Научной конференцией «Крестный путь Алапаевских мучеников», посвященной преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне, открыты «Царские дни» в Алапаевске

16.07.2015

Участниками конференции, организованной Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом (Москва) и Каменской епархией при поддержке администрации Алапаевска по благословению епископа Каменского и Алапаевского Мефодия, стали 340 человек.

Мероприятие объединило священнослужителей и помощников благочинных Каменской епархии, работников образования и культуры Алапаевска и гостей из Екатеринбурга, Перми и Москвы — историков и общественных деятелей.

Многие гости города прибыли в этот день, 14 июля, в Алапаевск задолго до начала конференции. Научному мероприятию предшествовал молебен в женском монастыре во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и посещение мест, связанных с ее жизнью и мученическим подвигом. Столько теплых слов, исполненных горячей любви, звучало в этот день о Елисавете Феодоровне — «великой матушке России», «вселенской святой», «идеале и примере для всех нас», «небесном ангеле»…

Молебен, который возглавил епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, состоялся во дворе обители у Поклонного креста. Приветствуя духовенство и мирян, владыка отметил особенность нынешних «Царских дней» в Алапаевске:

— Великая княгиня Елисавета — вселенская святая — соединила в себе два великих служения — молитву и добрые дела. Это две ноги, на которых стоит христианское благовестие: обращение к Богу и обращение к миру. Молитвы и крестный ход памяти Елисаветы Феодоровны совершались здесь и в предыдущие годы. Но теперь мы дополним праздник и благотворительным деянием: 17-18 июля в Алапаевске пройдет базар в помощь многодетным семьям. Надеемся, что подобное празднование станет традицией…

Обратив внимание присутствующих на стройку вблизи монастыря, владыка Мефодий выразил надежду, что нынешний год откроет некоторую иную перспективу в развитии этих памятных мест.

— Мы видим, что в этой обители наконец-то заложен храм. И он уже показался из земли. Думаем, что с помощью наших молитв и наших маленьких лепт он вырастет быстро. И, надеемся, что найдется человек, который поможет в завершении строительства и большой лептой…

Монастырь находится по соседству с Напольной школой, названной так потому, что построена она была на окраине города, на полях. Именно в этом здании с 20 мая по 18 июля 1918 года прошли последние месяцы жизни основательницы Марфо-Мариинской обители Елисаветы Феодоровны Романовой, а также великого князя Сергея Михайловича, князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея, инокини Варвары и управляющего делами Фёдора Семёновича Ремеза.

Комната, где жила Елисавета Феодоровна, оформлена как музей. Стены, двери и пол тут остались прежними. В этом году школе, где продолжают учиться дети, исполняется 100 лет. В рамочке на стене — поздравление от английской королевы Елизаветы II: ее деду Георгу V великая княгиня Елисавета приходилась двоюродной сестрой. Как английская принцесса стала любимой русской святой — на эту тему алапаевские школьники пишут сочинения и ставят спектакли.

Когда-то Алапаевск был на Урале самым большевистским городом (именно здесь в 1905 году возникли первые Советы), а теперь стал лидером в России по доле школьников, изучающих альтернативный предмет «Основы православной культуры»…

Участники конференции посетили и Свято-Троицкий собор. В этом храме бывали на службах алапаевские мученики до введения для них особого режима. Храм, ведущий историю с 1702 года, ставший в 1850 году местом крещения братьев П.И. Чайковского, тоже пострадал от безбожного режима: в 1930-е годы был закрыт, а потом превращен в хлебозавод. Службы возобновились только в 1990-е годы. О истории и святынях храма рассказал его ключарь, благочинный Алапаевского округа Максим Дударенко.

Но со Свято-Троицким собором была связана не только земная жизнь Елисаветы Феодоровны, но и жизнь после смерти. Участники конференции побывали в склепе Собора: здесь с октября 1918 года по июль 1919 года пребывали тела мучеников. Они были извлечены из шахты после прихода в Алапаевск белогвардейцев. А когда город вот-вот должны были занять большевики, тела было решено перевезти: их спускали по канатным тросам с моста к железной дороге… В 2004 году Алапаевск посетил митрополит Лавр, глава Зарубежной Православной Церкви. Сопровождавший его архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл был в 1981 году свидетелем обретения мощей Елисаветы Феодоровны на Святой Земле. Он вспоминал, как из гроба, где находились большей частию нетленные останки святой, исходил запах благоухающей яблони… Обо всем этом рассказал помощник благочинного Евгений Шевкунов. Священнослужители спели величание великой святой.

Мужской монастырь во имя новомучеников и исповедников Российских, основанный в 1996 году, находится в 18 километрах от Алапаевска — возле шахты Новоселимская, где 18 июля 1918 года приняла мученическую кончину Великая княгиня вместе со своими спутниками. Стоя на краю пропасти, Елисавета Феодоровна молилась о своих убийцах: «Господи, отпусти им грех сей. Не ведают, что творят»… Большинство мучеников погибли не сразу. Елисавета Феодоровна, будучи тяжело раненной, помогала другим и укрепляла их молитвой.

У бывшей шахты теперь стоит Поклонный крест. Побывавшие здесь участники конференции вознесли новомученикам слова молитвы. Помолились гости святой преподобномученице Елисавете и в храме при монастыре. Полюбовались и строящимся храмом, уже увенчанным пятью золотыми куполами и крестами.

…У здания Дворца культуры участников конференции встречал духовой оркестр. Каждого входящего приветствовали девушки в одежде сестер милосердия. Зал был почти полон. На сцене в каком-то чудесном светящемся обрамлении стояла икона святой великомученицы Елисаветы, на заднем плане — был помещен светский портрет Великой княгини. Композицию украшали букеты из белых лилий — любимых цветов небесной покровительницы Алапаевска.

Конференцию открыла Анна Витальевна Громова, председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и руководитель центра по изучению гражданского общества Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук. Она отметила, что каждый приезд в Алапаевск для нее и ее коллег — огромное событие и настоящий праздник.

С приветственным словом к участникам конференции обратился епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Назвав сегодняшнюю конференцию приготовлением к торжествам — предпразднеством, он отметил:

— Очень важно, чтобы идущие на праздник люди понимали, о чем этот праздник. Пока, к сожалению, такого знания и в городе, и в нашей епархии недостаточно. Потому задача конференции — сделать жизнь Елисаветы Федоровны и ее подвиг общим достоянием… Каждый житель Алапаевска должен знать, в чем подвиг Елисаветы Феодоровны и почему она святая…

Владыка, говоря о том, что, кроме любви к Богу, Елисавету Феодоровну всегда отличали дела милосердия и любви к ближнему, напомнил о нынешнем празднике «Белого цветка». 17-18 июля возле Свято-Троицкого собора будет проходить благотворительная ярмарка: собранные средства будут направлены нуждающимся многодетным семьям Каменской епархии и, прежде всего, проживающим в Алапаевске и Алапаевском районе.

— Хочется, чтобы Великая княгиня Елисавета Феодоровна стала всем нам родной и близкой, чтобы епархия почувствовала, что эта святая является нашей благодетельницей, и полюбила ее, а Алапаевск стал местом паломничества клириков, прихожан и всего населения. Тогда и любовь к святой Елисавете, которая в мире только возрастает, изольется на всех нас…

От главы администрации Алапаевска Станислава Владимировича Шаньгина и депутатского корпуса поприветствовала собравшихся председатель Алапаевской городской думы Галина Игоревна Канахина.

— Конференцией «Крестный путь Алапаевских мучеников мы начинаем празднование «Царских дней» в городе, где оборвалась земная жизнь Великой княгини Елисаветы Феодоровны и где началась ее жизнь вечная — жизнь, которая объединяет нас, зовет к милосердию, пониманию, добру…

Участников конференции приветствовала также Марина Николаевна Белогубова, помощник полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе, руководителя рабочей группы при Президенте РФ по подготовке и проведению мероприятий памяти равноапостольного князя Владимира Александра Дмитриевича Беглова. Гостья поделилась своими впечатлениями:

— На сердце грусть: здесь была убита Великая княгиня Елисавета Феодоровна, и это сделали люди, которые, возможно, когда-то считали себя христианами, ходили в храм и молились… Но вместе с тем удивительное чувство, что зло никогда не победит зло. Победить зло может только любовь. И Елизавета Феодоровна несет нам великое чувство любви…

Слова приветствия прозвучали и от вице-президента Уральского землячества Ирины Вячеславовны Куньшиной. Эта общественная организация, объединяющая в Москве более полутора тысяч выходцев с Уральской земли, оказала нуждающимся жителям Алапаевска благотворительную помощь на 7 миллионов рублей.

Городом вселенской скорби и вселенской радости назвала Алапаевск руководитель фонда Преподобной Евфросинии Московской Любовь Сергеевна Акелина:

— Это город вселенской скорби: здесь трагически оборвалась жизнь величайшей женщины, называемой небесным белым ангелом Москвы… И это город вселенской радости: в 1918 году Русская Православная Церковь обрела святую мученицу, а русский народ получил святую заступницу. И не ее ли молитвами мы потихонечку возвращаемся в лоно православия и начинаем ощущать себя христианами?.. Алапаевск вернул нашему народу совесть. Великая княгиня Елисавета Федоровна и ее супруг Великий князь Сергей Александрович были совестью нашего народа…

Перед участниками конференции выступили четыре докладчика.

Теме восхождения в скорбях святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны посвятила свою работу Анна Витальевна Громова. Духовный рост удивительной женщины, стилем жизни которой было постоянное пребывание в трудах, историк проследила путем анализа писем Елисаветы Феодоровны — начиная от ее переезда в Россию и до конца жизни. Зал с большим вниманием слушал эти наполненные любовью к Богу и ближним строки:

«…Моя дорога ясна и открыта – и вдруг является нечто, чего я не могу выразить, чувство, что Бог стоит передо мной и говорит мне: «За всё это счастье, за доброту, за всё – что ты можешь Мне дать? … Зарыла ли ты в землю таланты или умножила их?» И я должна буду ответить: «Я начну трудиться, я так благодарна за всё». Он скажет: «А если уже слишком поздно? Как ты ответишь за потерянные годы, месяцы, дни и часы?» Вот почему я боюсь смерти, ведь Бог столько с меня взыщет. Взыщет и не обрящет…»

«Вы поймите, что я не ухожу от мира, а наоборот, полной мерой вхожу в него. Вместо того, чтобы жить во дворце, где все же есть определенный этикет, который боязно нарушить, я поселюсь ближе к миру и стану доступней. Я стану жить не только ради тех, кто болен телом… Прежде всего, мы стремимся принести утешение тем, кто испытывает всякого рода зло страсти, — бедным и богатым, малым и великим, простецам и знати. Итак, моя главная цель — облегчить страдания человечества, явить им Божественный свет, стать, если Бог даст, маяком…»

«В этот раз у меня такое странное впечатление от Петербурга. Безмерная жалость к человечеству. Слова Христа такой грустью наполняют душу. Сколько раз хотела я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Это высшее общество. Наряжаются, торопятся, клевещут. А жизнь так коротка. И вся Христова любовь ждет нас. Они же не помнят об этом. Бедное человечество…»

«Я одинока. Люди, страдающие от нищеты и испытывающие все чаще и чаще физические и моральные страдания, должны получать хотя бы немного христианской любви и милосердия. Это меня всегда волновало, а теперь стало целью моей жизни…»

«…Поклонение золотому тельцу, собственной персоне — какое же это беспросветное страдание… Возможно, я ошибаюсь, я знаю, что надо мной будут смеяться из-за того, что я хочу перенести свое существование в нищенскую среду. Но я верю, что иногда в мою сторону кто-нибудь посмотрит. И придет мне помочь. И оставит на несколько часов пустые развлечения, если хоть раз увидит, какую безграничную радость дает доброе слово, поддержка, пусть даже небольшая помощь в поиске работы или в утешении страдания…»

С докладом о духовных связях Великой княгини Елизаветы Федоровны и семьи Великого князя Константина Константиновича перед участниками конференции выступил представитель Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества Григорий Михайлович Маневич.

15 июня 2015 года исполнилось 100 лет со дня смерти Великого князя Константина Константиновича Романова, поэта и военачальника, президента Императорской Академии наук. Он с детства был ближайшим другом и соратником Великого князя Сергия Александровича, совершил с ним первое паломничество на Святую Землю, а после его женитьбы на Великой княгине Елизавете Федоровне – стал близким другом великокняжеской четы. Несмотря на опасность, он единственный из Романовых приехал на похороны Великого князя Сергия. Один из немногих князь Константин Константинович одобрял решение Елисаветы Феодоровны по открытию Марфо-Мариинской обители. Трое сыновей Константина Конктантиновича были убиты вместе с Елизаветой Федоровной в Алапаевске в 1918 году…

«Пермь Великая. Начало и завершение Крестного пути святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны» — с такой темой выступил доцент Пермского государственного университета, кандидат исторических наук Дмитрий Михайлович Софьин.

До 1914 года Свердловская область входила в состав Пермской губернии. Впервые Елисавета Феодоровна посетила Урал в 1914 году. Но связана с нашим краем она была еще раньше: большую помощь при создании Марфо-Мариинской обители ей оказывал игумен Серафим, настоятель Серафимовского скита Белогорского монастыря. И именно игумен Серафим В 1919 году лично вывезет тело Елисаветы Феодоровны: сначала в Читу, потом в Пекин, а уже потом — в Иерусалим…

Во время поездки 1914 года Елисавета Феодоровна планировала посетить и Алапаевск, но из-за начавшейся первой мировой войны ей пришлось досрочно возвратиться в Москву, чтобы подготовить Марфо-Мариинскую обитель для приема раненых. В Алапаевск Господь привел ее четыре года спустя…

Связывало Елисавету Феодоровну с Пермской губернией и Палестинское общество, руководителем которого был сначала Сергей Алексанрович, а после его смерти и сама Великая княгиня. В Перми же было действовало пермское отделение Палестинского общества…

Еще один выступающий — Григорий Александрович Романов, заместитель главного редактора научного православного журнала «Традиции и современность», член-корреспондент Академии Архитектурного наследия,кандидат исторических наук — посвятил свой доклад теме Уральской Голгофы.

Он отметил, что Елисавета Феодоровна стремительно стала одной из самых почитаемых народных святых, причем мы находимся еще в самом начале быстро растущего ее почитания. Оно началось еще при ее жизни: после смерти многие называли Елисавету Феодоровну дважды святой — и как основательницу Марфо-Мариинской обители, и как мученицу-исповедницу, принявшую смерть за Христа.

В конце XX — начале XI веков Елисавете Феодоровне было посвящено около тысячи храмов, с учетом их приделов. Десятки больниц, домов ребенка, интернатов называют именем святой Елисаветы.

Интересный факт: согласно данным органов ЗАГС, в Москве с 1990 по 2000 год число новорожденных Елизавет возросло в 4 раза! Такая же статистика в Санкт-Петербурге и Белгородской области.

— Попытка атеистической власти пресечь православие в России и уничтожить царский род привела к возникновению сонма святых новомучеников и исповедников Российских XX века, — отметил докладчик. — Прекращение земного существования Российской империи создало и укрепило общественное мнение верующих, что духовная сила Российской империи не исчезла, а перешла к Собору Российских святых…

Собор новомучеников и исповедников Российских стал восприниматься как Небесное царство Российское, возглавляемое царем, царской семьей и царским родом.

— Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара молитвой обращают Алапаевскую шахту в Голгофу. Проповедуя веру в Христа, святые мученики повторяли его подвиг…

Выступление каждого докладчика завершалось бурными аплодисментами.

Председатель Алапаевской городской думы Галина Игоревна Канахина торжественно вручила Благодарственные письма всем выступающим. В завершении конференции епископ Каменский и Алапаевский Мефодий отметил, что дело Елисаветы Феодоровны живо, и мы имеем счастливую возможность его продолжать.

…После конференции ее участники расходились не сразу: многие с большим удовольствием посетили размещенную в вестибюле уникальную выставку «Святые жены. Современное церковное искусство», организованную Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом.

Наталья Лисовая

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.