Крещение Господне в п. Рефтинском

23.01.2021

Вот и еще один праздник прошел на приходе в честь иконы Божией Матери «Державная» в посёлке Рефтинский. Это Крещение Господне, в народе его называют Богоявление.

Священникам порой приходится не одну проповедь произнести, чтобы люди разобрались, что это один и тот же праздник. Это касается не прихожан, а «захожан – тех, кто приходит в храм только поставить свечку, почитать молитву, подать записку и уйти до следующего «захода».

«Захожан», к сожалению, становится все больше и больше. Причем, многие считают, что они все делают для своего спасения. И порой бывает трудно с такими «христианами» общаться. Но надо говорить и разъяснять, чем отличается «заход» в церковь и участие в богослужении от Таинства Покаяния и Таинства Причастия. В этом-то я и вижу служение Господу.

Надо нам побольше бывать на приходах в будние дни, когда приходит такая категория христиан. Тогда смотришь, и на богослужениях эти «захожане» появляются. С интересом слушают проповедь, начинают задавать вопросы.

Вопрос «чем отличается Крещенская вода от Богоявленской» у истинных прихожан может даже вызвать улыбку. Однако немногие понимают, что это один и тот же праздник, одна и та же вода. Просто освящение совершается дважды: на вечернем богослужении и на праздничной Литургии.

Когда вдумываешься и представляешь события этого чудесного исторического момента – спасения человека – Сам Господь стоял безгрешный в водах Иордана. Сам Господь требовал крещения от Иоанна Предтечи. Сам Господь позволил возложить руку его на Свою Главу. И Голос Отца Небесного – «сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем благоволение Мое». И Дух Святой в виде голубочка, нисходящий с Небес. При виде всего этого сердце наполняется чувством благодарности ко Господу. И даже, я бы сказал, чувством некоторого трепета перед Любовью Господа к человеку.

Передать, конечно, эти чувства невозможно, но наполнить богослужения благолепием пения хора, чтением Апостола и Евангелия, каким-то особым чувством радости  при произнесении ектений и возгласов, можно. И тогда видишь слегка уставших, не привыкших к ночным богослужениям прихожан – их лица одухотворены. Когда выходишь с чашей для Причастия и видишь ожидание встречи с Господом у причащающихся, то умиляешься содеянным богослужением.

И истинно Господь пребывает со всеми нами в эти моменты, наполняет нас силой, и служба пролетает «незаметно», в радости служения. Отходят на второй план заботы об уставших за день ноженьках, покалывании в сердце, о боли в руке, хлопоты о храме – в душе только радость: Господь показал Себя, наполнил благолепием храм. Традиция ночного богослужения, традиция освящения воды – они сложились веками.

Только одно омрачает, что воде освященной придают большее значение, чем участию в богослужениях. С утра пораньше идут и идут за водой те, кто не был на вечернем и ночном богослужении. И опять нелепые вопросы: «а у вас Крещенской воды не осталось, только Богоявленская?». Прихожане, несущие послушание по раздаче  крещенской воды, улыбнувшись, начинают снова все рассказывать.

Когда в очередной раз освящаешь воду, покропишь людей: кто-то улыбнется, попросит еще, а кто-то начинает закрываться. Люди разные, и к каждому священникам надо найти подход. Через доброе слово, улыбку, одобрение…

Еще одной традицией праздника Крещения является купание в проруби. Люди думают, что в этот день омовение в ледяной воде помогает избавиться от грехов и уберегает от болезней. Но это, конечно же, ложное мнение, считают отцы церкви. Купание в ледяной проруби является просто народной традицией, которую Церковь не считает обязательной для соблюдения верующими. В этой традиции может проявиться чувство удальства русской души, но не бахвальства и гордости.

Принимать решение окунаться в иордань — это личное дело каждого человека. Как руководитель епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму призываю отказаться от употребления алкоголя перед водным погружением и после него.

Иеромонах Павел (Пальгунов)

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.