В Спасо-Преображенском монастыре прошел монашеский постриг

Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? (Пс.132, 1)

По сложившейся традиции Русской Православной Церкви во дни постов в монастырях проходят монашеские постриги. Так и в Спасо-Преображенском мужском монастыре Каменска-Уральского 14 декабря, по окончании вечернего богослужения Преосвященнейший Сергий, епископ Каменский и Алапаевский совершил постриг в малую схиму и рясофор.

Постриг – великое событие в жизни монаха. Не просто дается решимость оставить мир и все, что в нем, часто, для того чтобы созрело решение, требуются годы. Когда человек изъявляет желание стать монахом, его испытывают. Послушнический искус может длиться не один год, далеко не все выдерживают это испытание, многие возвращаются вспять. «Если бы знали скорби, которые ждут монаха, то никто не пошел бы в монастырь. Господь промыслительно скрывает это», сказал кто-то из старцев.

Чин пострига древний. По строгости даваемых обетов различают три степени монашеского восхождения: иночество, малая схима и великая схима. Иночество – первая ступень, малая схима – это обычный монашеский постриг. Великая схима – полное отвержение мира, схимник – молитвенник за весь мир.

Вечер, в храме полумрак, свет идет только от возженных свечей, тихо мерцают огоньки лампад у храмовых икон. Состояние духовного покоя и мира, сейчас здесь состоится посвящение Богу, сердце шепчет: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Потихоньку собирается пока немногочисленная братия монастыря, уже расстелена дорожка, по которой постригаемые в знак смирения и решимости ползком преодолеют свой путь до амвона.

Прибыл архипастырь, начинается постриг. Духовник обители подвел постригаемых к началу дорожки, братия по старшинству, образуя живой коридор, со свечами в руках, следуют за новоначальными, прикрывая их своими мантиями.Достигнув амвона, постригаемые смиренно ждут у ног Владыки: «Бог милосердный, яко отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блудного сына приемлет тя, кающегося и к Нему от сердца припадающего». Владыка Сергий поднимает лежащих ниц: «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святей дружине сей?» – «Желаю жития постнического». Постригаемые дают обеты: всю жизнь свою, все что имели – все приносят в жертву Богу: «Отрицаеши ли ся мира и сущих в мире, по заповеди Господней?» – «Ей, честный отче».

Обеты принесены, новоначальные склоняют главу, Владыка читает молитву: «Господи, Боже наш, достойных Тебе быти узаконивых, житейския вся оставльших, и сродники, и други, и последовавших Тебе, прими раба Твоего сего…», – нарекает имена. Свершилось, умер старый человек, родился новый, все у него новое: имя, одежда, душа обновилась. Слезы душат, Господи прими покаяние, помоги им быть достойными твоими воинами.

Но это еще не все, Владыка Сергий берет Евангелие и ножницы: «Се Христос невидимо зде предстоит, виждь, яко никтоже тя принуждает приити к сему образу, виждь, яко ты от своего произволения хочеши обручения великого ангельского образа». – «Ей, честный отче, от своего произволения». Епископ трижды бросает ножницы: «Возьми ножницы и подаждь ми я», – новоначальный в знак смирения и решимости трижды поднимает ножницы и подает Владыке. Архипастырь постригает брата: «Брат наш (называет имя) постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира, и всех, яже в мире, и во отвержение своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, рцем вси о нем: Господи, помилуй», братский хор отвечает троекратным «Господи помилуй».

Далее новопостриженного облачают в монашеские одежды: параман, рясу, монашеский пояс, мантию: «Брат наш (имя) облачается в ризу спасения…». Клобук – его новоначальные не будут снимать три дня, пока находятся в алтаре (по традиции первые три дня новоначальные проводят в алтаре). И в завершение Владыка Сергий вручает постригальный крест и свечу, их новоначальный должен держать три дня, а потом хранить до смерти, с ними и погребают монаха.

Братия поздравляет новоначальных: «Что ти есть имя, брате?» – «Грешный монах (называет новое имя, полученное в постриге)». – «Спасайся о Господе».

Преосвященнейший Сергий, поздравляя новоначальных, напомнил, что: «Монашество состоит в том, чтобы иначе, как всякий инок смотреть на все сущее в мире сем. Монах не должен приобретать ничего, к чему бы прилеплялась наша душа. Однажды, с отсечением волос, мы должны напрочь отрезать от всего свои чувства, ум и волю. Взявшись за плуг, ни в коем случае нельзя обратиться вспять. Пребывайте же в послушании священноначалию, любите свою обитель, потому как нет большего счастья для монаха, чем умереть там, где он принял ангельский образ».

После поздравления новопостриженных увели в алтарь, где они пребудут в молитвенном стоянии до Божественной литургии, на которой в первый раз в ангельском образе примут Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.Кто присутствовал на постриге, не забудет этого, в душе – чувство, что произошло нечто очень значительное, важное, ощущение тихой глубокой радости, праздника.

Пресс-служба каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.