О бесноватых

08.08.2012

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы услышали поучительное повествование Святаго Евангелия. И сегодня также мы слышали о том, что в мире есть такое явление, как одержание злыми духами, то есть беснование. Любой из нас желает быть здравым, желает быть в этом мире успешным, прожить жизнь счастливую. И каждый из нас боится, страшится недугов, болезней различных. Чаще всего с самого детства нас мучают недуги физические, то есть телесные. От самого рождения, которое совершается болезненным образом, и до самого исхода из этого бытия, которое чаще всего тоже бывает болезненным, нас преследует вот эта совершенно нами не воспринимаемое за нормальное явление недугов или болезней и скорбей. Что касается физических болезней, то многие люди, почти все, знают об этом.Но помимо болезней физических, телесных в мире часто встречаются болезни душевные и духовные. Есть некоторое различие в болезнях души и духа, и болезнях телесных. Мы все это знаем — когда болит тело, а когда болит душа, которая даже при здравом теле доставляет нам массу неприятных ощущений, болезненного состояния, томления души. И душевные больные, с расстройством психики встречаются не так уж и редко в нашей жизни. Есть же болезни духовные, которые, бывают вначале незаметны, но потом, когда человек своим поведением, а особенно выражением своих мыслей, своего душевного и духовного устроения обнаруживает этот недуг. Например: гордыню, злобу по отношению к Богу, ко всему, что есть в мире, проповедует какие-нибудь идеи губительные – это есть болезнь духа.Самый главный недуг духа – это неверие. Дух, который дается нам от Бога, вдруг объявляет, что Бога нет. Это до какой степени нужно потерять связь с Источником бытия, чтобы утверждать такое безумие! Потому пророк пишет в псалме: «Рече безумен в сердце своем, несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню» (Пс. 13, 1.) За недугами духа следуют обычно растление души и начинания мерзкие. Это самый тяжкий недуг, который лишает человека в этом мире покоя и радости, и в будущем лишает жизни со Христом в радостном божественном мире.Сегодня упоминалось в Евангелии о состоянии, которое именуется «беснование» – одержание злыми духами. И таковые явления тоже бывают в нашем мире. Мы иногда можем встретить людей, которые по внешности до поры до времени совершенно адекватно себя ведут, внешне прилично выглядят, но в них проявляются действия, которые они не могут удержать, помимо их воли наружу прорывается совершенно другой дух и другая личность в них проглядывает. Это значит, что в этом человеке живет дух не его, дух очень часто злой, хульный, который мучает и того, в ком он обитает, и старается досаждать окружающим. Обнаруживаются эти духи обычно неожиданным образом, но чаще всего тогда, когда речь заходит о святыне, о святыне церковной или в разговоре о чем-то святом вдруг проявляется эта агрессия, неприязнь ко всему доброму, чистому, святому, которого не терпит злой дух и выступает против.Откуда берутся подобного рода недуги души и что делать, если у кого-то он проявился? Очевидно, что без воли Божьей, без Его попущения ни один злой дух не может приблизиться к человеку. А раз существует уже как факт явление такого одержания злым духом, значит за что-то недоведомым Божественным Промыслом попущено это человеку. В Евангелии Господь Иисус Христос очень часто изгонял злых духов из людей, которые к Нему приходили. И они вели себя по отношению ко Христу всегда почти однозначно, исповедовали Его Богом, и говорили о том, что Он их мучает. Но Бог не может зла творить и мучить никого! Значит, они мучаются сами от одного только приближения к Богу, к святыне. Они не терпят и поэтому испытывают мучительное состояние. Однажды Господь на вопрос апостолов «почему они не смогли помочь человеку бесноватому освободиться от одержания злых духов?» ответил, что «сей род ничимже изыдет, токмо молитвою и постом» (Мф.17, 20). А почему же вы не смогли этого сделать, да за неверие. Оказывается, некоторые условия требуется для того, чтобы, пройти по жизни, и не подпасть под власть злых духов. Первое условие, вера святая Божия, вера православная, второе — молитва и пост, как средства, которые очищают душу, которые способствует принятию благодати Святого Духа, а благодать Святого Духа как огнь попаляет всякую нечистоту и злобу.На примере евангельских бесноватых, которых Господь неоднократно исцелял, мы можем с вами для себя взять за правило, как необходимое условие борьбы и очищения от злых духов – это веру крепкую несомненную, связанную с ней любовь, молитву, и пост. Тогда нам нечего бояться, потому что боязнь «заразиться» этим недугом беснования у каждого из нас всегда есть, особенно когда мы встречаемся с людьми одержимыми. Люди начинают, естественно, бояться, и в этом нет ничего плохого: бояться духов злобы, то есть сторониться, отбегать от них – безусловно, есть здоровый инстинкт самосохранения. Но нужно более бояться Бога, без воли Которого ничего не произойдет, укреплять свою веру! При этом молитва и пост, то есть воздержный образ жизни, жизнь богоугодная является надежным гарантом того, что мы по милости Божьей будем свободны от обдержания злыми духами. Так настраивая себя; зная, что Господь сильнее всех: и бесы повинуются Ему и не только естественным образом повинуются бесы Самому Господу Иисусу Христу, но и всем, кто служат Ему. Потому и существуют в Святой Церкви так называемые «отчитки», то есть изгнания духов злобы теми людьми, кто, действительно, верой, любовью, чистотой и личным подвигом, а чаще всего — за послушание Церкви, совершает этот чин изгнания духов, который греческим термином называется экзорци́зм. Но нужно помнить, что если Господь не благоволит к этому, то никакие отчитки не помогут. Значит, остается человеку укрепляться в вере, положиться на Промысел и волю Божию и ждать, когда Господь Сам соблаговолит нас избавить от того или иного недуга. Аминь.Сегодня мы с вами в этот праздничный воскресный день получили от Бога особую благодать – благодать посвящения, хиротонию в сан священника и дьякона отца Сергия и отца Аркадия, которых Господь призвал на это служение и через возложение наших рук, по молитвам всей Церкви поставил их на священническое и дьяконское служение. Господь так устроил Церковь, что в ней должны быть три степени иерархии: дьякон, священник, архиерей. Это служение человек сам собою принять не может. Об этом говорит даже Священное Писание, в Апостоле читаем, что «И никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон» (Евр. 5: 4). Аарон – это ветхозаветный первосвященник, которого пророк Моисей по повелению Божьему поставил на священническое служение. И в Новом завете к священническому служению во благодати Христовой призывает Сам Господь достойных. Нам иногда кажется, что тот или иной священнослужитель не достоин, бывает своего звания. К сожалению, поведение некоторых из нас, действительно, вызывает соблазн. Но за соблазнительным внешним поведением, мы всегда должны помнить, стоит священный служитель, Богом поставленный на это. И потому нужно в любом случае оказывать им, как священнику или дьякону, достойную честь; а Господь уже рассудит на Страшном Суде, а может и раньше того: кому-то прибавит благодати, от кого-то вовсе ее отнимет. Опять же на то существует в Церкви свой особый суд иерархический, который имеет право лишать благодати священства недостойных, чего не дай Бог, конечно. Мы должны молиться о наших священнослужителях, чтобы соблазны века сего и человеческая немощь, присущая всем нам, не послужили препятствием к отторжению от великого дела священнического служения, освящения всего мира.Таинство посвящения совершается ни каким-то тайным образом, хотя оно и Таинство. Таинство именно потому, что его постичь невозможно, но совершается оно открыто в Церкви за Божественной Литургией все три степени священства в присутствии всего народа, и весь народ имеет право свидетельствовать о достоинстве и недостоинстве призываемого к служению и молиться за него. Так что и сегодня мы все молились: хор пел «Господи помилуй», «Кирие элейсон», когда было рукоположение, и каждый из нас тоже молитвенно участвовал в этом. Почему? Потому что священник или дьякон призывается к служению всей Церковью. И каждому из нас, когда нам станет тяжело от грехов, или когда мы занедужим, или когда у нас неуспех или неудача в житейских делах, мы придем к священнику. И через него Господь нам поможет, потому что, призвав на священную степень человека, Бог его знает, с ним, что называется, желает «иметь отношения». Пример может быть неудачный, но в жизни так бывает, что у каждого начальника, самого большого и маленького, есть приближенные, секретари, которые могут допустить просителей до него, а могут — не допустить. Секретарь всегда имеет право приходить к начальнику, а все остальные – не всегда. В какой-то степени и в жизни духовной: священников и служителей, Божиих Господь знает, от них просьбы и молитвы приемлет в большей степени.Одна бабушка совершенно недавно открыла мне такую простую вещь. Она говорит: «Надо помолиться о дожде». Говорю: «Мы молимся, Бога просим». Она говорит: «Надо Илье пророку. Мы его попросим, а он Бога, потому что Илья пророк к Богу ближе и, значит, успешнее донесет нашу молитву пред Его лице». Логика в ее рассуждениях может быть спорная, но очень простая и, мне кажется, в простоте верная. В Церкви Бог разделил служение, каждому дал свое. Непременно, Он слышит каждого на всяком месте владычествия Своего, но молитвы святых и молитвы священнослужителя, оформленные правильно, по заповеди Божией, они более бывают действенны. Потому, что если бы было иначе, то в нашей Церкви не было бы обычая просить молитв у святых угодников Божиих и священнослужителей. Каждый как протестант стоял бы в любом месте и молился на ветер, на солнце, на луну, а кто-то на вой собаки – кто как молится. Но очевидно подобного рода бесформенная молитва не приносит результата, который мы хотим получить в молитве.Сердечно поздравляю вас с праздником воскресного дня! Желаю вам счастья в этом мире, благополучия, а главное, чтобы вера, надежда и любовь Христова всегда царствовали в сердцах наших, в нашей жизни, в семьях, во всем окружающем мире. Аминь.

8 июля 2012 г. Храм св.муч.Флора и Лавра с.Косулино Асбестовско-Белоярского благочиния

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.