В день празднования Торжества православия Преосвященный Сергий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

25.03.2013

24 марта 2013 года, в первую неделю Великого поста, святая Церковь празднует Торжество православия. В этот день Преосвященный Сергий, епископ Каменский и Алапаевский возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Каменска-Уральского.

Когда мы вступаем в великие и спасительные дни поста, то богослужения совершаются в темных облачениях, песнопения и молитвы становятся продолжительными и не столь торжественными, но в сегодняшний день мы видим священнослужителей в светлых ризах и слышим гимн: «Тебе Бога хвалим…». В течение Великого поста это единственный день, когда верующие так величественно отмечают торжество православной веры.

Впервые в Свято-Троицком кафедральном соборе после литургии был совершен чин Торжества православия правящим архиереем, в ходе которого провозглашалась «вечная память» всем, кто распространял православную веру в мире. Вспоминались имена первоапостолов, святых, святителей, патриархов, почивших и нынешних иерархов Церкви, великих правителей – истинных носителей православного духа.

– Православие, как истина, является сегодня уделом немногих, – отметил епископ Сергий, – уделом избранников Божиих, поэтому праздник этот отмечается немногочисленными последователями, любителями – теми, кто любит истину Бога и его правду. Несмотря ни на какие препоны, православная истина утверждается в мире, потому что с нами Бог.

Епископ Сергий поздравил всех с праздником и пожелал, чтобы «дух наш горел любовью, всегда торжествовал о том, что есть в мире православие, что оно нам доступно и является нашим достоянием. Оно вверено нам для хранения, и нас оно сохраняет не только в этом мире растворенного зла, но сохранит нас со Христом Богом и в вечности».

Из истории праздника.

После Константинопольского собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в Византийской империи, императрица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Один из византийских летописцев описал это событие таким образом:

«Царица предложила Святейшему Патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.

И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам Царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания… возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством.

И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым Патриархом Мефодием и бывшими при нем тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя».

В воспоминание об этом событии православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».

К XII веку сложился особый чин Торжества православия, который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших тяжкие прегрешения перед православной Церковью.

В России чин Торжества православия был введён в XIV веке, в него были добавлены имена русских еретиков. Чин ежегодно совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Христа и Богородицы. В ХIХ веке чин был заметно сокращён.

Сегодня Святая Церковь благодарит Бога, что Он дает нам православно и правильно славить Его Пресвятое и великолепое имя – Отца и Сына и Святаго Духа. Одновременно с этим Церковь, как любящая мать, с тоской и надеждой взирает на тех, кто отступил от Бога, кто не познал святой веры православной. И в этот день особенно молится о них, чтобы Господь смягчил их сердца, и обратил их к Спасителю нашему, и дал им радость исповедовать святую православную веру.

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.