Преосвященный Мефодий — о культурном коде православия

23 мая, накануне Дня славянской письменности и культуры и Дня памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в социально-культурном центре Каменска-Уральского прошла конференция, организованная отделом религиозного образования и катехизации Каменской епархии по благословению епископа Каменского и Алапаевского Мефодия.

Форум собрал более 60 участников — клириков и мирян из многих благочиний Каменской епархии. Четверо священнослужителей подготовили доклады, посвященные наследию святых Кирилла и Мефодия, проблемам преподавания вероучительных предметов, подвигу святых Каменской земли преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и преподобного Гавриила (Зырянова) Седмиезерского.

Наследие Кирилла и Мефодия

Участников конференции приветствовал епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Он отметил неоценимость наследия святых Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и выполнивших перевод Евангелия с греческого языка. Это стало основой создания великой русской культуры и определило развитие нашей державы на тысячелетия.

Владыка Мефодий отметил, что созданный церковнославянский язык, хотя и трудный, но вместе с тем наиболее близок к древнегреческому, на котором было написано Откровение. Потому перевод Евангелия на церковнославянский язык является максимально адекватным (в отличие, например, от перевода на латинский язык, породившего заблуждения и даже ереси). Поэтому в результате полемики о целесообразности перевода богослужений с церковнославянского на русский язык было однозначно решено не отходить от церковнославянского языка, чтобы не потерять Откровение.

— На основе великого подарка святых Кирилла и Мефодия была создана наша великая культура, — отметил владыка Мефодий. — И хотя многое было взято нами из Византии, на русской земле это приобрело свой национальный колорит. Наша иконопись мягче и, можно сказать, человечнее византийской. У нас сложилась своя архитектура, хотя мы и приглашали архитекторов из Европы. У нас своеобразное церковное пение. В итоге все это породило светскую культуру: музыку, живопись, литературу… С этой культурой Россия получила признание во всем мире.

В основе культуры — христианская закваска

Архипастырь отметил, что в основе нашей культуры прочно лежит христианская закваска, энергетика Божественного Откровения:

— В страшные годы, когда мы все отрицали, пытаясь разорвать историческую нить под лозунгом «Мы наш, мы новый мир построим!», — мы все равно не смогли избавиться от нашего мироощущения. Боролись с христианской закваской, а она снова все заквасила… В итоге вернулись на обломки старого… Нам важно понять, кто мы есть, понять наш внутренний код, нашу национальную идею. Выдумывать ее не надо — надо увидеть и осознать… Традиция Божественного Откровения — это глубже того, что человек может выдумать или изобрести. Эта энергетика Божественного Откровения и легла в основу нашей культуры, а культура создала наш народ.

Епископ Мефодий затронул ряд важных тем. Он вел речь о том, что сегодня в результате захлестнувшей нас информации со всего мира мы не всегда можем переварить это «нашествие иноплеменников в нашу культуру» и осознать и отстоять свои устои. «Капитализм, коммунизм… Нас так запутали, что у нас нет целостного мировосприятия, которое проповедуется Церковью…» Владыка Мефодий с сожалением отметил, что такая беда порой не обходит и представителей Церкви: «Бывает, что священник, придя домой из церкви, вешает свое облачение на гвоздик и оставляет на этом гвоздике все свое церковное мировоззрение. И живет в миру уже по другому мироощущению…»

Отделять зерна от плевел

В ходе конференции прозвучало четыре доклада. Руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Георгий Духанин в докладе «Проблемы преподавания вероучительных предметов» рассказал о трех основных образовательных рисках, которые подстерегают педагогов. Это 1) схоластика (сухое, непонятное и чуждое знание), 2) установление системы непонятных запретов (и то нельзя, и другое нельзя, а за грехи неминуемо ждет наказание) и 3) оторванность теоретических знаний от практики, их «бесполезность» применительно к сегодняшней жизни.

Выступающий привел печальный пример дореволюционного преподавания Закона Божиего: несмотря на то, что этот предмет изучали во всех учебных заведениях, акцент в преподавании делался на знаниевую составляющую в ущерб воспитательной.

— В итоге формальное знание заповедей Божиих, всех дат, имен и событий церковной истории не стало тем нравственным императивом, который мог бы удержать людей в рамках общепринятой морали и существовавшего тогда общественно-государственного устройства, — отметил докладчик. — Закружившись в вихре революционных страстей, наши же люди, порой имевшие отличные и хорошие оценки по «Закону Божию», стали сносить храмы и школы, в которых они когда-то учились, а затем стали заниматься массовыми расстрелами духовенства и своих бывших учителей…

Протоиерей Георгий Духанин отметил, что сегодня педагогам нужно знать не только историко-культурологическую, но и философско-феноменологическую сторону религии, уметь чётко различать главное и второстепенное. Например, старую формулу «можно — нельзя» должны сменить принцип «полезно это для человека или не полезно» (несет это ему начала жизни и процветания или начала страданий и смерти) и принцип свободы личностного выбора. Докладчик привел слова Апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Доклад полностью в ближайшее время можно будет прочитать ЗДЕСЬ.

Удивительный святой Каменской епархии

С докладом «Новых мучеников Церкви Святой воспитавый», посвященным преподобному Гавриилу (Зырянову), нашему земляку, выступил ответственный Каменской епархии за взаимодействие Церкви и общества иеромонах Гавриил (Горин). Для ряда участников конференции было открытием, что преподобный Гавриил родился в Ирбитском районе (Каменская епархия) и проживал там до 20 лет (до 1864 года). Святой подвизался в Высокопетровском монастыре Москвы, в Раифском монастыре, в Седмиезерной пустыни (с 1883 по 1908 гг., был наместником обители), в Спасо-Елеазаровой пустыни.

Высочайший духовный авторитет архимандрита и его активная деятельность неоднократно вызывали недовольство как у нерадивых насельников обители и в светских кругах, в связи с чем старец претерпел немало испытаний. Отец Гавриил вел напряженную молитвенную жизнь, но вместе с тем был всегда приветливым и любил шутить. Как-то он встретил приехавших к нему студентов духовной академии такими словами: «Вы, верно, думали увидеть схимника, всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый».

Среди многочисленных духовных чад старца Гавриила была и будущая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. На ее личные средства в Спасо-Елеазаровой обители был построен домик для схиархимандрита, где устроен домовой храм в честь архангела Гавриила. Великая княгиня участвовала и в похоронах старца в 1915 году.

Доклад полностью в ближайшее время можно будет прочитать ЗДЕСЬ.

Не крест, а дорога, полная света…

О наследии преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (в докладе «Свет Христов от святых Кирилла и Мефодия из глубины веков воссиявших и землю Каменск-Уральскую через светоносных новомученников озаривших») рассказала монахиня Смарагда (Зыкова), и.о. игумении женского монастыря во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (г. Алапаевск).

— Мы много знаем о деятельности Елисаветы Феодоровны во время ее земной жизни. Но не многие понимают значение ее подвига, ее примера для жизни во Христе, — отметила матушка Смарагда. — Даже ее мученическую кончину многие воспринимают как некую трагедию. Но, уходя из светской жизни, Великая Княгиня нашла большее, она нашла дорогу, вернее, тот узкий путь, который ведет к Свету, ко Христу…

Докладчица процитировала одно из писем Елисаветы Феодоровны императору Николаю II: «Люди не верят, что я сама, без какого-либо влияния извне решилась на этот шаг. Многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо когда-нибудь пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь…»

Выступающая отметила и то, что Елисавета Феодоровна привела с собой к Свету Христову и других людей. И сегодня подвиг преподобномученицы Елисаветы помогает нам понять, что значит быть христианами.

Матушка Смарагда прочитала два своих стихотворения, посвященных подвигу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Доклад полностью в ближайшее время можно будет прочитать ЗДЕСЬ.

О цифрах и буквах

С докладом «Актуальность наследия святых Кирилла и Мефодия» выступил настоятель храма Успения Божией Матери (пос. Белоярский) иерей Александр Горлов. Он поделился размышлениями на тему того, что заключает в себе культурный код православия.

Священнослужительпроцитировал «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть?..» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев?… Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека…»

Говоря о «культурном коде православия», выступающий привел слова из нобелевской речи Иосифа Бродского: «Человек — это продукт чтения».

— Книги, творчество писателей, языковая среда и формируют наш культурный код. Ведь культурный фон, менталитет, опытвыражаются в языке, речи. А речь формируется духовным наследием. Наш язык трудами святых Кирилла и Мефодия позволяет нам вступать в апостольское наследие. Наш язык по особой «маркировке» наполнен глубочайшим молитвенным содержанием ипоэтому стремится к выражению самых высоких смыслов…

В заключение выступления иерей Александр Горлов прочитал свое стихотворение, посвященное родному языку.

Православная культура — это культура сердца

Архипастырь дал высокую оценку прозвучавшим докладам. Книгу «Маленький принц» он назвал, по сути, богословским трактатом, как и произведения Достоевского. Продолжая мысль «о цифрах и буквах», владыка Мефодий отметил: «Все-таки наша православная культура — это культура сердца, а не культура интеллекта. Русскую живопись, музыку, литературу отличает прежде всего сердечность и отзывчивость…»

Преосвященный Мефодий отметил и важность правильной работы с детьми, вспомнив слова Христа: «Немешайтедетямприходитько мне» (Мф. 19:14):

— Дети сами по себе наиболее близки к евангельскому мировоззрению: они ищут смыслы, они максималисты. Но нередко схоластическое, занаученное преподавание не приближает ребят к Церкви, а поройотталкивает от нее. Священникам и педагогам необходимо использовать эффективные технологии: апостолы ими владели. Сегодня, к сожалению, эффективными технологиями отлично владеет… наркомафия, уводя детей в зависимость…

Епископ Мефодий отметил и необходимость для всех нас более глубокого осмысления и практического применения наследия преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Прозвучало предложение включить в паломнические маршруты посещение Седмиезерной Богородичной пустыни (близ Казани), где около четверти века подвизался наш святой земляк преподобный схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

Конференция проходила в малом зале СКЦ и длилась порядка двух часов. По отзывам участников,форум обогатил их новыми знаниями, но, самое главное, помог актуализировать понимание наследия святых Кирилла и Мефодия и дал богатую пищу для размышлений.

Выступления участников полностью можно будет прочитать ЗДЕСЬ.

Наталья Лисовая

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.