100-летие со дня гибели батюшек отметили крестным ходом

25.06.2018

В храме св. Николая с. Исетское Каменского районаотметилидень памяти протоиерея Александра Мокроусова.23 июня за Божественной литургией, которую служилипротоиерей Михаил Шляхтюк и иерейАлександр Лазарев,молилось 50 человек. В гости к местным прихожанам по традиции приехалижители Каменска – автобус с паломниками пришел к самому началу Литургии.

100 лет назад в России разыгралась кровавая трагедия Гражданской войны – гибли тысячи безвинных людей,брат шел на брата, сын на отца. Особенно острым это противостояние было на Урале.

«Гражданская война не знает писаных законов, — писал в августе 1918 года в “Известиях” М. Лацис, главный помощник председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского. — Капиталистические войны имеют свои писаные законы… <…> Но у гражданской войны законы свои. <…> В гражданской войне нет места для суда над врагами. Это — смертельная схватка. Если не убьешь ты, убьют тебя. И если ты не хочешь быть убитым, убей сам!».18/31 августа 1918 года Ф. Э. Дзержинским и его заместителем Я. X. Петерсом было составлено обращение «К рабочему классу», в котором говорилось: «Пусть рабочий класс раздавит массовым террором гидру контрреволюции! Пусть враги рабочего класса знают, что каждый задержанный с оружием в руках будет расстрелян на месте, что каждый, кто осмелится на малейшую пропаганду против советской власти, будет немедленно арестован и заключен в концентрационный лагерь!».

23 августа/5 сентября 1918 года советское правительство легализовало террор знаменитым Декретом о красном терроре: «Необходимо обезопасить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в лагеря. Подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Позднее Ф. Э. Дзержинский признавался: «Законы 3 и 5 сентября наконец-то наделили нас законными правами на то, против чего возражали до сих пор некоторые товарищи по партии, на то, чтобы кончать немедленно, не испрашивая ничьего разрешения, с контрреволюционной сволочью».Ситуация на Урале усугублялась тем, что уральские власти действовали более самостоятельно — согласно принципам «революционной целесообразности» — и развернули кампанию террора задолго до ее официального провозглашения. Кроме того, уральские территории находились в эпицентре гражданской войны, отчего террор приобрел здесь особый размах и трагизм.

Да, земля уральская обильно полита кровью мучеников и исповедников веры. Один из них протоиерей Александр Мокроусов, служивший в храме Николая Угодника с. Темновского (ныне Исетское) –был убит отрядом «Красных орлов» 25 июня. Он даже не счел необходимым скрыться, когда его предупредили о движении карателей – он просто не ведал своей вины, за которую его могут лишить жизни, и остался со своей паствой. О нем молились все паломники. Об этом сказал в своей проповедииерейАлександр Лазарев:

–То дело, которое мы совершаем ради Господа и Его святых, ради своего спасения,оно животворит душу, даруетрадость и утешение. Конечно, невозможно оценить то, что получает душа, когда она совершает моление к Богу. Молитвами всех святых, память которых мы сегодня совершали, Сибирских святых, святителя Николая, всех к кому мы обращались, за кого молились – они объединяют нас в то, что превыше всего – Любовь.Это делание должно быть для нас великим утешением. Мы верим, что Господь, внимая нашей немощной молитве, совершает изменения наших душ.

С нашим приездом в храме Николая Чудотворца сразу стало многолюдно. Протоиерей Михаил Шляхтюк и иерей Александр Лазарев были несказанно рады такому количеству молящихся. Даже чтущих и поющих на клиросе прибавилось. И причастников было в тот день значительно больше, что необычно для этого села.

Мы с удивлением и радостью отмечали перемены, происшедшие в храме за два года. Стало уютно: на полу – домотканые половики и ковры. Везде иконы, появился иконостас, служатся Литургии. Приходская жизнь бурлит, стройка идет. При нас привезли машину лесоматериала, то-то радость для о. Михаила!

Отслужив молебен свт. Николаю и свт. Иоанну Тобольскому, память которого праздновалась в тот день, мы отправились крестным ходом на сельское кладбище к месту упокоения расстрелянного большевикамипротоиерея Александра Мокроусова.

Крестоходцам непогода – не помеха. Проливной дождь, сверкание молний за лесом и дальние раскаты грома нас не испугали. С нами Бог!Шумдождя сливался с молебным пением хора и колокольным звоном.При подходе к кладбищу и особенно к могилке о. Александра засияло солнце. Скромное захоронение огласилось проникновенными словами панихиды.

Ее служили не только по упокоенному здесь батюшке, но и по иерею Михаилу Панову, служившему в храме с. Сосновского. Он убит был красноармейцами месяцем раньше (память его совершается в третье воскресенье мая). Когда арестованного вели из Сосновского в штаб красных в с. Маминское, они вдоволь поиздевались над ним. Осознав, что за такое глумление над уважаемым батюшкой может быть отомщено маминцами, они испугались и совершили расправу прямо в лесу, не доведя его до штаба.

Поют птицы, вокруг разносится панихидное пение, многоголосная «Вечная память», на могилке колеблется пламя свечей. И тихая печаль объемлет душу каждого, кто взывает ко Господу об упокоении погибших в то страшное время.

Отец Михаил Шляхтюкнапомнил, что мы находимся в ином городе, куда мы все придем по смерти:

– Дай Бог, чтобыОн нас взял в состоянии понимания и чистой совести. Кому-то трудней, кому-то легче это дается. Примером для нас служат такие люди, как отецАлександр Мокроусов, как отец Михаил Панов. Они жили в те времена, когда кровь текла рекой, и вся земля русская стала святой. Господь посадил виноград на эту землю – молитвенников, угодников Божиих, которыене боялись смерти и страданий, не предали свою веру. Память о них хранит Православная Церковь. Мы должны их помнить, как их младшие братья по вере, молиться за них. А они будут молиться за нас, и по их молитвам Господь пошлет нам то, в чем мы нуждаемся.Мы все нуждаемся в одном – в спасении и Царстве Небесном. Дай Бог, чтобы Онпо молитвам их нас этого сподобил.

Затем паломники последовалиобратно в храм, где подкрепились трапезой, поблагодарив семью Владислава и Веры Сибиряковых. Они, когда их призвал Господь, при поддержкежителей в 2016 году начали восстановление храма.

В 2017 году прихожане рядом с храмом уже посадили дубочки и кедры. А вот нынче снова привезли саженцы дуба и посадили их по периметру территории. Удивительно, но сразу две семейные пары (из числа местных жителей и из числа горожан) не сговариваясь, в этот деньснова стали инициаторами доброго дела. Наши деревца щедро полил Господь. Даст Бог, вырастет дубовая роща!

Далее путь паломников лежал в с. Маминское – в храме во имя Архангела Михаила хранится фотография протоиерея Александра Мокроусова и рубашка со следами пуль, в которой он был в день убиения.Из храма рукой подать до кладбища, где под сенью покоится прах схимонахини Ефросиньи (Мезеновой).Она умерла также 100 лет назад, 25 октября 1918 года. Еще при жизнипостница прославилась чудесами исцелений и пророчеств. Хотя она по возрасту не могла еще быть старицей,но к ней приходило множество народа, прося духовного совета и помощи. У могилы Ефросиньюшки мы отслужили литию.

По дороге домой заехали в с. Смолинское. И были потрясены! Рядом с оживленной трассой настоящий заповедный уголок:за лесом внезапно показался воздушный, весь устремленный в небо храм во имя пророка Илии.

Поучительна история этого храма. После революции главный разрушитель церкви при совершении этого злого дела до смерти был наказан. Это остановило вандалов – испугались. Даже кресты на куполах не тронули, фрески внутри не испоганили. Так за лесом вдали от больших дорог и простоял храм все годы советской власти, освящая округу. Росписи внутри церкви производят сильное впечатление. Мы пожалели, что времени не было, чтобы побыть здесь подольше.

Сейчас началось восстановление храма. 2 августа, в престольный праздник, здесь ждут прихожаниз Каменска. В том числеи десантников, небесным покровителем которых является св. Илья Пророк.

Все, кто впервые побывал в этом крестном ходе по святым местам Каменского района, долго будут возвращаться памятью к нему.

Нина:Всем бы храмам хотелось помочь. Везде нужен ремонт. Веру в народе надо восстанавливать. Крестный ход, думаю, этому поможет.

Елена: Было бы больше времени, несколько раз бы вокруг храма обошла. Полюбовалась бы. Когда молились на могилке о. Александра, на душе такое умиротворение наступило! Ни о каких проблемах думать не хотелось, все суетное отошло на задний план. Хотелось подольше здесь побыть, подумать о вечном.

Илья: Интересно, узнал, где стоит храм моего покровителя – ПророкаИльи. Красивый, но требует восстановления.

Наталья: Хочется каждый кирпичик потрогать. Прикоснуться к истории, ведь храмы-то наши прадеды строили на века. Чтобы нам передать свою крепкую веру. Здесь особенно чувствуется связь поколений.

Татьяна: Святые места вот они– рядом. Путешествуй, узнавай свой край и приобщайся к вере предков.

Действительно, очень насыщенная и поучительная получилась поездка. Помолились, потрудились, подружились, много нового узнали. Оказывается, необязательно ехать в паломничество за тридевять земель. Рядом с нами много непознанного, интересного, требующего нашей заботы и памяти. Восстанавливать храмы своей малой родины – это тоже значит служить Господу. Даже малая лепта во славу Божию обязательно зачтется.

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.