Преосвященный Мефодий — о любви, заблудших овцах, активности мирян и общении с Богом

21.01.2016

25 января исполняется два года со дня архиерейской хиротонии Преосвященного Мефодия, епископа Каменского и Алапаевского. Накануне праздничного события владыка Мефодий дал интервью пресс-службе Каменской епархии.

— Владыка Мефодий, Вы возглавляете Каменскую епархию почти два года. Что самое основное произошло за это время? Что самое важное стало вам понятно?

— Очень важно было понять епархию изнутри. Это можно сравнить с началом общения духовника с прихожанином: чтобы выстроить плодотворный диалог, нужно сперва почувствовать человека… Сегодня у меня появляется какое-то внутреннее чувство попадания в епархиальный дух: кажется, что почти удалось нащупать основной нерв епархиальной жизни, что это уже где-то рядом…

Основных моментов два. Первый — формирование епархиального управления, команды. Это уже происходит. Если раньше приходилось аккуратно друг к другу приноравливаться, то сегодня многие люди вписались в команду и работают без каких-то особых недоразумений.

Вторая задача – это найти общий язык с духовенством в целом. Для архиерея важно не противопоставить себя, а стать точкой притяжения священнослужителей. Мне кажется, решение этой задачи также имеет положительную динамику.

— Прошедший 2015 год был богат на события. Что Вам особенно запомнилось, впечатлило?

— В Каменской епархии было много праздников, связанных с пребыванием святынь: мощей Георгия Победоносца, иконы Божией Матери «Курская Коренная», мощей Матроны Московской, мощей Великого князя Владимира. В Свято-Троицкий собор нескончаемым потоком шли люди, большинство из которых мы обычно в храмах не видим. Это говорит о том, что у многих людей есть духовная жажда, но мы ее пока не удовлетворяем. Мы еще не нашли возможность привлечь этих людей к церковной жизни. У Каменской епархии огромный людской потенциал, и это обнадеживает. Значит, нам есть над чем работать.

В свое время апостол Павел писал, что Господь посылал его благовествовать в Македонию, где у Него очень много народу. Вот и у нас, получается, очень много людей Божиих, которых как овец заблудших надо найти, взвалить на себя и привести к Богу. Если в притче одна овца из сотни заблудилась, то у нас 99 овец заблудились и только одна — в храме…

— С овцой-то, наверное, проще: поймал, взвалил и принес. А как быть с людьми? С теми, кто «верует в душе», а в храм ходит раз в год.

— В советское время людей отучили от храма, но не могли отлучить от Бога. Поэтому многие молились дома. Появилась даже такая форма благочестия как молитва, общение с Богом вне храма. Традиция укоренилась: сегодня многие носят крестик, молятся, соблюдают посты, но в храм не приходят. Потерялось понятие церковности. Люди не понимают, зачем нужно ходить в храм, если можно помолиться и дома.

Никто не против, чтобы молиться дома, но Царство Небесное и вечная жизнь, в которую мы входим через таинства, обретаются в храме. Именно там раздаются Божественные дары. Ведь бывает, что люди трудятся, а даров не имеют, так как трудятся вне храма. Чем больше народа и чем теснее в храме, тем больше Бог раздает даров. В обычной жизни зависимость другая: чем больше народа участвует в каком-то торжестве, тем меньше каждому из них достанется на собственную тарелку. В Церкви же все наоборот: чем больше людей собирается, тем больше даров каждый из них получает.

— И все-таки как привлечь людей в храм?

— Самое важное — это получение собственного опыта. Когда человек приходит в храм с некоторым ожиданием и то, что он получает, превосходит всякое ожидание… Не всегда это можно выразить словами. Люди, которые это пережили, они будут приходить в храм вновь и вновь. И даже, будучи немощными, будут идти туда из последних сил, понимая, зачем им это надо.

Большое значение имеет и деятельность приходской общины: она должна быть духовной семьей, духовным братством. И, если люди, приходя в храм, видят там любовь, то она их притягивает. Так же, как и доверие, искренность. Это то, чего нам в большей степени в жизни не хватает, и то, что делает нас счастливыми. Часто камнем преткновения для людей становится материальный достаток. Многие думают найти в нем счастье, но ошибаются. Нет прямой зависимости, что чем богаче человек, тем более он счастлив…

— Владыка, на епархиальном собрании Вы говорили, что мирян нужно активнее вовлекать в работу приходов…

— Деятельность мирян у нас почти утрачена. Духовники, к сожалению, не всегда доверяют мирянам, не всегда перепоручают им какую-то деятельность. Мол, они многого не понимают… Но это как в семье, когда детей приучают к труду: начинает дочка помогать стирать белье — и вещи за ней приходится перестирывать, и лужи на полу подтирать. Но если детей не допускать до работы, то они вырастут ни на что не годными… Так и на приходе: иногда миряне не понимают, как что-то будет правильно, но постепенно они научаются. Если же священник все делает один, это большая ошибка.

Нам нужно понимание того, что Церковь — это не священники. Это общины. Это экклесия — собрание людей, связанных любовью к Богу и объединенных любовью между собой. Вот этого и надо добиваться. Собственно говоря, храм — это вторично. Первично — именно эта церковь. И ради этой Церкви создаются храмы и совершаются таинства. Ради этих людей Бог пришел.

— Главное в Церкви — это люди…

— И самым главным храмом является душа человека. Именно в нее в наибольшей степени Бог готов вселиться. Вот в этом направлении нам и нужно работать.

К сожалению, зачастую наше мышление слишком мелко и просто не вмещает того, что написано в Евангелии. Мы боимся дерзновенно думать и делать. Хотя Евангелие говорит о таких вещах, что, если понять, о чем оно говорит, то просто дух захватывает. Об этом невозможно было бы даже подумать, если бы Бог об этом не сказал…

К сожалению, пока не хватает церковных общин деятельных. Как не хватает и высоты мысли церковного народа. Все как-то молитвы о том, чтобы здоровье было, чтобы экзамены сдать, чтобы достатка было больше. Люди молятся о том, о чем, собственно говоря, Бог не советовал особо заботиться. Главной нашей заботой должно стать обретение Царства Небесного. Что до всего остального, то Бог знает, что нам это нужно и в нужной степени нам это даст. Иисус Христос говорил ученикам: “Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?” (Матф.6:26). Мы, к сожалению, не живем на уровне того призвания и не имеем той благочестивой дерзости в нашей жизни духовной…

— Но все-таки есть в епархии приходы, где высока активность мирян, где есть приходское братство?

— В большей или меньшей степени есть ряд таких приходов. Например, приходы отца Иоанна Лозового в селе Большие Брусяны, отца Олега Шунаева в поселке Нейво-Шайтанском, отца Сергия Циммера в Тавде. Есть и другие замечательные приходы. Названы три конкретных прихода не потому, что они самые лучшие, а как свидетельство того, что такие приходы есть.

— В Каменской епархии строится много храмов…

— К сожалению и к радости, мы занимаемся большим количеством строительных объектов. Много храмов в епархии восстанавливается, немало строится вновь, под строительство некоторых мы даже приобретаем землю… Например, в Каменске-Уральском сразу несколько важных строек: это и будущий храм Иоанна Богослова, и епархиальное управление, и восстанавливаемый Преображенский монастырь. Также сейчас оформляем земельный участок (в районе Ивановского кладбища) еще под один храм — во имя Далмата Исетского.

Объектов много, и сил на все не хватает. Но понимаем важность этой работы. К сожалению, храмы в городе расположены неравномерно. Хотелось, чтобы они были в пошаговой доступности. Объем работы очень большой: осилить не можем, а отказаться — нет сил.

— Было озвучено, что строительство большого каменного храма и духовно-просветительского центра во имя Иоанна Богослова еще по ценам 2012 года оценивалось в 600-700 миллионов рублей. Откуда могут взяться такие деньги?

— Сам не знаю, откуда они могут взяться… Меня удивляет другое. Когда едешь по России, проезжаешь мимо сел и деревень — видишь огромные храмы, построенные и сто, и двести, и триста лет назад. А ведь тогда люди жили в лачугах, ходили в лаптях, в заплатках. Сейчас даже у бомжей нет заплаток, а общепринятой нормой является квартира со всеми удобствами. Спрашивается: откуда у наших предков брались деньги на строительство этих великих храмов? Храмов, которые мы сломали и не можем восстановить… Дело, видимо, в обращенности людей к Богу.

Сейчас, к сожалению, идет забота не о доме Божием, а о своем жилище. А помощь Церкви — по остаточному принципу: возьми, Боже, что нам не гоже. Люди в прежние времена по-другому к этому вопросу относились.

Если будет стремление построить дом Божий, он построится. Ведь построили же наши предки такие храмы… Да, это чудо. Вот и я надеюсь на чудо, что этот храм все-таки будет построен.

— Владыка Мефодий, сколько нужно жертвовать на Церковь?

— Было понятие десятины: не менее десятой части своих доходов нужно отдавать на храм и помощь ближним. Но не нужно понимать это слишком прямолинейно. Скажем, доход одного человека 100 тысяч рублей в месяц, а другого — 5 тысяч. Первый в состоянии пожертвовать даже большую, чем 10%, сумму, а от второго Церковь должна не жертвы ждать, а наоборот, ему же помочь. Хотя, когда говорим о жертве на храм, речь необязательно идет о денежной помощи: например, можно помочь своим трудом.

— Каменская епархия активно занимается социальными вопросами. Одна за другой проводятся благотворительные акции: «Пасхальная радость», «Собери ребенка в школу», «Купи дрова», «Подари радость на Рождество»…

— Не совсем согласен с такой оценкой. На мой взгляд, социальная активность у нас пока что невелика. Да, работает епархиальный социальный отдел. Но было бы хорошо, если бы социальная активность развивалась на всех приходах, у всех пастырей и чтобы миряне были на порядок активнее. Ведь людей, нуждающихся в помощи и поддержке, очень много. Как много и тех, кто мог бы эту помощь оказать, при этом даже не понеся огромной жертвы. Думаю, что тут мы только-только начинаем что-то делать, пробуждаться к этой активности.

— Можно услышать и другое мнение: мол, зачем Церкви подменять государственные социальные службы? Там чиновники получают зарплаты из бюджета, вот пусть их и отрабатывают…

— В этом как раз большая ошибка. Милосердие в большей степени нужно не тем, кто получает, а тем, кто дает. Апостол Павел говорит, что блаженнее отдавать, чем брать… Нам надо учиться любить и жертвовать. Любовь в этом и состоит, чтобы отдавать себя, чтобы чужую жизнь переживать как своею собственную. Дела милосердия — это проявление любви. Если есть любовь, человек не сможет пройти мимо чужого горя, чужой беды, чужого страдания. Как минимум, он проявит сочувствие. А возможно, еще и чем-то поделится и даже пожертвует своим удобством ради помощи ближнему. Людям важно учиться любви, важно творить дела милосердия — и социальная служба в этом вопросе Церковь не заменит.

— В Каменской епархии — 141 клирик. Это много или мало?

— Это очень мало. Если это число умножить на 3, то тогда было бы более или менее достаточно. Но, к сожалению, динамика роста числа духовенства иная.

— А почему недостает священнослужителей и можно ли это как-то изменить?

— Служение священника — это огромный труд и многоскорбная жизнь. Потому немного желающих понести этот крест. Да и не всех можно взять на священство: требования к кандидатам очень высокие и отбор строгий. Вот и получается, что прирост клириков незначительный: за год — со 135 до 141.

— Владыка Мефодий, насколько священники в нашей епархии отвечают тем требованиям, которые Церковь к ним предъявляет?

— У нас неправильное понимание священства. Священников воспринимают как касту, наделенную властью. Тогда как на самом деле священник — часть прихода. И это необязательно самый умный, самый ревностный или человек с максимальным духовным опытом на приходе. Просто на священника возложены некоторые функции — совершать таинства, приносить молитвы от имени всей паствы, ходатайствовать о ней, возглавлять богослужения и приходские собрания. Вне прихода священник как таковой не существует. И вот это отделение священства от народа есть догматическое заблуждение.

Бывает, что священник при личных скромных талантах привлекает к себе людей, и вокруг него кипит жизнь. И он находится в любви прихожан и сам дарит свою любовь прихожанам. Наверное, это самое главное. Так же и в семье: необязательно отец всех умнее и всех сердечнее, и порой дети превосходят родителей. Но родители не только этому не огорчаются, но радуются за детей и гордятся ими. И дети, ставшие успешными, не принижают родителей, а заботятся о них. Пока у нас таких священников, которые бы слились со своей паствой, не очень много.

— Что ждет нашу епархию в 2016 году?

— Надеюсь, что мы будем наступать, как говорится, на всех фронтах. Будем стараться не упускать из виду ни одного направления нашей работы. Например, в уходящем году мы недостаточно внимания уделили вопросу выбора в школах учебного модуля «Основы православной культуры»: за год процент школьников, изучающих «ОПК», снизился с 25 до 20%. Хотя на некоторых территориях показатели высокие: например, в Ирбите этот предмет изучают 40% детей, в Алапаевске — почти 62%.

Главный наш приоритет на ближайшее время — это прославление алапаевских мучеников и, прежде всего, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Приближается 100-летие со дня их мученической кончины в июле 1918 года. Надо позаботиться о развитии памятных мест, связанных с подвигом алапаевских мучеников. То, что эти места находятся в пределах нашей епархии, — это великое благословение, которое нужно отработать…

— Владыка Мефодий, хотелось бы задать Вам такой вопрос. Стоит ли «приставать» к Богу со своими просьбами? Недавно в ходе одной из бесед в Свято-Троицком соборе Каменска-Уральского священник говорил, что нет ничего зазорного в том, чтобы, скажем, просить у Бога даровать «самого лучшего мужа». Одна из присутствующих женщин возразила: Бог сам знает, что тебе нужно…

— В отличие от людей, облеченных властью и силой, Бог очень тактичен. Если мы не особо приглашаем Его в нашу жизнь, Он не навязывается. Поэтому, если мы хотим, чтобы Бог активно участвовал в нашей жизни, мы должны проявить активность.

Можно почитать Евангелие: были люди, которые жили без Бога, но, когда Он приходил, они просили Его остаться, побыть с ними подольше. Но были и другие, что просили Бога удалиться, и Он уходил…

Бог говорил, что знает Моисея больше всех людей на земле. Казалось бы, почему? Ведь Богу известны сокровенные помыслы любого человека. Но известны они Ему неким другим образом… А Моисей изливал перед Богом свое сердце до самой глубины: Бог его не «подслушивал», а выслушивал как приглашенный. Разница большая: знать человека с помощью «прослушки» или когда человек сам все о себе тебе рассказал.

Одно дело, когда человек попросил — и ты участвуешь в его жизни. Другое — ты сам врываешься в чужую жизнь, чтобы «причинить добро». Бог так не поступает. Если мы хотим, чтобы Он вошел в нашу жизнь и сотворил добро, надо Его об этом попросить. Он сам говорит: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» (Откр. 3:20). Он стучится — мы не слышим. Не открываем. И Бог остается за порогом нашей жизни…

— Владыка, немало времени в уходящем году Вы провели в разъездах: проводили семинары по церковной помощи наркозависимым, посещали реабилитационные центры…

— Меня не может не огорчать, что я не могу всецело отдаться развитию епархиальной жизни. Но должен нести и другое церковное послушание — руководство Координационным Центром по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Пока я просто не имею права от этого отойти, поэтому в меру своих сил и разумения стараюсь, чтобы оба эти послушания в наименьшей степени друг другу мешали.

— Что Вы пожелаете прихожанам храмов Каменской епархии и вообще всем жителям?

— Хотелось бы всем пожелать спасения: найти этот путь спасения и не сходить с него. Одним — найти, другим — не потерять. И стараться по этому пути идти вместе, поддерживая друг друга. Потому что мы спасаемся не поодиночке. Мы спасаемся общим списком.

Интервью вела Наталья ЛИСОВАЯ

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.