2 июля день памяти Святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

29.06.2012

Святой Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій, свѣтильникъ міру, великій чудотворецъ, проповѣдникъ покаянія и безкомпромисснаго Православія, покровитель юношества, молитвенникъ, богословъ, суровый аскетъ, истинный русскій патріотъ, строгій и любящій архипастырь, родился 4 іюня 1896 г. въ Харьковской губерніи. Былъ онъ названъ въ честь св. архангела Михаила. Происходилъ онъ изъ дворянской семьи Максимовичей. Его предкомъ былъ извѣстный просвѣтитель Сибири, святитель Іоаннъ Тобольскій. Родители Михаила, Борисъ и Глафира, воспитывали своего сына въ благочестіи, возгрѣвая въ немъ стремленіе стоять за истину, и въ горячей любви къ своему Отечеству.Михаилъ думалъ посвятить свою жизнь военной или гражданской службѣ Отечеству и поступилъ въ Петровскій Полтавскій Кадетскій корпусъ. Затѣмъ онъ учился на юридическомъ факультетѣ Харьковскаго Императорскаго Университета, который окончилъ въ 1918 г. Въ годы ученія на него особенно сильное вліяніе оказалъ архіепископъ Антоній Харьковскій, и Михаилъ, одновременно съ свѣтской наукой, началъ все больше углубляться въ изученіе «науки изъ наукъ» — изученіе духовной жизни, и, въ концѣ концовъ, мѣстный монастырь и храмъ стали ему ближе, чѣмъ всякія свѣтскія заведенія.Россійская трагедія 1917-1918 гг. окончательно убѣдила Михаила въ слабости человѣческой, непрочности всего земнаго и онъ рѣшилъ отречься отъ міра земнаго и себя полностью отдать на служеніе Богу. Во время гражданской войны семья Максимовичей была эвакуирована въ Югославію, гдѣ Михаилъ поступилъ на Богословскій факультетъ. Его семья, какъ и очень многія русскія семьи въ изгнаніи, жила очень бѣдно и Михаилу, чтобы помочь семьѣ и имѣть возможность учиться, приходилось продавать газеты. Горячо имъ любимый архипастырь, митрополитъ Антоній (Храповицкій) тоже оказался заграницей — Владыка Антоній продолжалъ быть духовнымъ руководителемъ духовной жизни Михаила.Въ 1926 г. митрополитъ Антоній въ Мильковской обители совершаетъ постригъ Михаила въ монахи (съ именемъ св. Іоанна Тобольскаго). Далѣе онъ же рукополагаетъ его въ іеродіакона, а на праздникъ Входа во храмъ Пресвятой Богородицы епископъ Гавріилъ Челябинскій — въ іеромонаха. Со дня его иноческаго пострига, о. Іоаннъ больше никогда не спитъ лежа на постели — если засыпаетъ, то на креслѣ или на колѣняхъ подъ иконами. Онъ постоянно пребываетъ въ молитвѣ, вкушаетъ пищу разъ въ день и ежедневно служитъ Божественную литургію. Это правило св. Іоаннъ сохранилъ на протяженіи всей своей жизни.Первые годы своей монашеской жизни іеромонахъ Іоаннъ особенно посвящаетъ юношеству — онъ преподаетъ и является воспитателемъ въ сербской семинаріи въ г. Битолѣ. Въ то время сербскій Златоустъ, извѣстный проповѣдникъ епископъ Николай Велимировичъ, не разъ говорилъ: «если желаете увидѣть живаго святаго, пойдите въ Битоль къ о. Іоанну». Отецъ Іоаннъ относился къ учащимся съ отеческой любовью — по ночамъ онъ ходилъ по общежитію и осѣнялъ спящихъ крестнымъ знаменіемъ.Въ 1934 г. была совершена хиротонія о. Іоанна во епископа Шанхайскаго. Это была послѣдняя архіерейская хиротонія, совершенная Блаженнѣйшимъ митрополитомъ Антоніемъ. Владыка Антоній писалъ дальневосточному епископу Димитрію объ іеромонахѣ Іоаннѣ слѣдующее: «Этотъ маленькій, слабый человѣкъ, почти ребенокъ съ виду, является какимъ-то чудомъ аскетической стойкости и строгости въ наше время всеобщаго духовнаго разслабленія».[Свт. Иоанн, архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский] Новый шанхайскій епископъ прибылъ къ себѣ на каѳедру въ день праздника Входа во храмъ Пресвятой Богородицы и здѣсь продолжалъ свои подвиги и пастырскіе труды: основалъ дѣтскій пріютъ въ честь святаго Тихона Задонскаго, домъ для престарѣлыхъ, покровительствовалъ учащимся и построилъ новый соборъ въ честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручницы грѣшныхъ». Владыка Іоаннъ не пропускалъ ни одного богослуженія, самъ ежедневно продолжая совершать литургію. Въ алтарѣ онъ былъ очень строгъ, не допускалъ никакихъ разговоровъ, и очень часто въ храмѣ оставался долгое время послѣ богослуженія. Послѣ литургіи онъ ежедневно посѣщалъ больныхъ со святыми Дарами, причемъ онъ ходилъ или босикомъ, или въ однѣхъ сандаліяхъ, даже зимой. Дѣтей для пріюта онъ самъ собиралъ съ улицъ и трущобъ Шанхая. Посѣщалъ Владыка заключенныхъ въ тюрьмахъ и душевнобольныхъ и одержимыхъ въ госпиталѣ для умалишенныхъ. Вездѣ Владыка благовѣствуетъ-проповѣдуетъ, пробуждая совѣсть однихъ, согрѣвая сердца другихъ. Было очень трудно понять рѣчь Владыки Іоанна, особенно во время проповѣди. Или же онъ былъ «гугнивъ», подобно пророку Моисею, или же, по утвержденію нѣкоторыхъ, его организмъ былъ настолько истощенъ, что отъ слабости его нижняя челюсть отвисала и не давала ему возможности ясно говорить.Съ приходомъ къ власти коммунистовъ, начался исходъ русскихъ изъ Китая, главнымъ образомъ черезъ Филиппинскіе острова. На островѣ Тубабао находились тысячи русскихъ бѣженцевъ, живущихъ въ самыхъ примитивныхъ условіяхъ. Владыка Іоанна и здѣсь продолжалъ молиться за свою паству и духовно ее окормлять. Благодаря его молитвамъ и неустаннымъ трудамъ, паства, чудеснымъ образомъ, была спасена и почти всѣ получили убѣжище въ Америкѣ.Въ 1951 г. состоится назначеніе архіепископа Іоанна на Западно-Европейскую каѳедру. Здѣсь продолжаются подвиги и пастырство Владыки. Будучи чисто русскимъ архіереемъ и русскимъ патріотомъ, святитель Іоаннъ одновременно является и вселенскимъ іерархомъ, чуждымъ церковнаго провинціализма. Это особенно выявилось въ годы архипастырскаго служенія Владыки въ Европѣ: онъ возстановилъ память и почитаніе древнихъ православныхъ святыхъ Запада и привелъ въ лоно Церкви много новообращенныхъ изъ мѣстныхъ народностей. Отношеніе святителя Іоанна къ церковнымъ вопросамъ, будь то вопросу церковныхъ юрисдикціи, церковной жизни, прихода или пасомаго, всегда вытекало изъ принципіальнаго значенія даннаго вопроса, независимо отъ личностей.Въ 1962 г., въ связи съ трудностями съ постройкой новаго собора въ Санъ-Франциско, святитель Іоаннъ назначается на Западно-Американскую каѳедру, гдѣ проживаютъ очень многіе изъ шанхайскихъ пасомыхъ Владыки. Немало скорбей пришлось тогда Владыкѣ Іоанну перенести. Но Владыка всегда сознавалъ, что главный врагъ возведенія храма въ честь Пречистой — дьяволъ. Постомъ и молитвой, долготерпѣніемъ и стойкостью, любовью и словомъ, святитель его поборолъ, и въ 1964 г. былъ законченъ еще одинъ храмъ въ честь Пресвятой Богородицы.19 іюня (2 іюля) 1966 г., въ день памяти апостола Іуды, во время архипастырскаго посѣщенія г. Сеаттля съ Чудотворной иконой Божіей Матери Курско-Коренной, въ возрастѣ 71 года, передъ Одигитріей Русскаго Зарубежья отошелъ ко Господу великій праведникъ. Владыка Іоаннъ былъ погребенъ въ усыпальницѣ подъ выстроеннымъ имъ соборомъ Всѣхъ Скорбящихъ Радости. По молитвамъ у его нетлѣнныхъ мощей вѣрующіе получаютъ вѣру, исцѣленіе, утѣшеніе, духовныя силы. Святитель Іоаннъ, послѣ многихъ подвиговъ, волненій, скорбей, которыя онъ претерпѣлъ за Христа и Его правду, присталъ къ тихому небесному пристанищу, гдѣ, сорадуясь съ ангелами, славитъ Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, Которому и отъ насъ да будетъ слава, честь и поклоненіе, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 10-13.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.