Каменская Епархия

Карта сайта

Преосвященный Мефодий: "Церковь — надежный партнер государства в преодолении наркотической беды"

Статья епископа Каменского и Алапаевского Мефодия "Координация деятельности церковных организаций в реабилитации наркозависимых" опубликована в издании "Федеральный справочник. Национальная безопасность России", том № 3.

Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Преосвященный Мефодий рассказывает об истории становления реабилитационной деятельности Церкви, о принципах и этапах церковной реабилитации, создании единой сети помощи наркозависимым гражданам и потенциале Церкви как партнера государства в деле противодействия наркомании.

Сайт Каменской епархии публикует статью "Координация деятельности церковных организаций в реабилитации наркозависимых" в полном объеме.

Координация деятельности церковных организаций в деле реабилитации наркозависимых, апробация и внедрение церковной методологии реабилитации и взаимодействие церковных реабилитационных структур с государственными и общественными организациями

Кто такие наркоманы и исцелима ли наркомания

Вокруг наркомании, наркоманов сложилась устойчивая мифология, которая не соответствует реальности. Пока она не будет отброшена, проблему, достигшую уровня национальной катастрофы, решить не удастся. Создать эффективную систему помощи попавшим в наркотическую зависимость людям – национальную систему реабилитации и ресоциализации – возможно только при принятии общественным сознанием двух тезисов: наркозависимые граждане достойны помощи и им можно помочь. Образ наркомана, до сих пор тиражируемый средствами массовой информации и прочно укоренившийся в народе подталкивает дать на эти тезисы отрицательный ответ.

Наркоманы, кто они такие? «Дегенераты», «преступники», «уроды»? Таковыми их до сих пор считает значительное, если не подавляющее большинство граждан нашей страны. После пятнадцати лет реабилитационной работы с подсевшими на наркотики молодыми людьми, автор убедился, что в действительности это украденные у нас наши дети. В каком возрасте дети впервые дегустируют наркотик? В девяностые годы это происходило где-то в 12-14 лет, сейчас – в 10-12.  Когда употребление становится регулярным? Лет в 15-19 или чуть позже. В возрасте 22-25 лет они уже начинают «выпадать в осадок»: становятся полностью асоциальными личностями, ужасом для посторонних и проклятием для близких – родственников и друзей. Именно в этот заключительный период долго скрывавшейся болезни написан портрет типичного наркомана, который и стал его визитной карточкой. Зададим вопрос: те, кто подсел на наркотики, хуже или, может быть, несчастнее других?

Не секрет, что взрослые люди отнюдь не всегда просчитывают последствия своих действий, позволяя себе многое из того, что наносит вред, главное, чтобы расплата не наступила мгновенно. Не боятся за последствия. Ребёнок, когда ему предлагают проглотить пилюлю или нюхнуть для получения «кайфа», да ещё даром, в лучшем случае боится ремня. Можно ли требовать от ребёнка, чтобы он был мудрее взрослых в своих поступках? Благодарю Бога, что во времена моего детства наркотики были недоступны и мне не предлагали их попробовать.

Не следует впадать в крайность и утверждать, что наркопотребители всего лишь невинные жертвы обстоятельств, каждому из них есть в чём каяться. Наркомания согласно официальному мнению Церкви это не только тяжелая болезнь, но также и грех. Грех, которым все в различной степени повязаны. И те, кто подсел, и те, кто подсадил, и те, кто попустил, и те, кто отстранился под предлогом, что это его никак не касается. Все окажутся на скамье подсудимых на суде своей совести. Не все в этой жизни несут соразмерное вине наказание, в отличие от подсевших на наркотики: они все без исключения пожизненно наказаны тяжкой болезнью. Излечима ли эта болезнь?

Ожесточающий население, повергающий в отчаяние наркозависимых и их ближайшее окружение догмат гласит, что наркомания неизлечима, что наркоман – он навсегда наркоман, что наркотик умеет ждать. К счастью, это не так. С одной стороны, нельзя отрицать, что в организме, в его функционировании у наркомана произошли необратимые, не исчезающие со временем изменения. Преуспевшие в наркотическом саморазрушении уже никогда не вернут себя в изначальное состояние ни самостоятельно, ни с чьей-либо помощью, в частности, не смогут контролировать свое употребление спиртного. С другой стороны, наркозависимый может оставаться трезвым, не употреблять психоактивные вещества сколь угодно долго, жить полноценной активной жизнью вплоть до своего отшествия из этого мира в доброй старости. Его болезнь не будет проявляться, не будет отравлять его жизнь. Во многих случаях допустимо говорить, что наркоман в этих людях не затаился, а умер. Украл несколько лет жизни, унёс с собой часть здоровья, внес в жизнь человека дополнительные ограничения. Но всякий согласится, что запрет на бокал вина во время застолья совсем не инвалидность. Так что можно с полным правом говорить, что, хотя болезнь неизлечима, наркозависимый может преодолеть свою болезнь – вылечиться.

Правда состоит в том, что не все наркоманы безвременно погибают: немало тех, кто, исцелившись, живёт среди нас. Говорю на основании личного опыта и опыта друзей, не с чужих слов знающих предмет. Более половины воспитанников, решавших проблему зависимости на приходе, которым мне довелось руководить в течение многих лет, живут нормальной радостной жизнью. У наркомана есть шанс возродиться, и есть возможность вернуться в общество достойным гражданином. Вот только как его общество встретит? Будут ли окружающие искренне рады его возвращению? Завязавшие с наркотиками знают, почему им лучше молчать о своём наркоманском прошлом.

Церковь считает попавших в наркотическую зависимость людей частью своей паствы, не отворачивается от них. В концептуальном документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых»[1] записано: «Наркомания — это грех, но вместе с тем наркоман — это и больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца… Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Любой человек способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения… Вне зависимости от тяжести и срока наркотической зависимости, Господь силен излечить страждущего данным недугом при искреннем желании последнего. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости. Служители Церкви могут и должны оказать помощь человеку, решившемуся прекратить употребление наркотиков, участвуя в процессе исцеления в качестве соработников Божиих».

История становления реабилитационной деятельности Церкви

  1. Период отдельных инициатив. Уже более двадцати лет в Русской Православной Церкви проводится реабилитация наркозависимых. Пастырям пришлось столкнуться массово с этой категорией людей в середине 90-х годов. Для духовников это было новое явление, по отношению к которому надо было вырабатывать особый подход. Наркотики – это одна из главных составляющих родившейся во второй половине XX века внецерковной молодёжной субкультуры, изначально враждебно настроенной по отношению к церковной системе ценностей и христианскому миропониманию.

Первые опыты общения с наркозависимыми у духовников в основном не были особо удачными. Известны случаи положительного исхода встречи, но в массе взаимонепонимание и отторжение были обоюдными. Поначалу нелегко было догадаться, что встречу священника и наркомана продуктивнее рассматривать не как встречу двух говорящих на родственном языке иностранцев, а как встречу двух инопланетян. Несмотря на первоначальные неудачи, у многих служителей церкви не исчезало желание найти способы результативной помощи наркозависимым, и ими на этом пути постепенно накапливался положительный опыт. Те, кому удавалось находить верный подход, продолжали всё более успешно развивать реабилитацию, остальные священнослужители, после ряда неудачных попыток – самоотстранялись. Показатель успеха у тех, кто всерьёз и надолго занялся реабилитацией наркозависимых, казался неправдоподобно большим: более 50% выхода в ремиссию.

Начальный период реабилитационной деятельности Церкви можно назвать периодом частных инициатив в этой сфере ряда религиозных общин (приходов и монастырей) и находящихся под эгидой Церкви организаций православных мирян. На момент завершения данного периода в активе Церкви насчитывалось до 40 проводящих основной этап реабилитации центров, расположенных в различных регионах России. Центры распределялись на территории страны крайне неравномерно. На уровне регионов наибольших успехов церковная работа с наркопотребителями достигла в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на уровне федеральных округов лучше остальных выглядел Сибирский федеральный округ. Наиболее отстающим был и остается Дальневосточный федеральный округ.

  1. Становление реабилитации на общецерковном уровне. Начало нового этапа, в котором антинаркотическая деятельность в Церкви выходит на уровень епископата, связано с созданием 1 октября 2010 года в структуре Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (СОЦБСС) Координационного центра по противодействию наркомании. Координационный центр на общецерковном уровне координирует антинаркотическую деятельность церковных и находящихся под эгидой Церкви организаций, занимается сбором и анализом информации о деятельности церковных организаций в этой сфере, разрабатывает методические и концептуальные документы по реабилитационной деятельности Церкви, организует и проводит семинары и другие обучающие мероприятия, координирует взаимодействие церковных реабилитационных структур с государственными и общественными организациями.

Самой важной в начальный период работы Координационного центра стала деятельность по подготовке Соглашения о взаимодействии Русской Православной Церкви и Государства в лице Государственного антинаркотического комитета. Соглашение было подписано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем ГАК Виктором Петровичем Ивановым 21 декабря 2010 года. Можно рассматривать Соглашение о взаимодействии Русской Православной Церкви и ГАК в качестве официального начала совместной системной деятельности государства и Церкви по противодействию наркомании. Данное Соглашение не осталось декларативным документом. В рамках Соглашения была создана постоянно действующая рабочая группа, сформированная из представителей Церкви и представителей министерств, входящих в ГАК. Сопредседателями рабочей группы были назначены со стороны Церкви – председатель СОЦБСС епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, со стороны государства – руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета, заместитель директора ФСКН России Николай Борисович Цветков. Рабочая группа собиралась не реже двух раз в год для решения различных вопросов и планирования совместных церковно-государственных мероприятий по противодействию наркомании.

Также в рамках Соглашения в 2011 году Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению был учрежден Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского для финансовой поддержки церковных инициатив по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых. Главным и до сих пор единственным источником финансирования Фонда являются различные, в первую очередь государственные, гранты и субсидии. Не преодоленная в общественном сознании жесткая стигматизация наркозависимых легко объясняет, почему у руководителей негосударственных финансовых структур, состоятельных граждан и в целом у населения страны нет желания вносить пожертвования на помощь подсевшим на наркотики маргиналам. Наркозависимые традиционно замыкают утвердившуюся в согласии с предпочтениями граждан воображаемую очередь за благотворительной помощью: они неизменно крайние. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 года №442-ФЗ не включил страдающих наркоманией в число граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Их реабилитация и ресоциализация в рамках этого закона не может получить финансовую поддержку.

Благотворительный фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского успешно участвует в различных конкурсах на получение грантов и субсидий. В частности, Фонд имел возможность принять участие в конкурсах на предоставление субсидии Минэкономразвития в 2012 и 2014 годах. Заявка Фонда 2012 года «Повышение эффективности, качества и масштаба социальной деятельности Русской Православной Церкви по профилактике наркомании и помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость» заняла первое место по итогам проводимого министерством конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций. Заявка 2014 года «Создание сети реабилитационных структур как площадки для развития и передачи инновационных технологий, обмена опытом, информационного и методического сопровождения НКО, проводящих комплексную реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых на территории РФ» вновь завоевала первое место по итогам конкурсного отбора Минэкономразвития[2]. С 2013 года Фонд по итогам конкурса заявок получает субсидию Комитета общественных связей города Москвы на реализацию проекта «Создание координируемой Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского системы помощи наркозависимым на базе церковных организаций Москвы». В 2015 году эта программа Фонда по оценке Экспертного совета Конкурса набрала 86,45 баллов из 100 возможных – и заняла третье место в общем рейтинге заявок и первое место среди проектов в направлении «Милосердие и забота». Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского также неоднократно выигрывал в конкурсах Лиги Здоровья Нации, Православной инициативы.

Важным достижением данного периода становления антинаркотической деятельности Церкви является подготовка и принятие концептуального документа, в котором сформулировано отношение Церкви к наркомании и наркозависимым, выражен церковный взгляд на различные методики реабилитации, выделены приоритетные направления церковной реабилитационной деятельности, регламентирована антинаркотическая деятельность канонических подразделений Церкви на общецерковном и епархиальном уровнях, намечены основные направления взаимодействия Церкви с государственными и общественными организациями в этой сфере. Документ готовился в рамках работы Межсоборгого присутствия[3], к работе в качестве экспертов были привлечены сотрудники Координационного центра по противодействию наркомании СОЦБСС. Документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» принят на заседании Священного Синода от 26 декабря 2012 года (журнал № 128).

В этот же период была написана и издана «Методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине», которая является собственным церковным ответом на вызов эпидемии наркомании в стране (первое издание – 2012 год, второе, исправленное и дополненное – 2013 год[4]). Методология – это основанная на христианском вероучении система реабилитации наркозависимых. Она фиксирует успешный многолетний опыт ряда православных приходов, подробно останавливаясь на этапах реабилитации, форме и содержании работы с наркозависимыми, функциях участников процесса и других составляющих реабилитационной деятельности. Главная ценность книги – возможность ее практического применения.

18 июня 2015 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Документ подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова. По словам Святейшего Патриарха, взаимодействие Русской Церкви и Министерства здравоохранения РФ активно развивается в силу того, что «определяются все новые и новые области, где Церковь и здравоохранение могли бы совместно работать для того, чтобы лечить людей и поддерживать здоровый образ жизни».

Статья 12 Соглашения гласит: «Стороны взаимодействуют в сфере оказания духовной и медицинской помощи лицам, страдающим алкогольной зависимостью, токсикоманией, наркоманией, игроманией. Для целей настоящей Статьи Стороны осуществляют взаимодействие по вопросу поддержки деятельности реабилитационных центров, созданных религиозными организациями Русской Православной Церкви».

Реализация заложенных Соглашением возможностей системного взаимодействия реабилитационных структур Церкви и учреждений Минздрава является заданием на ближайшее будущее.

В настоящее время Церковь в рамках своей уставной деятельности начинает объединение своих реабилитационных структур на территории Российской Федерации в единую сеть помощи наркозависимым. Начинается качественно новый период в становлении церковной реабилитации. Все, что сделано до сих пор в данном направлении церковными организациями, а также находящимися под патронажем Церкви общественными объединениями, следует рассматривать лишь как пролог для этого масштабного строительства. Невозможно преуменьшить или обесценить все, что сделано на поприще церковной реабилитации священниками и мирянами, начавшими свою жертвенную помощь попавшим в наркотический плен людям по зову сердца. Но размеры России, равно как и масштаб проблемы требуют гораздо более адекватного ответа на вызов, достигший уровня угрозы национальной безопасности государства. В то время как дельцы от наркомафии включили в круг постоянных клиентов до 2,5 миллионов россиян, в реабилитацию при Церкви может быть вовлечена едва ли одна тысячная доля этих несчастных. Спрос на церковную реабилитацию многократно превышает предложение.

На начало 2016 года в списке Координационного центра по противодействию наркомании СОЦБСС числится 75 реабилитационных центров, находящихся под эгидой Церкви в Российской Федерации. Из них мужских центров 66, женских 5, проводят реабилитацию и мужчин, и женщин 4 центра. Почти 90% от общего числа центров (64) находятся в сельской местности. Особая социальная значимость реабилитационной деятельности Церкви заключается в том, что помощь малоимущим наркозависимым гражданам и членам их семей церковными организациями оказывается на безвозмездной основе. Две трети центров даже за проживание и питание не требуют платы. Более половины расходов на содержание церковных центров покрывают частные пожертвования, значительную часть (порядка 20% согласно мониторингу 2013 года) составляют добровольные взносы родственников. Вопрос питания наркозависимых воспитанников помогает решать подсобное хозяйство. Объем государственной поддержки не превышает 1%.

Приоритетная методика церковной реабилитации и оценка ее эффективности

Священники-энтузиасты, включившиеся в реабилитационную деятельность в 90-е годы прошлого столетия, использовали заимствованные из мирового опыта эффективные методики, совмещая их с собственными наработками, основанными на православных аскетических традициях. Наиболее приемлемой для реализации в православных реабилитационных центрах оказалась методика, основанная на принципах Терапевтических сообществ. В православных центрах, работающих по данной методике, консультантами могут быть профессиональные психиатры, психологи, социальные работники, а также православные священники, отвечающие за «духовную терапию» (духовное окормление). Важную роль в жизни Терапевтических сообществ играют волонтеры. Реабилитация по данной модели проходит, например, в центре «Радуга», расположенном в городе Кимры Тверской области при храме Вознесения Господня. Некоторая часть реабилитационных центров в качестве реабилитационной методики использует Миннесотскую модель, совмещающую «Программу 12 шагов» с достижениями психологии. Это, в частности, центр фонда «Старый свет», расположенный в с. Ерино города Москвы при храме Покрова Божией Матери.

В те же годы начинается становление методики, являющейся собственно церковным ответом на вызов наркомании. В реабилитационную деятельность непосредственно включились некоторые церковные общины, приходские и монашеские. Их опыт свидетельствует, что возможно органичное вхождение реабилитационного процесса в жизнь общины, что реабилитация совмещается с традиционным укладом духовной жизни приходов и монастырей, не разрушая его. Реабилитация по данной методике успешно осуществляется в монашеской общине при Свято-Георгиевском храме села Георгиевское Кинешемской епархии. При написании «Методологии социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине» предпринята попытка обобщить и структурированно изложить опыт Свято-Георгиевского прихода и целого ряда церковных общин по реабилитации наркозависимых. Творческая работа по осмыслению и систематическому изложению методики реабилитации в церковной общине, одновременно стимулировала дальнейшее совершенствование реабилитационного процесса. Данная методика рассматривается в Церкви в качестве приоритетной.

Исходя из опыта реабилитационной деятельности церковных общин были сформулированы три основных принципа церковного понимания реабилитации зависимого человека:

Принцип 1. Реабилитация в Церкви есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой во всей полноте церковной жизни.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.

Первый принцип говорит о том, что основная роль в церковной реабилитации принадлежит действию Бога, Его нетварным энергиям. Второй принцип – о том, что терапевтической средой, в которой протекает реабилитационный процесс, является сама церковная община, стремящаяся жить согласно заповеди по закону любви. Третий — о том, что руководящие реабилитацией служители Церкви должны иметь ясное представление о природе зависимости, путях ее преодоления, обладать информацией о существующей местной системе поддержки людей, зависимых от психоактивных веществ. В процессе реабилитации помогающий должен вооружить реабилитантов необходимыми знаниями о зависимости и борьбе с нею.

Основной этап реабилитации, проходящий в церковной общине, делится на три периода в соответствии с известной Евангельской притчей о блудном сыне: прийти в себя, прийти к Богу, вернуться к людям. Эта последовательность обусловлена как природой зависимости, так и причиной, по которой наркозависимый человек оказался в церковной ограде. То, что он пришел в церковь, не должно вводить в заблуждение: привело его сюда совсем не богоискательство, не раскаяние о множестве совершенных преступлений. Для большинства наркозависимых стремление в церковь, это не стремление «к», это бегство «от». Бегство от всей совокупности хаоса и разрушения, которые наркоман стремительно распространяет вокруг себя, и от которых первый же страдает. Бегство от смерти, которая уже открыла на него сезон охоты. Более всего беглец из мира желает разобраться со своей болезнью, найти ее истоки, обрести противоядие. На первом этапе «прийти в себя» с помощью служителей Церкви он именно этим и занимается. Среда обитания оказывает на человека могучее влияние, и противостоять общему направлению жизни окружающих почти невозможно. В центре приходской и монашеской жизни находятся Бог и богослужение, все иерархически выстраивается вокруг этого центра. К этому центру в какой-то момент устремляется и наркозависимый воспитанник. Когда вопрос с болезнью более или менее проясняется и перестает мучить, органично начинается второй этап «прийти к Богу». На приходе, в церковной общине наркозависимый получает опыт нового бытия, как правило, становится его приверженцем. Наконец, приходит время подумать о возвращении домой. Как сохранить в миру трезвость, привнести в прежнюю среду проживания закваску новой жизни, полученной при Церкви? Решению этой задачи посвящен последний этап реабилитации «вернуться к людям». Основной этап реабилитации в большинстве центров длится от года до полутора лет.

В целом реабилитационный процесс в Церкви включает в себя следующие этапы:

  1. Первичное консультирование. Проводится в кабинетах первичного приема или заочно по телефону доверия.
  2. Дезинтоксикация. Проводится по договоренности в медицинских учреждениях.
  3. Мотивационный период. Проводится в низкопороговом мотивационном центре или амбулаторно. В этот период пациента настраивают на полный отказ от употребления изменяющих сознание психоактивных веществ, мотивируют на дальнейшее прохождение реабилитации.
  4. Основной период реабилитации. Проводится в реабилитационном центре, организованном на принципах Терапевтического сообщества, либо внутри церковных общин, приходских или монастырских, с участием реабилитанта в церковной жизни. Основной период реабилитации целесообразно осуществлять в церковных организациях, расположенных на значительном удалении от места, где формировалась наркотическая зависимость.
  5. Ресоциализация. Проводится в центре (адаптационная квартира, «дом на полпути»), расположенном в каком-либо из крупных городов, под контролем специалистов. Прошедшему реабилитацию человеку предоставляется жилье, оказывается помощь с трудоустройством. У него имеется возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника.
  6. Постреабилитационное сопровождение. С согласия прошедшего реабилитацию человека с ним поддерживает связь проводившая реабилитацию церковная община, которая, в случае необходимости, может оказать ему поддержку. Священнослужитель храма, прихожанином которого становится или продолжает быть прошедший реабилитацию, осуществляет его пастырское сопровождение.
  7. Работа с родственниками. Чаще всего проблема наркотизации человека – это не только его личная проблема, но и проблема всей его семьи. При поступлении сына (дочери) или мужа (жены) на реабилитацию семье помогают с помощью специалистов выйти из состояния созависимости, решить те семейные проблемы, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию. В отдельных случаях, когда становится очевидным, что проблемы, толкающие человека к наркотикам, самой семьей преодолены быть не могут, ему может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.

Как оценить эффективность методики реабилитации? Путь первый – отслеживать в течение нескольких лет жизнь наркозависимых после прохождения реабилитации, каким-то образом контролировать их трезвость. Если для государства в некоторой степени это возможно реализовать по отношению к поставленным на наркологический учет наркозависимым гражданам, то для негосударственных центров это полностью нереализуемое пожелание. Конечно, сотрудники церковных центров интересовались дальнейшей судьбой своих воспитанников-реабилитантов, делились успехами с сотрудниками других центров, радовались, что большинство прошедших реабилитацию выходили в ремиссию. Успехи вдохновляли продолжать начатую деятельность по помощи наркозависимым. Но ни сами методики оценки, ни их точность не могут претендовать на научную достоверность.

Путь второй – провести анализ методики реабилитации: выявить наличествующие в ней отдельные технологии работы с людьми, оценить полноту и внутреннюю непротиворечивость сочетания этих технологий. Если они проверены и доказана их эффективность, если они органично сочетаются друг с другом и наличествует их полнота, то можно сделать заключение, что реабилитационная методика эффективна как единое целое.

Подобный анализ методологии социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине провела рецензент методологии, доктор медицинских наук, профессор Сирота Наталья Александровна[5]: «Предложенная Церковная методология является уникальной. Она является «органичным плодом Церковного древа» и отвечает глубинным ожиданиям российского менталитета. С целью определения соответствия рецензируемой работы с имеющимися методологическими направлениями эффективной реабилитации лиц, зависимых от наркотиков, была проведена исследовательская работа, направленная на выявление соответствия предложенного варианта церковной реабилитации наркозависимых основным принципам успешной реабилитации наркозависимых, разработанным в России при анализе наиболее эффективных реабилитационных программ, работающих в странах Восточной и Западной Европы[6]. Основные принципы успешной реабилитации, отмеченные отечественными исследователями совместно с экспертами Совета Европы в области реабилитации наркозависимых … (здесь в рецензии перечисляются 17 принципов реабилитации, делающие ее успешной — прим. автора). В предложенном варианте методологии большинство данных принципов (за исключением принципа 17[7]) провозглашаются как неукоснительные или учитываются на продуманных и серьезных основаниях. Это позволяет заключить, что методология церковной реабилитации является адекватной запросам научной общественности и сегодняшнего дня и имеет все основания быть успешной и эффективной»[8]. Таким образом, согласно оценке видного представителя научного сообщества методика социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине, основанная на многовековой аскетической традиции православия и согласная с церковной антропологией, в то же время является современным инновационным продуктом.

Необходимо отметить следующее: «Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя методы, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения»[9].

Единая сеть помощи наркозависимым гражданам

Ни одна церковная организация (приход, монастырь), почти никакая епархия даже в отдаленной перспективе не смогут реализовать все этапы реабилитации в должной полноте. Лечение био-психо-социо-духовного заболевания – наркотической зависимости, – рекомендуется проводить в регионах, удаленных от мест, где сформировалась зависимость, и даже отдельные этапы системы помощи целесообразно дистанцировать друг от друга. Только в масштабах Церкви, при выстроенном взаимодействии реабилитационных и вспомогательных структур многих епархий, возможна полноценная реализация каждого этапа описанного выше реабилитационного процесса. Полномочиями осуществлять данное взаимодействие в масштабах всей Церкви обладает Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению непосредственно или посредством создаваемых им специальных структур – Координационного центра по противодействию наркомании и Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского. Конечная цель объединения — на постоянной основе и на должном уровне осуществлять взаимодействие всех церковных и находящихся под эгидой Церкви НКО в деле помощи конкретному наркозависимому человеку, дать ему возможность пройти все этапы единого реабилитационного процесса.

Для технического обеспечения деятельности БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского в его структуре создан информационно-аналитический центр. На смену взаимодействию с церковными и находящимися под эгидой Церкви организациями посредством электронной почты, телефонных и Skype-сессий разработана IT-система, которая призвана стать современным техническим решением для обеспечения эффективного взаимодействия организаций, входящих в единую общецерковную сеть помощи наркозависимым. Новая система позволит Фонду в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании. IT-система, представлющая собой web-приложение, создана на базе Microsoft Dynamics CRM. К системе будут постепенно подключаться церковные реабилитационные центры, кабинеты первичного приема, адаптационные квартиры и другие элементы церковной системы реабилитации. Новая IT-система позволит не только подбирать для обратившихся за помощью реабилитационные центры, но и бронировать в них места. Система является закрытой, работать в ней будут сотрудники церковной системы реабилитации, каждый со своим уровнем доступа. Система предполагает для пользователей такие функции как работа администраторов портала во внутренней закрытой учетной системе, ведение учета обращений клиентов реабилитационного центра или их родственников, наличие возможности выгружать данные для анализа и получения отчетов и многое другое. Перспективной целью Церкви является включение сети церковных реабилитационных структур как единого целого в созидаемую национальную систему реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Взгляд в будущее

3 сентября 2015 года в Зале Церковных Соборов Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению — главного форума, посвященного благотворительной деятельности Церкви. «Встречаются разные цифры, но более 60% реабилитированных наркоманов в наших реабилитационных центрах — это прекрасный показатель. И это достигается совместными усилиями медиков, духовенства и волонтеров, которые работают на преодоление этой национальной проблемы. Поэтому я и хотел бы в качестве приоритетной выделить также работу с алкоголиками и наркоманами», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

В настоящее время уже несложно представить, как при развитии событий по благоприятному сценарию в среднесрочной перспективе (лет через 5-7), может выглядеть процесс церковной реабилитации на территории России. В каждой епархии Русской Православной Церкви имеется отдел по противодействию наркомании, который координирует антинаркотическую деятельность церковных организаций, проводит обучающие семинары для клириков епархии, отвечает на региональном уровне за связь с общественными организациями и госструктурами по этой проблеме, находится в контакте с отделами по противодействию наркомании других епархий. В каждом областном центре и в больших городах открыты кабинеты для первичного приема наркозависимых, функционируют телефоны доверия. Наркопотребители, желающие прекратить наркотизацию, после дезинтоксикации направляются в один из церковных мотивационных центров, или амбулаторно готовятся к основному этапу реабилитации. Мотивационные центры, рассчитанные на проживание 20-30 наркозависимых воспитанников, имеются в каждом федеральном округе. Выпускники мотивационного центра имеют возможность продолжить реабилитацию в одной из церковных общин. В епархиях ряд приходов, а также отдельные монастыри, с благословения архиерея проводят основной этап реабилитации. Также под патронажем Церкви на принципах Терапевтического Сообщества создан ряд реабилитационных центров, каждый из которых находится на духовном попечении опытных священников. По окончании основного этапа реабилитации и возвращении в родной регион нуждающемуся воспитаннику предоставляется возможность в течение некоторого времени жить в центре ресоциализации («доме на полпути» либо адаптационной квартире), где он будет находиться под нежестким контролем, имея возможность получить консультацию специалиста и совет духовника. Каждому прошедшему реабилитацию человеку, должно быть обеспечено духовное сопровождение по месту жительства.

Заключение

Эпидемия наркомании является многосложной проблемой, потому не имеет простых решений, требует работы как с каждым отдельным человеком, так и со всем социумом в целом, и не может быть преодолена без взаимодействия государства с обществом и традиционными религиями. Мне хотелось бы, чтобы в деятельности по помощи наркозависимым гражданам государство рассматривало Русскую Православную Церковь как приоритетного партнера. Желаю этого не только потому, что в Синодальном отделе по благотворительности и социальному служению мне поручено отвечать за данное направление, а Отделу определено координировать всю антинаркотическую деятельность Церкви. Желание родилось достаточно давно и по более веским причинам. Русская Православная Церковь имеет потенциал стать основным после государства деятелем по реабилитации наркозависимых на территории России. Во-первых, Православная Церковь имеет большой кредит доверия у граждан страны, население верит, что Церковь может компетентно работать с наркозависимыми людьми, успешно заниматься реабилитацией. Во-вторых, Русская Православная Церковь — единственная из религиозных и общественных организаций, структурные подразделения которой (приходы и монастыри) с достаточной плотностью расположены на всей территории России. Многие приходские и монашеские общины располагают достаточными материальными и кадровыми ресурсами для проведения на их базе основного этапа реабилитации. В-третьих, иерархическая организационная структура Церкви позволяет выстроить взаимодействие всех занимающихся реабилитацией приходов и монастырей, а также создать сеть вспомогательных церковных и общественных организаций для полного охвата реабилитационного процесса. Церковь понятный, предсказуемый, ответственный союзник государства в решении любых социальных проблем. В истории России можно найти множество примеров того, как Церковь помогала государству отвечать на самые сложные вызовы, выжить в самые сложные времена, более того, Церковь формировала саму Российскую государственность. Эпидемия наркомании не может быть остановлена силами одного только государства, Церковь может быть надежным партнером в преодолении этой национальной трагедии[10].

[1]Принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года.

[2]Проект находится в стадии реализации.

[3] В периоды между проведением Архиерейских Соборов, для подготовки решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви, действует Межсоборное Присутствие. В задачи Межсоборного Присутствия входит предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Архиерейским Собором, подготовка проектов решений по этим вопросам, а также, по поручению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода, подготовка решений Архиерейского Собора и Священного Синода. Архиерейский Собор – высший орган власти в поместных Церквях, полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов.Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между соборами.

[4] «Методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине» – игумен Мефодий (Кондратьев), Р.И. Прищенко, Е.Е. Рыдалевская. Предисловие Н.М. Сироты. — М.: ООО «Адвансед Солюшнз», 2013.

[5]Сирота Наталья Александровна –доктор медицинских наук, профессор, заведующей кафедрой клинической психологии ГОУ ВПО «Московского Государственного медико-стоматологического университета», руководитель отдела «Профилактические и реабилитационные программы» Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития России (2011 год).

[6]Реабилитация лиц, зависимых от наркотиков. Под ред. Ю.В. Валентика и Н.А. Сирота, М. Литера — 2000, 2002г. Под эгидой Совета Европы

[7] Принцип 17: «Реабилитационный процесс предполагает использование медицинской, психологической, социальной диагностики и мониторинга состояния реабилитируемых и соответствующее применение адекватных вмешательств».

[8] Методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине / Игумен Мефодий (Кондратьев), Р.И. Прищенко, Е.Е. Рыдалевская.; Предисловие Н.М. Сироты. — М.: Лепта Книга, 2012. — 152 с. — (Серия «Азбука милосердия»: методические и справочные пособия.)

[9] Документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых»

[10] Информация по антинаркотической деятельности Русской Православной Церкви содержится на сайте www.protivnarko.ru

Статья епископа Каменского и Алапаевского Мефодия «Координация деятельности церковных организаций в реабилитации наркозависимых» опубликована в издании «Федеральный справочник. Национальная безопасность России», том № 3.

***

Пресс-служба Каменской епархии

Нужна помощь!