Вдумчиво порассуждаем о трезвости

02.09.2016

Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство.Ф.Бэкон

Алкоголь затуманивает сознание и дает волю инстинкту, низводя человека к скотскому состоянию. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости.В.А.Сухомлинский

Корни трезвости имеют древнерусское происхождение. Изначально ею обозначался синергизм таких состояний, как спокойствие, величие, вдумчивость, размеренность, зрелость, разумность, неспешность, точность, рассудительность, мудрость. Выражения типа: «трезвый взгляд», «трезвое решение», «трезвая мысль», «трезвый правитель» и т.д. красноречиво свидетельствуют об этом.

Известно, что в наиболее консервативном виде сохранились значения древнерусских выражений в православной Церкви, где ежедневно звучит церковнославянская речь. Вопреки всем политическим процессам и государственным преобразованиям только из-за церковной ограды второе тысячелетие звучат трезвенные напутствия, раскрывающие человеку смысл его земного предназначения, предлагая ему на всем протяжении земного пути бодрствовать и трезвиться.

Обращает на себя внимание то, что в русском религиозном опыте трезвость аналогична Софии – Премудрости Божией. С ней связан расцвет Древней Руси: симфония культуры, искусства, ремесел, экономики, политики и военного дела – всё это результат трезвенного мышления масс и прежде всего их правителей.

Начало трезвенному преобразованию нации было положено трудами св.княгини Ольги и продолжено св. князем Владимиром – крестителем Руси, унаследовано и претворено в жизнь Великими князьями Рюриковичами, подхвачено царствующей династией Романовых. Потомкам следует всегда помнить, когда сформировался и успешно позиционировал себя в мире русский этнос.

Например, трезвенники проповедовали внутреннее преображение человека, основанное на его свободной воле и добровольном выборе. Тогда как антиалкоголисты апеллировали к закону, к власти, декларируя, что только жёсткие санкции и запреты положат конец пьянству и алкоголизму. И если первые протягивают руку помощи, говоря, что каждый может опираться на совесть, разум и свободное волеизъявление, жить по христианским нравственным законам, идя по путям праведников, то вторые категоричны в своих требованиях: алкоголь – яд, наркотик, все беды от его употребления, поэтому этиловый спирт следует на веки вечные изъять из обращения.

Между этими группами имелись и другие отличия. Во-первых, для антиалкоголистов опьянение связано с употреблением алкоголя, а трезвенники за опьянением видели любое отклонение от духовно-нравственных норм. Во-вторых, для одних трезвый образ жизни – это периоды существования без употребления спиртного, для других – это нравственный подвиг. В-третьих, для антиалкоголистов трезвость – это воздержание от употребления алкогольных жидкостей, для трезвенников – это борьба со злом, ради торжества правды, как завещал Господь. Наконец, антиалкоголисты, наделенные революционным типом мышления, противопоставляли себя власти, тогда как трезвенники были лояльны, считая, что всякая власть от Бога, и стояли за эволюционный путь социального преобразования.

Трезвенники в качестве инструмента внутреннего преображения применяли покаяние, пост, молитву. Для них была ценна проповедь священника и совместное изучение христианских книг. Они с радостью участвовали в торжественных крестных ходах, прославляющих святых. Их надежда была не на земную власть, а на власть Божию, поэтому на помощь себе они призывают небесные силы. В общественной деятельности на первом месте у них было просвещение народных масс, распространение знаний о Христе, совместное доброделание.

С этой целью они создавали приюты, общества милосердия, открывали школы, библиотеки, детские сады, проводили публичные чтения о нравственности. Христианская образованная часть русского общества созывала профессиональные съезды, конференции, на которых принимались и антиалкогольные решения.

И надо отметить, что деятельность трезвенников принесла свои плоды. К 1914 году практически при всех православных приходах были организованы трезвеннические общины, члены которых стремились жить по христианским законам, воздерживаясь, в том числе и от употребления спиртного.

Повсюду открывались церковно-приходские школы, что собственно было тогда для многих сельских мест в новинку, где наряду с образовательными программами в учебный процесс вводились антиалкогольные дисциплины, читаемые наряду с Законом Божиим иереями. Во многих учебных заведениях, начиная с начальных школ, реальных и семинарских училищ и заканчивая университетами, вплоть до подготовки военных и священнослужителей, вводились предметы, изучающие прямые и побочные аспекты употребления спиртного.

Деятельность антиалкоголистов также была востребована. Некоторые из них становились депутатами, и у них появлялась возможность выходить на широкую аудиторию, и с высокой трибуны высказывать антиалкогольные взгляды. Иногда под их давлением принимались законодательные акты, ограничивающие алкогольную деятельность. «Борьба с пьянством и алкоголизмом – это, прежде всего, борьба против политики получать прибыль за счёт спаивания народа», – говорили они.

Таким образом, можно сказать, что трезвенническая и антиалкогольная деятельность гражданского сообщества России начала ХХ века не только не мешали друг другу, но усиливали процессы инновационного преобразования: при поддержке Церкви и государства повсюду русский народ добровольно отказывался от алкоголя, что благотворно отразилось на всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, рассуждая о трезвенности, мы говорим не иначе как о способности различения плохого и хорошего, об умении множить добро и низводить зло. Зло многолико, и сказано от кого оно исходит. Но всё же, трезвенническое делание направлено, прежде всего, на укрепление добра в мире, и противостояние козням врага человеческого. И здесь поле битвы – сердца людей, их души.

Указав на трезвость как общественное явление, сделав её достоянием всего человечества, а не персонифицированным смыслом бытия отдельных его представителей, тем самым мы не только расширили границы понимания явления, но изменили поток сознания, выделив меру ответственности каждого участника: ни много ни мало – за всех.

Теперь уже никто не вправе игнорировать социальные, а тем паче, информационные процессы, влияющие на внутреннюю жизнь отдельного человека, не вправе замыкаться в себе, не замечая, что происходит вокруг, устраняясь от действительности.

Как бы это пафосно ни звучало, но трезвенники – воины света, профессионалы, взявшие на себя ответственность за судьбу Отечества, жизнь миллионов соотечественников. Они, как никто другой, понимают скрытые процессы, влияющие на душевные порывы человечества, и добровольно взвалив на себя ношу милосердия, несут крест миссионерства и подвига, облачившись в латы, шлем и щит веры-надежды-любви, стоят на страже добра.

Можно сказать, что трезвенническое просвещение – это не царство сонных мух, а собрание деятельных сердец, направляющих к Создателю свою пламенную молитву за падших и окаянных, крепко стоящих «за други своя», ратующих за Отечество, спасающих целый мир.

В каждом временном отрезке истории выделяют отличительные способы борьбы за умы и души людей. В современном обществе применяются изощрённые технологии соблазнов и искушений. Если ещё сравнительно недавно война на Земле шла за отдельную душу, то с использованием технических средств влияния на массовое сознание, фронт расширился до пределов Вселенной.

И чтобы выйти победителем из неё, требуется быть не только хорошо технически оснащенным, но и грамотным специалистом, компетентным в вопросах информатизации и массовой коммуникации. И здесь трезвость может пониматься как профессиональное, грамотное использование интеллектуальных и материальных ресурсов в интересах человечества. Тогда под трезвением видится способность применения компетенций в целях добра, а трезвый образ жизни как компетентное, грамотное построение Нового Дома, комфортного для проживания всех людей.

Руководитель епархиального общества «Трезвение»

иеромонах Павел (пальгунов)

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.