Подготовка к покаянию

13.03.2015

Если понимать покаяние, как некое изменение, которое должно в нас произойти, а не просто перечисление грехов на исповеди, то возникает, по крайней мере, ряд вопросов, требующих ответов. Первый вопрос: «Почему изменения?» Второй вопрос: «В какое качество?» Пока мы не ответим хотя бы на эти вопросы, думаю, что нельзя говорить и о покаянии. Практически поиск ответов на эти вопросы и составит необходимую подготовку к покаянию.

Страдание вынуждает нас искать или желать его прекращения. «Скорбь и теснота всякой душе, творящей злое». (Рим 2:9)

Человеколюбивый Господь так устроил наше внутреннее естество, что когда в нем появляется нечто противное Его замыслам, мы наполняемся скорбью и ощущением, что все в нас не так и не должным образом устроилось. Возникает желание изменения, и мы теперь знаем, что меняться нужно не по-своему, а по Божьему замыслу. Теперь ясен ответ и на второй вопрос. Изменение должно стремиться в совершенное прилепление к Духу Божьему, а не в успокоение и не в положение устраивающее всех.

Практически же кающийся исследует, где он отступил от воли Божьей, и как это произошло. Почитывает святых отцов, высказывавшихся, так сказать, на «злобу дня», чтобы вернее установить причину скорби, средства и инструментарий ее врачевания.

При подготовке к исповеди кающийся молитвенно должен призывать того, к кому должен будет прилепиться — ко Христу Богу, против которого согрешил, как это делал отец наш и учитель покаяния царь и пророк Давид, оставивший нам образец покаянной молитвы – пятидесятый псалом.

В этом псалме вниманию учит нас пророк Давид, говорящий: «Грех мой предо мною есть выну», то есть «я всегда вижу, наблюдаю за своим грехом». И в самом деле, нет лучшей подготовки воинствующему с кем-либо, чем знать дислокацию противника и тщательно наблюдать его передвижения. Таковой всегда готов к бою и к внезапному нападению. А вот невнимательный воин, который раз в месяцок осматривает позиции врага, возможно уже глубже окопавшегося или вовсе переместившегося со своего места, будет признан не готовым к брани, а в нашем случае – к покаянию и, естественно, к принесению плодов покаяния, то есть к жизни добродетельной, жизни в Боге.

Думаю, что для кающегося полезен и пост, как, к примеру, сделали ниневитяне, приклонившие, тем самым, милость Божью к себе. Пост, который есть дело воздержания, весьма полезен готовящемуся принести покаяние, так как обуздывает тело в стремлении его к земным утехам: покою, пресыщению, игре. В Писании читаем: «Плоть всегда противного желает духу» (Гал. 5:17). Из сего ясно, что при подготовке к покаянию, которое целью своей имеет восстановление богообщения и задуманного Богом порядка внутри нас, мы должны смирить «противляющихся» этой цели, то есть плоть, похоть и гордость.

Иеромонах Спиридон (Карепин)

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.