Алапаевские мученики. Сергей Михайлович Романов и Феодор Семенович Ремез.

Великий князь Сергей Михайлович родился 25 сентября 1869 года в Боржоми Тифлисской губернии, был внуком царя Николая I. Его отец Великий князь Михаил Николаевич занимал опасный и ответственный пост наместника Кавказа – за 22 года он сумел завершить бесконечную войну с северокавказскими горцами и создать на Кавказе прочный бастион Российской Империи.

Отец хотел, чтобы его дети воспитывались в военном духе, строгой дисциплине и сознании долга. Воспитание Сергея Михайловича и его братьев было подобно прохождению строевой службы в полку. Они спали на узких железных кроватях с тончайшими матрацами, положенными на деревянные доски. Вставали в 6 часов утра, а «кто рискнул бы поспать еще 5 минут, наказывался самым строжайшим образом». Завтрак состоял из чая, хлеба и масла. Все остальное было запрещено, чтобы не приучать их к роскоши.

Восьмилетняя учебная программа состояла из уроков по Закону Божию, истории православной церкви, сравнительной истории других исповеданий, русской грамматики и литературы, истории России, Европы, Америки и Азии, географии, математики, языков и музыки. Князей учили обращению с огнестрельным оружием, верховой езде, фехтованию и штыковой атаке. Вопроса «Кем быть?» у них не существовало. Выбор карьеры лежал между кава-лерией, артиллерией и военным флотом.

Великий князь Сергей Михайлович окончил артиллерийское училище. В 1887 году Сергей Михайлович вместе с отцом, Председателем Государственного Совета Российской Империи, совершил путеше-ствие на Урал. В Екатеринбурге его отец Великий князь Михаил Николаевич взял на себя покровитель-ство Сибирско-Уральской научно-промышленной вы-ставки, а в 1891 году принял обязанности Августей-шего покровительства УОЛЕ (Уральского Общества Любителей Естествознания).

В разговоре с чекистом Кабановым в мае 1918 года Великий князь Сергей Михайлович сказал, что знает этот город, так как еще «младшим артиллерийским офицером пешком проходил все уральские заводы. Был и в Алапаевске…».

Сергей Михайлович носил имя преподобного Сергия Радонежского – печальника и молитвенника Русской земли. С детских лет он любил труд и занятия, а за время путешествия с отцом познакомился с нуждой простых людей и всей душой полюбил русский народ.

Находясь на высоком служебном посту, он всегда принимал всех просителей, внимательно выслушивал и делал все возможное. Среди главноначальствующих он особенно отличался своей простотой и ласковым обращением. До конца своих дней он был верным, искренним и преданным слугой Царю и Родине.

С 1905 года Сергей Михайлович занимает пост генерал-инспектора артиллерии. Накануне Первой мировой войны, вернувшись из Австрии, он доложил правительству о лихорадочной работе военных заводов европейских держав. В качестве генерал-инспектора артиллерии он сделал все, чтобы в предвидении неизбежной войны с Германией воздействовать на правительство в вопросе перевооружения нашей артиллерии.

После октябрьского переворота 1917 года Сергей Михайлович ограничился заверениями о лояльности к новому строю, совершенно устранился от политики. Он был холост и жил в Петрограде до тех пор, пока не был выслан в Вятку, затем в Екатеринбург, Алапаевск.

Вместе с ним в ссылку выехал Управляющий его делами Федор Семенович Ремез (1878-1918). В Петрограде у Федора Семеновича осталась семья. Этот близкий князю человек добровольно пошел с ним на страдание и смерть, исполнив этим завет Иисуса Христа. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 13,15).

Лишенные родного крова, оклеветанные, они были гонимы в родной земле. Последним земным пристанищем для них стала Напольная школа на окраине Алапаевска. Здесь Великий князь взял на себя переговоры с комиссарами из-за ужесточения тюремного режима и перевода узников на солдатский паек, последовавшего после убийства Великого князя Михаила Александровича в Перми.

Великий князь протестовал против такого насилия, но на его протесты не отвечали. Князь послал телеграмму в Екатеринбург председателю Областного совета: «… Не зная за собой никакой вины, ходатайствуем о снятии с нас тюремного режима. За себя и моих родственников, находящихся в Алапаевске».

Узники старались скрасить свое положение, работая на пришкольном участке. Вычистили его, посадили овощи и цветы, устроив уютный уголок для прогулок. На молитвы узники собирались в комнате Великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

В ночь на 18 июля 1918 года под предлогом переезда в более «тихое и безопасное» место князей Романовых тайно вывезли к заброшенной шахте, разыграв инсценированное нападение отряда белогвардейцев, якобы с целью освобождения князей. Затем алапаевских узников живыми сбросили в шахту.

Как показала медэкспертиза, Сергей Михайлович был убит выстрелом из револьвера, т.к. он оказал сопротивление убийцам и был застрелен у края шахты.

Когда все жертвы были в шахте, чекисты стали бросать туда гранаты, чтобы окончательно скрыть следы преступления. 

От взрыва гранат пострадало тело Федора Семеновича Ремеза, оно оказалось сильно обожженным.

Остальные мученики умирали в страшных страданиях от жажды, голода и ранений, полученных при падении на выступы разной глубины.

Протоиерей Александр Дубасов