В день памяти святителя Николая верующие почтили память священномученика Владимира Холодковского в селе Тупицыно

19 декабря, в день памяти святителя Николая Мирликийского, настоятель храма великомученицы Параскевы-Пятницы в Савино иерей Алексей Буньков при большом стечении верующих отслужил молебен в часовне священномученика Владимира Холодковского в селе Тупицыно Пышминского района.

После молебна был совершен крестный ход к Поклонному кресту на месте уничтоженного большевиками храма святителя Николая, некогда находившийся в селе. Было очень символично, что молитва священномученику Владимиру Холодковскому, отдавшему свою жизнь за веру и святителю Николаю, чей храм уничтожили безбожные власти, спустя годы богоборчества вновь прозвучала на пышминской земле. В крестном ходе участвовали казаки станицы Пышминская, принявшие деятельное участие в строительстве часовни священномученику Владимиру.

По окончании крестного хода всем участникам хода и гостям был предложен большой праздничный концерт, организованный ребятишками в местном Доме культуры. Гостям показали спектакль, посвященный святителю Николаю, и исполнили русские народные и казачьи песни.

Из истории: Священномученик Владимир Холодковский родился в ноябре 1895 года в городе Каменск-Уральский Шадринского уезда Пермской губернии в семье коллежского регистратора. Образование будущий священномученик получил в Екатеринбургской псаломнической школе, которую окончил в 1912 году. С 1912 по 1918 год Владимир служил псаломщиком в Вознесенской церкви села Завьяловское (Екатеринбургский уезд, Пермская губерния – ныне Свердловская область, Талицкий район). В 1916 году он обвенчался с Анной Васильевной и в 1918 году был рукоположен в сан диакона к церкви села Тимохинское (Камышловского уезда Пермской губернии). У отца Владимира был собственный дом в деревне Фролы, недалеко от Тимохинского. В годы гражданской войны район, в котором он служил, переходил несколько раз от красных к белым и обратно. Местное население разделилось на сторонников красных и сторонников белых. С обеих сторон было ужасающее ожесточение.

В это время Святейший Патриарх Тихон обратился с посланием к православным христианам и пастырям Церкви: «…Не мстите за себя,…но дайте место гневу Божию… Помните завет святого апостола: Блюдите себя от творящих распри и раздоры, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях… Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову»

Руководствуясь словами Святого Патриарха, причт храма, к которому относился отец Владимир, пытался остановить междоусобицу во вверенном приходе, но безуспешно. Весной 1918 года территория района была занята армией адмирала Колчака (Чехословацким корпусом), однако период свободы от большевиков был недолгим. Летом 1919 года войска адмирала Колчака стали отступать. Зная о том, что пастырям, которые оставались на территории, переходившей после поражения белых войск под контроль Советов, большевики устраивали жестокую расправу, отец Владимир эвакуировался, отступив с белыми до Новосибирска. В Новосибирске (тогда он назывался Новониколаевск) отец Владимир служил в Покровской церкви, но 17 марта 1920 года он возвращается обратно на место своего служения в село Тимохинское.

В декабре 1920 года отец Владимир был рукоположен в сан иерея и определен к Николаевской церкви села Тупицинское (в некоторых источниках Тупицыно). После перевода, с 1925 по 1927 год, он служил в церкви села Юрмытское. В 1927 году эта церковь перешла к обновленцам, и в ней стал служить обновленческий священник В.Д.Яворский. Отец Владимир, отрицательно относившийся к «живоцерковникам», часто говорил своим чадам: «Власть понуждает нас к обновленчеству, но пусть меня на куски растерзают, не пойду в раскол!» Ему пришлось вернуться в село Тупицынское, где прихожане были готовы защищать тихоновскую церковь и батюшку от обновленцев.

В конце октября 1929 года в местное отделение ГПУ поступило заявление с просьбой «принять срочные меры к священнику Холодковскому, так как он в проповедях агитирует против Советской власти и из-за этого в селе невозможно вести работу с крестьянами». Меры были приняты, и 1 ноября 1929 года отец Владимир был арестован и отправлен в Шадринский Исправдом. 26 декабря 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к 5 годам концлагерей. Где он отбывал это наказание, мы не знаем. Известно, что лагерный срок он отбыл полностью, а в 1935 году, после освобождения, состоялось возвращение пастыря на место своего служения в село Тупицинское.

Отец Владимир вновь стал служить в Николаевской церкви. Когда в 1936 году власти попытались закрыть храм, будущий священномученик созвал собрание верующих и по окрестным деревням стали собирать подписи в защиту церкви. «Батюшка призывал к терпению, говорил, что «безбожная власть не навечно, нужно терпение, и наступит время, когда снова будет царство религии», – вспоминали некоторые люди.

В деле 1937 года есть показания об отце Владимире. В них свидетельствуется, что после лагеря он говорил своим прихожанкам: «Вы, старушки, ходите в Церковь. Церковь забывать не надо, не надо забывать и Бога. Божие Слово не умрет. Вот меня сколько ни мучили, сколько ни терзали, но я с Божией помощью вернулся невредимым. Ведь как Богу будет угодно, так Он и сделает, Он всемогущ»

То, что для нас является свидетельством глубокой веры и бескомпромиссным выполнением пастырского долга, для богоборческой власти являлось самым тяжелым преступлением. Отец Владимир был арестован в начале июля 1937 года, в это время в его семье было уже шестеро детей: три сына и три дочери.

В одном из доносов, на материале которого основывалось следствие, говорилось: «Поп Холодковский систематически ведет антисоветскую деятельность, умышленно срывает проведение массовых выступлений среди школьников, разваливает колхозную дисциплину». При оглашении обвинения было прибавлено: «Во время тайных исповедей священник Холодковский запрещал верующим вступать в колхозы».

Из показаний отца Владимира Холодковского на допросе:«..В силу религиозных убеждений я не согласен с безбожием и остаюсь непримиримым с ним, ведя активную борьбу с безбожием путем богослужения, исполнения таинств и обрядов для верующих. Глубоко убежденный, что существует Господь, как Творец всего видимого и невидимого, это же самое внушал и верующим»

Несмотря на то, что к арестованным применяли «незаконные методы ведения следствия», т.е. пытки, отец Владимир держался стойко, с достоинством, никого не оговорил и виновным себя не признал.

Тройка при УНКВД СССР по Челябинской области приговорила священника к высшей мере наказания. 13 августа 1937 года в 17 часов священник Владимир Холодоковский был расстрелян.

Сегодня отец Владимир (Холодковский) канонизирован в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Его память совершается 31 июля (13 августа н. ст.) В детском саде села Тупицыно открыт уголок памяти этого священномученика.

История возведения часовни: Некогда село Тупицино имело собственный храм. В годы Советской власти церковь ликвидировали. Ее развалины, как печальный монумент безбожным временам, простояли до наших дней. Идею строительства в этом месте часовни подал настоятель церкви во имя святой великомученицы Параскевы села Савина иерей Алексий Буньков. Инициативу поддержали казаки станицы Пышминская. Именно их силами в 2012 г. началось возведение небольшого храма в Тупицыно. Под руководством атамана казаки расчистили заброшенный церковный двор от травы и деревьев. Затем произвели демонтаж останков храмовых помещений. Полученный в ходе разбора старый, но крепкий кирпич пошел на сооружение новой часовни. Строительство продолжалось чуть меньше полугода и объединило многих людей. На площадке можно было видеть казаков Пышминской станицы, а также жители Тупицыно и местных депутатов. 4 августа 2012 г. иерей Алексий Буньков освятил часовню во имя священномученика Владимира (Холодковского). На чине освящения присутствовали потомки убиенного священника.

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.