Каменская Епархия

Карта сайта

Разделы

Рождественские Святки в Сухом Логу

Святки - это особая часть зимних православных праздников, которые начинаются Сочельником в вечер 6 января, а заканчиваются Крещенским сочельником 18 января.

Большинство государств мира, в том числе и Россия, отмечают христианский церковный праздник Рождества Христова на государственном уровне. Кроме завораживающих церковных ритуалов и служб у нас широко распространены многочисленные народные традиции празднования рождения Спасителя.

В Сухом Логу (по воспоминаниям старожилов) в советский период на Святки рядились, ходили по домам, колядовали, не смотря на запреты со стороны местных властей и преследования милиции. Долгое время Советская власть считала Рождество чуждым празднованием. В 1935 году Рождественские традиции были трансформированы в Новогодние и стали культивироваться по всей стране. С 1937 года неотъемлемым персонажем новогоднего сценария (в клубах, школах и т.д.) стала героиня русской народной сказки Снегурочка. Но, несмотря на это, в народе были сохранены праздничные рождественские традиции, в том числе и щедровки с колядками, дошедших до наших дней практически в своем первоначальном виде.

С 2013 года участники общественного движения «Центр традиционной народной культуры ГО Сухой Лог» шествуют праздничной процессией по городу, колядуют по родным и близким на Святки, прославляя рождение Спасителя, желая хозяевам благополучия, поют рождественский тропарь и колядки. Дети из фольклорного объединения «Уральские традиции» центра дополнительного образования так же участвуют в праздничных шествиях во внеурочное время.

До революции пора Святок для молодёжи, особенно неженатой - это подготовка к созданию семей, продолжению своего рода. Молодёжь каталась на снежных горках, лошадях, собираясь вместе в избах молодые парни, девки пели, играли, плясали, знакомились и присматривались друг к другу. Теперь в современных условиях сухоложская молодёжь Центра традиционной народной культуры возвращает себе народную традицию.

Ежегодно сухоложане приезжают на рождественскую вечёрку в первоуральский Народный дом, где собирается молодёжь со всего Среднего Урала. Праздник начинается с вертепного представления, где дети со своими родителями разыгрывают кукольное представление рождения Христа и гибель вероломного царя Ирода.

После окончания представления все поют «многая лета» и молодёжь начинает плясать кадрили. Особенностью кадрилей является то, что каждый парень перетанцует со всеми девушками. По правилам девушка не может отказать парню, когда он приглашает её на танец, в этом заложен глубокий жизненный смысл, позволяющий всем найти себе пару на основе взаимного уважения.

Традиционно на вечёрке разыгрывается народная драма «Царь Максимильян».

Содержание пьесы повествует, как грозный царь Максимильян узнает, что его сын Адольф отказывается отречься от веры христианской и признать «кумирских» богов. В гневе он велит заковать его в цепи и заключить в тюрьму. Через некоторое время царь снова призывает сына и спрашивает, одумался ли он. Адольф почтителен, но непреклонен. На все требования отца он неизменно отвечает: «Я ваши кумирные боги терзаю под ноги, как хочу, так и топчу!» Тогда царь Максимильян призывает палача и приказывает ему срубить «вздорному» и «непокорному» сыну Адольфу голову. По приказу царя является старик-гробокопатель по имени Маркуша, которому царь велит ему убрать «это мерзкое тело, чтоб оно поверх земли не тлело.

Во всевозможных вариантах народной драмы проявляется смелое до конца отстаивание своих убеждений перед лицом царя-деспота. Народная сатира в драме постоянно перекликается с современными бытовыми и общественными проблемами, зрители выкрикивают реплики, «народные артисты» парируют остроумными ответами и импровизируют в своей роли.

Особое развитие темы получило в первоуральском Народном доме появление «доктора», который лечил «по компьютеру», выписывал огромные счета за лечение и производил нелепые медицинские процедуры над покойником.

Крайняя простота построения пьесы и всего ее словесного оформления сообщает ей не только весьма своеобразную и по-своему очень действенную художественную выразительность, но и обусловливает ее исключительную доходчивость до самого неискушенного зрителя.

Народный праздник продолжается молодёжными танцами, играми, общим застольем и весёлым общением.

Эти славные традиции достались нам от наших благочестивых предков, живших в народных традициях, которые создавали крепкие семьи и сильное государство.

*** *** **

*** ***

Худорожков Вадим Александрович

пресс- служба СР ОД «Центр традиционной народной культуры ГО Сухой Лог»

Нужна помощь!