С 18 марта по 4 мая дни Великого Поста

13.03.2013

Период Великого поста и Пасхи является очень светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются Прощеным воскресеньем, когда мы у всех просим прощенье и всех прощаем. Этот период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов и завершается торжеством Воскресения Христова — Пасхой.

Великий пост это время подготовления к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения большего времени молитве, духовному чтению и удаления от всего греховного. Телесная подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого поста все говеют, исповедуются и причащаются как минимум хотя бы один раз.

Великий пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Четыредестница напоминает нам о 40 днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью.

Страстная седмица (неделя) — это последняя неделя Великого поста. Эта неделя (точнее, 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называются Великими: Великий понедельник, Великий вторник и т.д.

Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу, которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.) в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской Церковью последовали и протестанты. Из-за этого у западных христиан бывает, что иудейская Пасха приходится после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.

Западные христиане утратили также древнее понятие о посте и о духовном самовоспитании, то есть борьбе с нашей греховностью. Они считают этот период периодом усиленной молитвы и жертвой Богу; в виде отказа от какой-то любимой привычки. Православный пост гораздо глубже и шире. Это время усиленного духовного подвига, очищения и самовоспитания, которые совмещаются с телесным постом.

Очень сложно составить один пост для монахов и духовенства, а другой для мирян, с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви — очень мудро — в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить, что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Поэтому миряне, в большинстве случаев как-то себе облегчают пост. Итак, к правилам поста нужно стремиться, но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно.

В молитвах говорится «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно устроить себе такую программу поста, которая нам будет духовно приятна. Так же, как утренняя зарядка или бег приятен, так же и телесный пост должен быть приятен. Мы как бы принимаем духовный душ и духовно подтягиваемся.

Пост есть одно из самых сильных средств для изменения себя к лучшему. Это время усиленного воздержания от всего плохого и стремления ко всему хорошему. Этот духовный пост и есть самое главное, но он невозможен без телесного поста. В посте мы очищаем свою душу, и к нему нужно подходить с радостью.

Во время поста нужно создать для себя такой строй жизни, чтобы он как щит, как невидимый железный панцирь защищал нас от греховного мира. Мы будем продолжать жить в миру, а духом совершать паломничество в монастырь. Это будет способствовать молитве, уединению, размышлению, самонаблюдению, самоисправлению, духовному чтению, воздержанию от греховных дел, слов и мыслей, борьбе с нашими слабостями и греховными привычками и всеобщему духовному росту.

Устав трапезы на Великий пост

МАРТ 11 Чт
18 Пн x 12 Пт
19 Вт x 13 Сб Поминовение усопших
20 Ср 14 Вс Неделя 4-я Великого поста.Преподобного ИоаннаЛествичника
21 Чт 15 Пн
22 Пт 16 Вт
23 Сб Память сорока Севастийских мучеников 17 Ср
24 Вс Неделя 1-я Великого поста.Торжество Православия 18 Чт Стояние Марии Египетской
25 Пн 19 Пт
26 Вт 20 Сб Похвала Пресвятой Богородицы(Суббота Акафиста)
27 Ср 21 Вс Неделя 5-я Великого поста.Преподобной Марии Египетской
28 Чт 22 Пн
29 Пт 23 Вт
30 Сб Поминовение усопших 24 Ср
31 Вс Неделя 2-я Великого поста.Святителя Григория Паламы 25 Чт
АПРЕЛЬ 26 Пт
1 Пн 27 Сб ○* Лазарева суббота
2 Вт 28 Вс Неделя 6-я Великого поста.ВходГосподень в Иерусалим.Вербное воскресенье
3 Ср 29 Пн
4 Чт 30 Вт
5 Пт МАЙ
6 Сб Поминовение усопших 1 Ср
7 Вс Неделя 3-я Великого поста.Крестопоклонная.Благовещение ПресвятойБогородицы 2 Чт Воспоминание Тайной Вечери.Чтение 12-ти Евангелий
8 Пн 3 Пт x Воспоминание СтрастейГосподних. Вынос Плащаницы
9 Вт 4 Сб
10 Ср 5 Вс СВЕТЛОЕ ХРИСТОВОВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

С 06.05.13 по 11.05.13 – Светлая седмица (поста нет)

Условные обозначения:x–строгий поств дни, не отмеченные знаком–сухоядение, разрешается вкушение хлеба, фруктов, сырых и отварных овощей без растительного масла◙ –разрешается пища без масла○ –разрешается пища с растительным маслом* –разрешается икра≈–разрешается рыба, морепродукты и растительное масло

Начиная со второй седмицы поста до праздника Входа Господня в Иерусалим по немощи телесной допустимо:

  1. в понедельник, среду, пятницу вкушение горячей пищи без масла
  2. во вторник и четверг – вкушение горячей пищи с маслом
  3. в субботу и воскресенье – вкушение морепродуктов (кальмары, устрицы, мидии, крабы) в соответствии со Святогорским уставом.

О мере воздержания каждый христианин должен обязательно советоваться со своим духовником.

По материалам сайта Ново-Тихвинского монастыряwww.sestry.ru

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.