Период Великого поста и Пасхи является очень светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются Прощеным воскресеньем, когда мы у всех просим прощенье и всех прощаем. Этот период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов и завершается торжеством Воскресения Христова — Пасхой.
Великий пост это время подготовления к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения большего времени молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного. Телесная подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого поста все говеют, исповедуются и причащаются как минимум хотя бы один раз.
Великий пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий пост длится семь недель (вернее 48 дней).
Четыредестница напоминает нам о 40 днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью.
Страстная седмица (неделя) — это последняя неделя Великого поста. Эта неделя (точнее, 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называются Великими: Великий понедельник, Великий вторник и т.д.
Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу, которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.) в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской Церковью последовали и протестанты. Из-за этого у западных христиан бывает, что иудейская Пасха приходится после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.
Западные христиане утратили также древнее понятие о посте и о духовном самовоспитании, то есть борьбе с нашей греховностью. Они считают этот период периодом усиленной молитвы и жертвой Богу; в виде отказа от какой-то любимой привычки. Православный пост гораздо глубже и шире. Это время усиленного духовного подвига, очищения и самовоспитания, которые совмещаются с телесным постом.
Очень сложно составить один пост для монахов и духовенства, а другой для мирян, с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви — очень мудро — в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить, что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Поэтому миряне, в большинстве случаев как-то себе облегчают пост. Итак, к правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно.
В молитвах говорится «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно устроить себе такую программу поста, которая нам будет духовно приятна. Так же, как утренняя зарядка или бег приятен, так же и телесный пост должен быть приятен. Мы как бы принимаем духовный душ и духовно подтягиваемся.
Пост есть одно из самых сильных средств для изменения себя к лучшему. Это время усиленного воздержания от всего плохого и стремления ко всему хорошему. Этот духовный пост и есть самое главное, но он невозможен без телесного поста. В посте мы очищаем свою душу, и к нему нужно подходить с радостью.
Во время поста нужно создать для себя такой строй жизни, чтобы он как щит, как невидимый железный панцирь защищал нас от греховного мира. Мы будем продолжать жить в миру, а духом совершать паломничество в монастырь. Это будет способствовать молитве, уединению, размышлению, самонаблюдению, самоисправлению, духовному чтению, воздержанию от греховных дел, слов и мыслей, борьбе с нашими слабостями и греховными привычками и всеобщему духовному росту.
Устав трапезы на Великий пост
МАРТ | 11 | Чт | ◙ | ||||
18 | Пн | x | 12 | Пт | |||
19 | Вт | x | 13 | Сб | ○ | Поминовение усопших | |
20 | Ср | 14 | Вс | ○ | Неделя 4-я Великого поста.Преподобного ИоаннаЛествичника | ||
21 | Чт | 15 | Пн | ||||
22 | Пт | 16 | Вт | ◙ | |||
23 | Сб | ○ | Память сорока Севастийских мучеников | 17 | Ср | ○ | |
24 | Вс | ○ | Неделя 1-я Великого поста.Торжество Православия | 18 | Чт | ○ | Стояние Марии Египетской |
25 | Пн | 19 | Пт | ||||
26 | Вт | ◙ | 20 | Сб | ○ | Похвала Пресвятой Богородицы(Суббота Акафиста) | |
27 | Ср | 21 | Вс | ○ | Неделя 5-я Великого поста.Преподобной Марии Египетской | ||
28 | Чт | ◙ | 22 | Пн | |||
29 | Пт | 23 | Вт | ◙ | |||
30 | Сб | ○ | Поминовение усопших | 24 | Ср | ||
31 | Вс | ○ | Неделя 2-я Великого поста.Святителя Григория Паламы | 25 | Чт | ◙ | |
АПРЕЛЬ | 26 | Пт | |||||
1 | Пн | 27 | Сб | ○* | Лазарева суббота | ||
2 | Вт | ◙ | 28 | Вс | ≈ | Неделя 6-я Великого поста.ВходГосподень в Иерусалим.Вербное воскресенье | |
3 | Ср | 29 | Пн | ||||
4 | Чт | ◙ | 30 | Вт | |||
5 | Пт | МАЙ | |||||
6 | Сб | ○ | Поминовение усопших | 1 | Ср | ||
7 | Вс | ≈ | Неделя 3-я Великого поста.Крестопоклонная.Благовещение ПресвятойБогородицы | 2 | Чт | ○ | Воспоминание Тайной Вечери.Чтение 12-ти Евангелий |
8 | Пн | ○ | 3 | Пт | x | Воспоминание СтрастейГосподних. Вынос Плащаницы | |
9 | Вт | ◙ | 4 | Сб | |||
10 | Ср | 5 | Вс | СВЕТЛОЕ ХРИСТОВОВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА |
С 06.05.13 по 11.05.13 – Светлая седмица (поста нет)
Условные обозначения:x–строгий поств дни, не отмеченные знаком–сухоядение, разрешается вкушение хлеба, фруктов, сырых и отварных овощей без растительного масла◙ –разрешается пища без масла○ –разрешается пища с растительным маслом* –разрешается икра≈–разрешается рыба, морепродукты и растительное масло
Начиная со второй седмицы поста до праздника Входа Господня в Иерусалим по немощи телесной допустимо:
- в понедельник, среду, пятницу вкушение горячей пищи без масла
- во вторник и четверг – вкушение горячей пищи с маслом
- в субботу и воскресенье – вкушение морепродуктов (кальмары, устрицы, мидии, крабы) в соответствии со Святогорским уставом.
О мере воздержания каждый христианин должен обязательно советоваться со своим духовником.
По материалам сайта Ново-Тихвинского монастыряwww.sestry.ru