Храм под брезентовым пологом

В 473 Окружном учебном центре (п.Елань) состоялись стрельбы штатным снарядом, что у танкистов является вершиной боевой учебы.

Психологически подготовить курсантов к выполнению этого ответственного упражнения также важно, как и отточить их ратное мастерство.

Памятуя об этом, помощник командира ПКРВВ, настоятель гарнизонного храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей Николай Гвоздев отслужил в походном храме Божественную литургию.

Походный храм ничем не отличается от других армейских палаток. Разве лишь тем, что на ее фронтоне укреплен православный крест, а под ним изречение великого русского полководца Александра Васильевича Суворова: «Молись Богу, от Него победа!»

А под брезентовым пологом умиротворенно горят свечи, на иконостасе лики Спасителя и Пресвятой Девы Марии. Среди икон, висящих на брезентовых стенках палатки, икона былинного богатыря Ильи Муромца, прославленного Церковью в лике святых.

Идея создания передвижных православных храмов зародилась очень давно. Если мы обратимся к Библии, то первым походным храмом был переносной храм – Скиния, первый храм после выхода евреев из Египта. Этот переносной храм сопровождал иудеев, ведомых Моисеем, все 40 лет скитаний по пустыне. С ним же они вошли в землю Обетованную. Вот так Слово Божие не дало скитальцам упасть духом, оно укрепляло их веру в Божий промысел, не позволяло впадать в отчаяние.

В России первая передвижная церковь была сооружена в 1724 года. А в русско-японскую войну походные храмы в России начали создаваться по инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Она заказывала разработку и создание походных церквей, которые можно было разобрать и собрать, быстро доставить в любое мало-мальски населенное место к тем, кто нуждался в слове Божием.

Они нужны были и для медицинских работников, отряды которых посылались на Дальний Восток. Ведь кому как не раненым, больным и искалеченным нужно было поднимать дух, возвращать веру в свои силы. Иногда молитва, произнесенная батюшкой у изголовья больного, ставила его на ноги в буквальном смысле этого слова. Излечивая душу, молитва излечивала и израненное тело. В поддержке духа, безусловно, нуждались и врачи, видевшие каждый день страдания и смерть.
     За веру и Отечество! – говорили полководцы и воины минувших столетий, идя в бой. Те же слова были начертаны на медалях, орденах, на эпитафиях и мемориальных досках павшим на поле битвы воинам. Часто на местах былых сражений строили часовни, храмы и монастыри, как это было на Куликовом поле, на Бородинском поле и т.д. На примере подвигов дедов и прадедов при помощи Церкви воспитывались воины молодого поколения.

В  XIX веке в войсках был выработан единый подход к удовлетворению религиозных нужд защитников Отечества во время полевых выходов, учений и военных походов. В штате воинских частей появились полковые священники, которые служили  в походных храмах.
     Походные храмы представляли собой типовые армейские палатки, оборудованные утварью, необходимой для проведения богослужений, а также, как и обычные палатки, средствами пожаротушения, освещения: фонарями, керосиновыми лампами и другим необходимым оборудованием.
     Полковой храм устанавливался на первой линии палаток лагеря, перед местом построения войск, или в другом, специально отведенном месте, удобном для массовых богослужений. Полковой священник обычно проживал в отдельной палатке.
Во время массовых богослужений пологи палатки подымались, или палатка собиралась так, что видна была та ее часть, где во время богослужения находился священник, либо необходимая утварь выносилась из палатки на середину строя. В палатке воины могли помолиться и индивидуально, она всегда была открыта для посещения.

     Опыт предшествующих поколений защитников Отечества в части походных полковых храмов востребован и в наши дни. В условиях, когда роль идеологического противоборства в современных войнах и локальных конфликтах неуклонно повышается, использование полковых походных храмов для формирования и поддержания высокого морального духа военнослужащих, их духовно-нравственного, патриотического воспитания, представляется оправданным и перспективным.

Андрей Дмитриев

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.