Святыня православного зарубежья прибывает в Каменскую епархию

Икону святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского с частицей его мощей и чудотворный пояс святого принесут в пределы Каменской епархии. Святыни из Канады доставила на Урал основатель благотворительного фонда «Русская душа» (Канада) Елизавета Айрапетова. Святитель Иоанн Шанхайский – величайший святой XX века: епископ, аскет, молитвенник, чудотворец, миссионер.

По ее словам, пояс святителя Иоанна никогда ранее не вывозили за пределы Канады. В этом году она впервые принесена в Россию и уже посетила Архангельскую епархию. «Святыня обычно находится на престоле храма в скиту Серафима Саровского в Роудоне в провинции Квебек, — рассказала Елизавета Айрапетова. — В Канаде пояс нечасто выставляется для поклонения, однако есть свидетельства чудес, происходивших по молитвам людей у этой святыни».

Святыни прибыли на Каменскую землю по благословению епископа Каменского и Алапаевского Мефодия и архиепископа Оттавского и Канадского Иринея.

График передвижения по епархии:18 ноября в 17-00 – встреча святыньв мужском монастыре новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Алапаевск22 ноября в 15-00 – прибытие и встреча в Свято-Троицком соборе г. Алапаевска25 ноября в 15-30 – торжественная встреча святынь в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Каменск-Уральский30 ноября – отбытие святынь на место постоянного пребывания

Неудобный святойСвятитель Иоанн Шанхайский (1896-1966) – наш современник. Никаким «величественным обликом убеленного сединами старца» он не обладал: маленький, некрасивый, с дефектом речи, часто в мятой рясе и босой. Некоторым из окружавших его людей бывало даже неловко за «такого епископа», ведь служил епископ в крупных городах: Шанхае, Париже, Брюсселе, Сан-Франциско.

Он часто ходил босиком и однажды от начальства поступил приказ: носить ботинки. Епископ носил их, перекинув с завязанными шнурками через плечо. Пришел новый приказ: «надеть на ноги», епископ был послушным и надел.

Монашеский постриг святитель Иоанн принял в 30 лет. С тех пор молитва — общение с Богом и святыми — становится для него большей реальностью, чем все дела, заботы и переживания земной жизни.

В молитве святитель искал воли Божией, с которой сверял все свои действия. Молитва как живая связь с Богом и святыми была источником «чудес» святителя Иоанна: святитель молился — Бог его слышал.

Молитва как дыхание«Все мы становимся на молитву, а Владыке Иоанну на нее становиться не нужно: он всегда в ней пребывает…», — говорил о святителе один из его духовных детей, иеромонах Мефодий.

Чтобы так молиться — дать место духу — надо стеснить плоть, в этом смысл любой аскетики. Со времени монашеского пострига святитель Иоанн никогда не ложился в кровать, спал сидя и лишь несколько часов, отводя ночь для молитвы. Ел, часто смешивая все блюда: суп, гарнир, компот, – чтобы земная пища не казалась удовольствием.

Что такое святостьС епископством в 38 лет (1936) святитель не изменил аскетической практики, хотя очень изменилась жизнь: никакого уединения, всегда рядом люди, их просьбы, их распри.

Святитель Иоанн не хотел быть епископом. Даже, как аргумент, привел свое косноязычие, а епископу нужно говорить речи и проповеди. Но ему ответили, что и Моисей был косноязычным, и ничего.

Когда святитель Иоанн стал епископом, замечали, что он порой юродствует: странно выглядит, ведет себя «не по правилам», и свои странности никак не объясняет. Некоторых это раздражало – епископам не положено, он же не пустынник какой, на него люди смотрят!

Но для святителя Иоанна, который знал, чего хочет от него Бог, было не так важно, как смотрят на него люди. Его некоторые действия были юродством Христа ради — когда правда Христова важнее всех правд, обычаев и понятий человеческих.

— Святитель не был непогрешим, он бывал неправ и без колебаний признавал это, когда обнаруживал. Но обычно он все же бывал прав, а кажущаяся странность некоторых поступков и суждений впоследствии обнаруживала глубокий духовный смысл. Жизнь святителя Иоанна в основе своей была прежде всего духовной, и если это нарушало заведенный порядок вещей, то лишь для того, чтобы заставить людей очнуться от духовной спячки».

Панихида на улицеОднажды, когда владыка был в Марселе, он решил отслужить панихиду на месте убийства сербского короля Александра. Никто из клира из ложного стыда не захотел служить с ним. И действительно, виданное ли дело – служить посреди улицы! Владыка пошел один. Жители Марселя были ошарашены появлением священнослужителя в необычных одеждах, с длинными волосами и босого, расхаживающего с чемоданом и метлой посреди улицы…. Когда владыка вычистил метлой небольшую часть тротуара, он достал из чемодана кадильницу, возжег ее и начал служить панихиду», — так вспоминала святителя Иоанна одна из его духовных дочерей.

«Нельзя сказать, что владыка запомнился всем как деятельный администратор, — рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, автор книги о святителе «Владыка Иоанн — святитель Русского зарубежья», — хотя святитель Иоанн построил несколько храмов, открыл приют, сестричество, занимался с молодежью и очень много помогал своей пастве по всему миру. Но главное, за что его любят и почитают, — он был настоящим монахом, верным Богу.

Он постоянно молился, ежедневно служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой ритм, поэтому часто владыка служил один — сам читал и пел всю службу), причащался каждый день, строго постился — ел только один раз поздно вечером, а Великим и Рождественским постом вкушал только просфоры».

Святитель слышал даже невысказанные просьбыВспоминает госпожа Лью, одна из духовных дочерей святителя: «В Сан-Франциско мой муж попал в автокатастрофу. В это время у владыки уже было много неприятностей. Зная силу его молитв, я подумала: «Если бы пригласить владыку к мужу, муж бы поправился», но я боялась это сделать из-за занятости владыки. И вдруг владыка приходит к нам сам, в сопровождении некоего господина, который его привез. Он пробыл всего пять минут, но я верила – мужу станет легче. И, действительно, после этого посещения владыки муж стал поправляться.

Позже я встретила человека, привезшего к нам владыку, и тот рассказал, что он вез владыку в аэропорт, как вдруг владыка говорит ему: «Едем сейчас к Л.». Тот возразил, что они опоздают на аэроплан, и что сию минуту повернуть он не может. Тогда владыка сказал: «Вы можете взять на себя жизнь человека?» Делать было нечего, и он повез владыку к нам. На аэроплан, однако, владыка не опоздал, потому что задержали рейс ради владыки».

Святитель Николай (Велимирович), бывший во времена пребывания святителя Иоанна в Югославии правящим епископом в Охридской и Жичской епархии, говорил о нем: «Хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!» А отцу Иоанну было в то время тридцать с небольшим лет.

Для милосердия святых нет ни эллина, ни иудеяСвятитель Иоанн откликался на просьбы о помощи независимо от веры и национальности человека. Об этом знали и звали к тяжело больному, будь он католик, протестант, православный или кто другой, потому что, когда святитель Иоанн молился, Бог был милостив.

«Какая вы счастливая, что у вас такой епископ»Вспоминает духовная дочь святителя: «В парижском госпитале лежала больная женщина по имени Александра и владыке Иоанну сказали о ней. Он передал записку, что приедет и причастит ее. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой.

Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

А в одной из католических церквей Парижа местный священник говорил своим прихожанам: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

Последние годы1966 – последний год земной жизни святителя. Несколько человек утверждают, что святитель Иоанн знал о времени и месте своей кончины.

В день кончины – 2 июля 1966 года он отслужил Божественную литургию и после службы молился в алтаре еще три часа. Умер святитель несколькими часами позже в своей комнате, молясь перед чудотворной иконой Знамения Божией Матери, без предварительных признаков какой-либо болезни.

Шесть дней лежал святитель в гробу, его тело не бальзамировали, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось. Тело ежедневно наблюдали чиновники из похоронного бюро Сан-Франциско, но никаких изменений не находили.

Усыпальница под собором иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, где до прославления находился гроб с телом святителя Иоанна

Мэрия Сан-Франциско сделала исключение, разрешив похоронить святителя, несмотря на санитарный запрет, в «черте города», в усыпальнице кафедрального собора в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который святитель строил и в котором служил.

В 1993 году специальная комиссия по прославлению владыки Иоанна, открыв его мощи, обнаружила их нетленными. В 1994 году, всего через 28 лет после смерти — уникально короткий срок во всей истории Православной Церкви — святитель Иоанн Шанхайский был канонизирован – так очевидна была и при жизни его святость.

Пресс-служба Каменской епархии по материалам сайта: https://www.miloserdie.ru/special/ioann-shanhakij/

фото: пресс-служба Архангельской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.