Священномученик Константин Лебедев

Священномученик Константин Лебедев (1884–1918). День памяти: 9/22 июля

Священномученик Константин Николаевич Лебедев родился в 1884 году[1]. Проучившись около двух лет в Пермской духовной семинарии, он с 1906 года стал служить псаломщиком в Свято-Троицкой церкви села Аверинского Екатеринбургского уезда. Через некоторое время Константин Николаевич вступил в брак с девицей Натальей Ивановной, после чего, 12 апреля 1909 года, был рукоположен в диаконы. Первым местом служения отца Константина стала Богоявленская церковь села Кочневского Камышловского уезда, однако уже через два года он был переведен в Спасо-Преображенский храм села Уктусского Екатеринбургского уезда[2]. Известно, что 26 марта 1911 года в Уктусском появился на свет сын Николай[3].

25 сентября 1912 года в нижнем храме крестовой церкви архиерейского дома состоялось рукоположение отца Константина в священники с назначением к Пророко-Ильинской церкви поселка Усть-Уткинская пристань Верхотурского уезда. Здесь иерей прослужил в течение трех лет, а в октябре 1915-го последовал еще один его перевод — к церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери села Беляковского Камышловского уезда[4].

Настоятелем Владимирского храма был в то время маститый протоиерей Иоанн Богомолов — депутат Государственной Думы четвертого созыва, проповедник, немало потрудившийся на поприще разъяснения учения Святой Церкви. Он входил в уездный миссионерский комитет, был известен своими противораскольническими беседами, о которых не раз упоминалось в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях». Несомненно, жизнь и служение с таким пастырем дали отцу Константину опыт общения со старообрядцами, что, вероятно, особенно пригодилось батюшке после того, как его перевели к церкви во имя блаженного Прокопия Устюжского села Катарацкого Шадринского уезда (более половины населения местного прихода было привержено расколу).

Очередной (и последний) переезд семьи Лебедевых состоялся уже перед революцией: отца Константина назначили служить в Спасской церкви села Уецкого Камышловского уезда[5].

Село это (бывшая Уецкая слобода) расположилось в семидесяти километрах от Камышлова, недалеко от железнодорожной станции Поклевской, на левом берегу реки Пышмы. Название свое оно получило от находящегося поблизости озера Уецкого. Первый каменный храм с престолами в честь Всемилостивого Спаса и иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» был заложен здесь в 1807 году и сооружался на средства прихожан. В мае 1863-го в Уецком произошел сильный пожар, уничтоживший почти все дома и сильно повредивший церковь. Однако сельчане, несмотря на то, что сами остались без жилья и имущества, проявили любовь к дому Божию: собрали средства и восстановили храм; причем были сделаны новые иконостасы — деревянные, украшенные золоченой резьбой.

В отличии от Катарацкого, раскольников в селе почти не было — население держалось Православия.

«Росту батюшка был среднего, худенький, темноват волосом, с лица приятный такой, а борода вот была пегая[6], — рассказывала впоследствии одна из старейших[7]жительниц Уецкого Феодосия Матвеевна Попова. — А так баской[8]был, молодой, глаза востро глядели и сам быстрый был, верткий. Голос у него был больно красивый, не густой, а звонкий, умилительно пел»[9].

Во время революции и гражданской войны отец Константин, несмотря на начавшийся красный террор, остался служить в своем приходе. Волна диких, безудержных расправ большевиков над беззащитными людьми прокатилась по всему Камышловскому уезду. В газете «Зауральский край» так писали об этом времени: «…большевистский волк много бед натворил среди пастырей и овец Христова стада. Процент замученных и расстрелянных духовных пастырей в нашей епархии, думается, значительно выше процента пострадавших крестьян, рабочих и интеллигенции. Как будто большевики всю свою демонскую злобу выместили на духовных лицах, подвергая их всякого рода истязаниям и мучениям. Вспомните, что произошло в уездах — Камышловском, Шадринском и Екатеринбургском, — ведь духовенство здесь истреблено чуть не поголовно»[10].

Каждая неудача большевиков на фронте отзывалась ужесточением насилия. Отступление красных из какого-либо населенного пункта непременно влекло за собой расправы над жителями. При выборе способа казни красноармейцы были весьма изобретательны. Приговор «расстрел» или «высшая мера наказания» мог означать мучительное, ужасное умерщвление.

Но и в кровавые, зловещие дни лета 1918-го отец Константин не пытался скрыться от грозящей опасности, а, несмотря ни на что, продолжал совершать богослужения. По словам Феодосии Матвеевны, один местный крестьянин-бедняк донес на батюшку, будто он «нову власть не благословил и людей призывал, чтобы потерпели немного и хорошенько подумали о жизни». Женщина рассказывала: «Захарка — босота беспорточная сроду, все мечтал поживиться на людском горе, думал, поди, с поповского имущества разбогатеть, а какое у отца Константина имущество — так, слезы! Вся деревня грешила на Вяткина, он, правда, вскоре куда-то умыкнулся»[11].

Так или иначе, 8/21 июля 1918 года после литургии к отцу Константину явились красноармейцы и потребовали, чтобы он поехал с ними на станцию Поклевскую в полевой штаб Красной армии. «За белы руки его да и на телегу, даже переодеться не дали, — вспоминала Феодосия Матвеевна. — Народ, конечно, в крик да в рев, куды, мол, его повезли, а он всех крестит и звонко так кричит: “Прощайте, люди!” Матушка его поберестела[12]вся, ревет в голос, и попята-то ревут, да и уецкие-то, мы то есть, прослезились. Он как крикнул: “Прощайте!” — тут его один молоденький ружьем стукнул да по лицу ударил. А нам постановил: расходитесь, мол, поп ваш — контра отчаянная, падаль известная; и увезли. Увезли навсегда»[13].

Доставленный в штаб, отец Константин был заперт в сторожке при пожарной охране. В ночь на 9/22 июля[14]в помещение пришли красноармейцы для совершения казни. Перед смертью батюшка был подвергнут жестоким мучениям: «борода вырвана с мясом»[15], «кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия на костях рук перерезаны»[16]. Свидетелем этих мытарств был ночной сторож. Он слышал, как священник просил палачей поскорее его убить, а не мучить. Смерть не пугала мужественного страдальца, претерпевавшего страшные пытки, она была для него, скорее, избавлением. Святитель Иоанн Златоуст так писал о венце мученичества, которого сподобился и отец Константин: «Великое дело—видеть палачей, стоящих вокруг и терзающих ребра…<…> Когда чувство уже притупилось от разнообразных мучений, то и смерть кажется уже не страшною, но некоторым освобождением и отдохновением от налегающих бедствий»[17].

Обезображенное тело иерея палачи закидали соломой и навозом, и лишь через несколько дней оно было погребено.

«А батюшку-то, люди сказывали, мукам предали ужасным, били немилосердно, уж мертвого навозом посыпали, как скотину какую, — сокрушалась Феодосия Матвеевна. — Земле предать его тело не больно спешили, пять ден непогребенный был, а ведь июль, жара. А схоронили где — и не помню, я тогда с мужем уже в Екатеринбурге жила, но родители сказывали, что крадче привезли его в Уецкое и ночью возле церкви похоронили»[18].

В 2011 году на привокзальной площади поселка Троицкого(где находится станция Талица — бывшая Поклевская)был установлен поклонный крест, а через два года для местного храма во имя преподобного Сергия Радонежского написали икону отца Константина. С того времени ежегодно 22 июля, в день памяти пастыря, после Божественной литургии совершается крестный ход от храма к поклонному кресту — месту кончины мученика. В 2018 году площади перед вокзалом было присвоено имя Священномученика Константина Лебедева.[19]

Священномучениче Константине, моли Бога о нас!

Источники и литература

Архивные материалы

Помянник1919 года // ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.

ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.

Справочники. Сборники документов.

Исследования. Воспоминания

Воспоминания старожилов села Уецкого Ф.М. Поповой и Н.Е. Шахуриной // Архив Т.П. Долгушиной.

[Материалы об иерее Константине Лебедевеи упоминания о нем]// Екатеринбургские епархиальные ведомости. — 1901. — № 14; 1906. — № 5; 1909. — № 12, 15; 1911. — № 6; 1912. — № 39, 40; 1915. — № 45; 1916. — № 45.

Жития святых Екатеринбургской епархии / подгот. текстов и фотоматериалов Комис. по канонизации святых Екатеринбург.епархии. — Екатеринбург: Инф.-издат. отдел Екатеринбург. епархии, 2008. — 804 с.

По Уралу. Фактическая поправка //Зауральский край. — 1918. — 25 авг. — № 24. — С. 4.

С. Уецкое Камышловского уезда// Известия Екатеринбургской Церкви. — 1918. — № 17–18. — С. 352.

[1]Возможно, в 1883-м или 1885-м. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.

[2]Ныне это микрорайон Екатеринбурга.

[3]К сожалению, имена других детей отца Константина Лебедева пока не известны.

[4]Ныне село Беляковское входит в состав Талицкого района Свердловской области.

[5]Ныне село Уецкое находится в составе Талицкого городского округа Свердловской области.

[6]То есть с сединой.

[7]1895 года рождения.

[8]Баской — приятной внешности, красивый, интересный, пригожий.

[9]Воспоминания Ф.М. Поповой//Архив Т.П. Долгушиной.

[10]По Уралу. Фактическая поправка //Зауральский край. 1918.25 авг. № 24. С. 4.

[11]Воспоминания Ф.М. Поповой // Архив Т.П. Долгушиной.

[12]То есть побледнела, стала белой, как береста.

[13]Воспоминания Ф.М. Поповой // Архив Т.П. Долгушиной.

[14]Дата мученической кончины отца Константина Лебедева приводится на основании данных «Помянника» и документов из фонда Екатеринбургского губернского комитета РКП(б), находящихся на хранении в ЦДООСО (Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Л. 127).В «Известиях Екатеринбургской Церкви» за 1918 год указана другая дата смерти батюшки — 8/21 июня 1918 года (№ 17–18.С. 352).

[15]ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Л. 127.

[16]С. Уецкое Камышловского уезда// Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17–18. С. 352.

[17]Иоанн Златоуст, свт. Творения. М., 1994. Т. 2. Кн. 2. С. 624.

[18]Воспоминания Ф.М. Поповой // Архив Т.П. Долгушиной.В настоящее время точное место погребения отца Константина остается, к сожалению, неизвестным.

[19]Постановление Администрации Талицкого городского округа за №200 от 03.05.2018 г. «О присвоении наименования элементу планировочной структуры и элементу улично-дорожной сети на территории Талицкого городского округа Площадь имени Священномученика Константина Лебедева».