Русская борьба в Сухом Логу

С 2013 года на территории Сухоложского и Богдановичского районов на храмовых престольных и городских праздниках проводятся соревнования по старинной борьбе на опоясках.

Официальное признание этой русской поясной борьбы в Сухом Логу состоялось 24 мая в день «Славянской письменности и культуры». В этот памятный день состоялись I городские соревнования по русской народной борьбе среди школьников 10-12 лет, на призы первого заместителя главы городского округа Сухой Лог Р.Ю. Валова.

Главным судьёй соревнований по борьбе на опоясках был Александров Андрей Владимирович — историк из Тюмени, председатель общественного движения «Борский круг», занимающийся изучением русских состязательных традиций более 12 лет. Коллективу историко-этнографического общества «Борский круг» за эти годы удалось собрать значительный материал по играм и состязаниям на Среднем Урале, Среднем и Южном Зауралье, Среднего Приобья и Прииртышья. Часть собранного материала была связана с изучением народных видов борьбы.

У каждого народа есть свои традиции борьбы, которые бережно сохраняются и почитаются ими.

О русской борьбе письменные источники впервые упоминают в летописи в 993 году. Сильнейший борец Киевской Руси Ян Усмарь (то есть кожевник) вышел на безоружное единоборство с печенежским великаном перед битвой русских со степняками. Увидев своего противника, печенежский богатырь рассмеялся: Ян особенно не выделялся ни ростом, ни телосложением. Тем не менее, юный русич, по свидетельству летописца, «удавил печенега в руках до смерти и ударил им о землю». Эпизоды борьбы также постоянно встречаются в былинах, повест¬вующих о подвигах защитников земли русской — богатырей.

Бороться на Руси любили и умели. Не на пустом месте борьба самбо стремительно развивалась в СССР. Есть сведения от серебряного чемпионата¬ мира 2011 г. (Греция) по самбо Тюменцева Александра Владимировича (г.Сухой Лог) о его деде (Тюменцеве¬ Ефиме Гордеевиче¬ 1903 г.р.) побеждавшем своих односельчан в борьбе на праздниках и на коротком отдыхе при работе в поле. Боролись русские с охотою и часто, были свои технические приёмы при общепринятых правилах борьбы.

В Западной Сибири борьба имела следующие названия: «на поясах», «подпояски», «впояски», «сибирская», «деревенская», «крестьянская», просто «борьба», «вохотку», «на вольную», «наремнях», «в ручную», «любительская», «русская/руськая», но чаще «на опоясках».

Состязания борцов приурочивались, обычно, к весенне-летним праздникам. Они устраивались на пасхальной неделе, на Радуницу, Красную горку, Семик, Троицу. Кроме того, в некоторых деревнях состязания мужчин в борьбе проводились в престольные праздники, во время братчин, а также после уборки зерновых хлебов. Каждое состязание такого рода проходило при большом количестве зрителей, поощрявших криками борцов. На площадке для борьбы могли состязаться друг с другом от одной до нескольких пар. Проигравший борец выходил из круга, победитель оставался бороться со следующим, и так до тех пор, пока не оставался один борец, на которого уже никто не выходил. Такие мужики были в почете и уважении всей округи.

Первый заместитель главы ГО Сухой Лог Р.Ю. Валов поддерживает и развивает общественные инициативы по возрождению традиционной народной культуры, в том числе и борьбу на опоясках.24 мая Роман Юрьевич, открывая соревнования в Зале Борьбы (ул.Юбилейная д.23 «б») напомнил участникам соревнований, что изначально спортивные виды борьбы вышли из народных традиций проведения состязаний.

Соревнования прошли по народной традиции, когда все участники и болельщики в кругу поддерживали борцов на кругу и высказывали своё мнение по ходу борьбы.

Осуществлял судейство в русском костюме мастер спорта по самбо Александр Андрианов, с завязанным поясом под борьбу «на опоясках».

Особый колорит придавали наигрыши балалайки и гармони «под драку» и «драковые частушки», которыми «заводили» себя и других деревенские парни и мужики, поднимая боевойдух своей артели.

Первый заместитель главы ГО Сухой Лог Р.Ю. Валов и председатель ОД «Борский круг» А.В. Александров по завершению соревнований провели награждение победителей грамотами и призами.

Среди борцов 12-ти лет места распределились следующим образом:

1. место – Ширяев Константин2. место – Абатуров Алексей3. место – Устьянцев Василий

Среди борцов 10 -11-ти лет места распределились следующим образом:

1. место – Манько Анатолий2. место – Богданов Илья3. место – Нохрин Роман и Устьянцев Даниил

Были отмечены в номинациях:«за волю к победе» — Богданов Илья«за лучший бросок» — Балтенков Михаил,

а «лучшим болельщиком» стала директор «Сухоложского детского дома №1» Елена Ефимовна Шестакова.

Всем участникам соревнований были вручены памятные подарки, а победители получили в награду уникальные керамические игрушки-сувениры «Сухоложская свистуха» и сладкие призы.

Народная борьба, с более простыми правилами позволила проявить свои силы любому желающему с разной степенью подготовки. Соревнования показали, что у детей есть желания к таким состязаниям, а значит, русская борьба на опоясках станет хорошим элементом здоровым досуга сухоложан всего городского округа.

Народные игры и обычаи, укорененные в нашу историю и культуру, станут мощным источником физического и нравственного воспитания детей, консолидации общества, и — частью духовного иммунитета общества против разрушительных установок.

Пресс-служба общественного движения «Центр традиционной народной культуры городского округа Сухой Лог»

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.