отступление, а святые Апостолы, и отцы Церкви, и ныне управляющие Церковью: Священный Синод и Патриарх, требуют от нас строгого соблюдения канонических правил, касающихся служения священнического. Если священник по какой-то причине, будучи даже очень хорошим человеком, способным даже мертвых воскрешать, но нарушит канонические правила, то он не имеет права священнодействовать. Может только молиться, как и все мы. И конечно смиряясь, находясь заштате, обретает тоже право на спасение вечное. Поэтому все наши батюшки должны иметь законных супружниц, а если по какой-то причине те их оставляют или уходят в другой мир, то должны пребывать безбрачными, вдовыми или принимать монашество. Такое вот жесткое требование к православному духовенству. ( А католиков еще хуже – у них вовсе нельзя жениться священнику).
И когда вы видите, что любимый ваш батюшка по какой-то причине отстраняется от служения, то вы лучше спросите у него что за причина. А я не буду распространяться, чтобы не наводить осуждения на наших любимых пастырей. Но, во всяком случае, долг наш, как архиереев, архипастырей – надзирать за нравственным состоянием Церкви и, особенно, пастырей.
Вы знаете, объезжая епархию, я вижу очень много разрушенных храмов. У меня душа болит. Она болит давно, еще с самого детства, когда я вижу разрушенные храмы. Но теперь еще больше, потому что Господь поручил мне это все это управить, привести в надлежащий вид, а нет ни сил, ни средств, ни людей. От этого бессилия всегда бывает очень больно, и еще от того, что как же могли люди сделать такое со святынями своими? Это очень отрицательно свидетельствует о состоянии душ человеческих, о их недостойной внутренней духовной жизни, об их убожестве и об их погибельном пути. Если не обратимся и не покаемся, то никто не сможет спасти нас. Сейчас время пришло такое, когда мы хоть что-то можем делать: собирать средства, организовывать людей и восстанавливать порушенное. Если мы этим временем не воспользуетесь, а «дни лукавы суть», - говорит апостол, быстро утекут, то придут другие времена. Не думаю, что они будут лихими, но времена, в которых человек не сможет ничего делать, ведь как сказано в Священном Писании: «Время разрушать и время строить; Время разбрасывать и время собирать камни» (Еккл., 3, 1 - 8) Вот наступило время «собирать камни» - им надо пользоваться, надо не упускать момент к творению добрых дел. И оно выпало, это время, на нас с вами. Слава Богу!
Надо нам благодарить Его за это, что нам дано не разрушать, а созидать. Так что будем также благодарны тем священникам и отцу Валерию, который сумел наладить этот созидательный процесс, он тоже, безусловно, скорбит об этом, оставленном им деле. Но так уж Господь устроил, что «один сеет, другой жнёт» (Ин. 4:37), как в Священном Писании написано, т.е. один строит – другой служит. А нас, строителей, все время куда-то гонят, гонят строить. И в этом нет ничего такого удивительного, нельзя на это обижаться, в этом надо видеть Промысел Божий, особые указания божественного перста. И тогда Господь даст еще большую благодать и откроет более широкие возможности.
Так я вам хотел сказать сегодня, в этот воскресный день, слово утешения. Надеюсь, что оно действительно достигло ваших сердец и произвело отрадное действие.
Да хранит нас всех Господь и Матерь Божья! Христос воскресе!

Слово Преосвященнейшего Сергия по совершении Божественной литургии в храме Св.Ап.Петра и Павла в с.Кисловское

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
След Воскресения Христова, которое мы переживаем с вами вот уже скоро 40 дней с момента праздника Пасхи, остается навсегда в душе человеческой. И даже, если человек мало думает о Боге, погружен в суету мирскую и одержим многими грехами, а тем паче мы, люди верующие, живущие надеждой на всеобщее воскресение и свое собственное, не можем остаться равнодушными к этому величайшему и важнейшему событию и действию Божьему относительно всего человечества и каждого из нас.
Воскресение Христово всех трогает, всех касается и ко всем относится. Христос не для того ведь пришел в мир, не имея никакой нужды в нас с вами, никакой нужды в том, чтобы ходить по Земле, принимать всякие несправедливости в отношении к Себе, чтобы в конечном итоге просто принять мучение и смерть. Не для этого же Он пришел, чтобы просто помучиться, как говорят «в собственное удовольствие». Он же пришел для нас с вами, для каждого человека, живущего на Земле, потому что человечество оказалось в величайшей опасности, в страшной трагедии, в катастрофическом состоянии - оказалось в погибели. Эта вечная погибель, к которой люди устремились и на которую обрекли себя сами, неизбежна и неотвратима без вмешательства Бога Творца: только Он может изменить к лучшему, к спасению, принявшее страшное, гибельное направление человечество; вернуть его в первозданное состояние - к вечной жизни в райском блаженстве. Только Господь это может сделать, и ради этого Он пришел в мир и согласился принять добровольно на себя страдания, мучения, смерть, зная, что за этим последует неизбежное Воскресение, ибо Бог бессмертен - умертвить Его невозможно.
Что же тогда умерло во Христе во время Его крестного мучительного страдания? На Кресте Богочеловек умертвил, или даже люди умертвили в Нем, человеческие грехи, богоотступное состояние всех нас. На Кресте собственно сама смерть, как ни странно, ни парадоксально это бы ни звучало, сама смерть умертвила себя. Потому и поется в тропаре: «...смертию смерть поправ». И этот момент, когда Господь бессмертный, вечный, вознеся человеческое естество на крест, предав его смерти; оставаясь бессмертным по божественному Естеству и по причастности, по сродности, по сраслению с Божеством и человечеством во Христе Иисусе, сделал так, что все, что принадлежит Господу, обретает Воскресение и вечную жизнь. Так человеческое естество со Христом ожило, и поэтому мы все причастные и срасленные Богу через Иисуса Христа, через Его Плоть и Кровь, которую Он воспринял от Пречистой Девы Богородицы; мы все так же точно имеем полное право, полную возможность и залог нашего будущего воскресения. Нужно только всего лишь дать возможность развиться всему в естественных пределах, чтобы наша жизнь, так же как и жизнь Христова на Земле, состоялась в полную меру: от рождения и до смерти. И только после смерти каждый из нас, так же как и Христос по Своей смерти воскресивший Свою Плоть и Кровь, и Душу, воспринятую от человечества через Богородицу, получит воскресение. Он и нас с вами, уже в Себе Самом имея воскрешенных, воскресит, то есть явит нам само Воскресение, и объявит нам вечную жизнь. Вот так мы веруем, и мы знаем, что так произойдет; таково даже требование здравого смысла, то есть человеческой логики, обыкновенного порядка вещей. Ибо этот порядок вещей и смысл - в мире установил Господь - Бог мира и порядка. Поэтому наша с вами задача не унывать, терпением, исполняя заповеди Божии, верою, любовью и чистотою проходить поприще жизни до самой последней черты, до конца, до могилушки. И тогда Господь явит нам в оный день, который он Сам знает, наше воскресение, всеобщее воскресение. И мы будем уже наследовать обетованную, дарованную нам Богом Творцом, жизнь вечную, от которой в лице Адама и Евы, искушенных дьяволом, сатаной, люди отпали.
Безусловно, сатана до сих пор действует в своем направлении, постоянно ищет отвратить людей даже от самой мысли о вечной жизни, от мыслей о Боге, о том, что нужно нам ходить пред Богом в оправданиях, в заповедях, в законе Его. И это ему подчас удается. Но внутрь нам Премудрым Господом вложен образ и подобие Его, особый дар Духа Божьего, с которым сатана справиться не в состоянии. Обыкновенного человека, простого, так сказать, не связанного с Богом, он может легко покорить себе и поработить, и даже погубить. Но такого человека, в котором живет Дух божий - свободный дух, творческий, сатана погубить не может. Он может его временно одолевать, уничижать, болезнями и скорбями утруждать, но погубить не может, потому что Сам Господь Духом Святым живет в человеке. И церковная песнь возвещает нам, что «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается». Надлежит нам с вами помнить о том, что Бог дал нам Духа Своего, и особенно нам с вами, крещенным во имя Святой Троицы. В Таинстве Крещения благодать Святаго Духа непременно нам дается и носится в нашем сердце неизбывно. Поэтому, в какие бы глубины греха человек, будучи крещеным, ни пал, в нем все равно будет пребывать печать Крещения, печать дара Духа Святаго. И она ему всегда - залог спасения. Этот зародыш, начало Духа Божьего, даже если мы не дадим ему возможности своим грехолюбием прорастать, он все равно в нас сохранится и нашу душу приведет на Страшный Суд, представит пред Богом, пред очами Его. И Господь помилует кающегося. «Каковым образом?» - скажете вы. А таким же, как помиловал благоразумного разбойника на кресте, сказав ему: «Днесь со Мною будеши в раю». Нам об этом никогда нельзя забывать.
Но вместе с тем, мы должны помнить и о другом, что Господь дал нам Духа Святаго не просто так, чтобы мы его втуне зарыли. Притча о талантах очень хорошо это раскрывает, объясняя, что предназначение каждого человека в том, чтобы дары Духа Божьего - все наши таланты, дарованные Творцом, мы преумножали. Ведь Господь властен и отнять, в конце концов, этот неиспользованный, зарытый нами талант и передать другому. То есть нельзя все-таки безусловно надеяться на то, что если ты крещен, то, уже и спасен. Требуется личное участие - желание спасения и покаяние. Ибо и этот талант, талант дара Духа Святаго, даруемый нам в Таинствах церковных, и особенно в таинстве Крещения, Богом может быть отнят у человека, по особому Его суду, по особой Его воле. Как это бывает? Для нас это непостижимо. Нам этого, собственно, и не нужно знать. Это все судьбы Божии, Он этим распоряжается, как говорят, это «Его компетенция». Мы только знаем, что Он имеет особым Своим делом нас спасать и миловать. Но если по суду Божию объявится, что Он не помилует кого-то, то на то Его воля, и никто не сможет Ему противостать и что-либо перечить. Есть в Священном Писании одно выражение, которое свидетельствует, почему, за что именно Бог может не помиловать. В Писании сказано: «...суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13). Значит, главнейшим делом нашей жизни должны быть дела милосердия.
Милосердие – очень широкое поприще и широкая заповедь, много есть возможностей проявить его: не только подавая материальные блага нуждающихся, спасая людей от смерти физической, но и животных тоже. Делая доброе дело животным, мы должны помнить Священное Писание: «Блажен иже и скоты милует» (Притч.12,10). Так Господь хочет, чтобы мы и скотов тоже миловали и зазря не уничтожали, не издевались над ними. За это обещено блаженство. То есть любое наше дело, в любое направление деятельности человеческой, даже бездеятельность, и та может быть сопряжена с милосердием. Надо только захотеть делать добро и милость в этом мире всем ищущим и нуждающимся, и даже тем, которые не просят, а нуждаются. Если мы видим, что они погибают, мы имеем право, и даже необходимость, пожелать им добра, пожелать им спасения и помочь им освободиться от их гордыни, от самоуверенности в том, что они сами все могут сделать, сами себя спасают - это неправда. Освобождая человека от самоуверенной гибельной гордости, мы тоже сотворяем милость. А как осуществить это? Надо начинать, и Господь подскажет, как сделать то или иное дело. Подается труждающимся сила, молящимся – молитва, милостивым подается милующее сердце. Надо начинать добрые дела, и все Господь нам даст и совершит через нас, через нашу немощь, ибо «...сила Божия в немощи совершается» (2 Кор 12:9). Аминь.

Христос воскресе!
Я поздравляю вас с сегодняшним праздником– днем памяти праведного Иова Многострадального, о котором много можно было бы говорить сегодня. Его, как пример жизни богоугодной, всегда нужно иметь пред мысленными очами своего сердца. Ибо он сказал знаменитые слова, которые мало кто знает в точности, но знают в простых выражениях. Например, все мы с детства усвоили фразу: «Бог дал, Бог взял». А эти слова принадлежат праведному Иову: «... наг я вышел из чрева матери моей, наг и воз¬вращусь. Го¬с¬по¬дь дал, Го¬с¬по¬дь и взял; как угодно было Го-с¬по¬ду, так и сделалось; да будет имя Го¬с¬по¬дне благо¬словен¬но!» (Иов. 1, 21). Вот такими мыслями обыкновенно живет верующий человек, да и просто хорошие люди. Хотя могут и не знать, что за тысячи лет до нас с вами жил на Земле праведный Иов, и как все нормальные добрые люди, руководствовался этим правилом: что Бог делает, то все к лучшему.
Сегодня также день рождения святого царя Николая, который здесь на Уральской Земле, под Екатеринбургом принял здесь мученическую смерть со своей семьей. И в храме Спаса-на-Крови сегодня совершается торжественное богослужение. Царь страстотерпец Николай родился в день памяти праведного Иова. И пример этого праведника как бы вдохновил его на те страдания, уничижения, мучения и смерть, которую в итоге не только он сам, царь, но и вся его семья восприяла и обитает теперь в райских селениях.
Еще хочу выразить вам, прихожанам этого храма, огромную благодарность за то, что вы совместно с настоятелем, уже теперь бывшим, отцом Владимиром, много потрудились, восстанавливая этот разрушенный храм. У вас это все происходило на глазах, а мы сравниваем фотографии и видим, что здесь было и что стало. Конечно, произошли разительные, гигантские перемены, потребовавшие большого труда, усердия, любви, жертв материальных и душевных. Потому что каждый раз, когда мы видим разрушающийся или разрушенный храм, то наше сердце страдает, оно болит и, тем самым, приносит духовную жертву за грехи, равнодушие, и безверие людей, которым безразлична судьба дома Божьего, безразличен Сам Бог, а значит безразлична их собственная судьба, вечная жизнь, спасение. На это всегда больно верующим людям смотреть. Мы уже, конечно, ко многому привыкли, но сердце наше все равно страдает и, как в песне поется, «любить не устало всем страданиям наперекор». Потому как бы ни старались нас приучить к равнодушию, к отрицанию святыни, сердце с этим никогда не согласится. Пройдут времена, и появятся люди, которые, ревнуя о славе Божьей, о своем спасении, придут и восстановят святыню, как это случилось с вашим храмом в вашем селе.
Ну и поблагодарим вас еще раз за этот храм, за то, что вы собрались на молитву и, конечно же, пожелаем Божьего благословения на труды ваши и на их продолжение, дабы храм, который еще далеко не закончен в своем восстановлении, мало-помалу пришел бы в надлежащий вид. Наверное, лет так сто назад этот храм был великолепным. И это создали наши предки, а их даже меньше было по количеству, чем ныне здесь живущих. И беднее они были, потому как машин не имели, даже не имели того, чтобы подняться наверх, никаких подъемных инструментов. А теперь пожалуйста: есть всякого рода краны, лебедки, леса разборные и прочее. То есть мы гораздо комфортнее живем, чем наши предки. Но они-то могли не только содержать этот храм, но и воздвигнуть его из ничего, а мы, к сожалению, пока еще не можем достигнуть в меру их трудов. С одной стороны как будто бы прогресс, цивилизация, а с другой стороны - какая-то недоразвитость у современного человека, который не в состоянии даже равняться с нашими древними отцами по силе, мужеству и видению красоты.
Ведь чтобы построить этот храм, нужно иметь особо устроенную красивую душу. Потому как если у человека нет в душе красоты, он ничего хорошего в жизни не может сделать, ибо рождается подобное от подобного: от репейников смоквы не растут, от осины апельсинов не бывает. Если такое произведение красоты неописанной, которое нам восстановить сложно, доступно было нашим предкам, то они имели красивые, могучие, сильные души. За это мы всегда им благодарны и молимся, и будем до скончания века, пока стоят церкви Божии, молиться о них как о создателях, благотворителях и украсителях святого храма сего. И также о нас, о тех, кто потрудился в свою меру, тоже будет возноситься молитва в этой же форме и лично каждому по усердию его воздастся от Господа.
Думаю и верю, что Бог мира, любви и благодати коснется наших душ, сделает их более светлыми, радующимися жизни этой и жизни вечной. Аминь.
Христос воскресе!

«Святым духом всякая душа живится и чистотою возвышается»

NIK 243329 мая в Колчеданской школе-интернате произошло поистине историческое событие - 25 детей приняли святое крещение.
30 мая 2012

Нужна помощь!