7 июля Рождество Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя(Мф. 11, 10-11).Иоанн Креститель родился в дни царствования Ирода, царя иудейского, в благочестивой семье священника. Захария и Елисавета, так звали родителей Крестителя Иоанна, на момент рождения сына были уже в преклонном возрасте и надежды на то, что у них будут дети уже не оставалось, но там, где надежда человеческая оставляет, начинается промысел Божий о чадах своих. Нужно заметить, что во времена жизни Захария и Елисаветы неплодные пары подвергались осуждению со стороны общества, как наказанные за грехи перед Богом, поэтому чудо рождения младенца в этой семье тем паче было чудом перед иудейским народом.Господь, заранее оповестил Захария о том, что у него родится сын, об этом событии нам благовествует Евангелие: «Однажды, когда старец Захария отправлял свое очередное священническое служение в храме иерусалимском, вошел он во святилище для каждения и возложил фимиам на алтарь кадильный, вдруг увидел по правую сторону алтаря явившегося ему Ангела. Захария смутился и затрепетал от страха. «Не бойся, Захария, — сказал Ангел, — ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, … дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13—17)»Захария был настолько изумлен и обрадован этому известию, что не сразу смог принять его, он смутился и вопросил Ангела: « По чему я узнаю это? — ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, — отвечал ему Ангел, — и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 19—20). Сказав это, Ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сделался нем.Пробыв в храме положенное ему время служения, Захария вернулся в дом свой, и Елисавета, несмотря на свой преклонный возраст и бесплодие, зачала. Праведная чета возблагодарила Господа за такую милость, так как тем самым с них снималось поношение от людей, которое по обычаю в иудейском обществе преследовало неплодные пары.Пять месяцев таилась праведная Елисавета от людей, храня тайну зачатия и непрестанно возносив молитву Богу. В это время одна лишь родственница пришла навестить её, и это была Пречистая Дева Мария. Об их встрече нам так же благовествует Евангелие: « Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» Лк., 4 зач., 1,Пришло время Елисавете разрешиться от бремени своего и в положенный срок Господь дарует родителям сына, и они нарекают имя ему Иоанн, вопреки желаниям родственников и обычаям иудейским называть своих первенцев мужского рода именем отца. О выборе имя испросили отца, на что он еще, будучи лишен дара речи попросил дощечку и написал на ней: –« Иоанн — имя ему» (Лк. 1, 60—63), так как это имя ему указал Ангел еще до зачатия младенца. Написанное он произнес вслух, и с того времени разрешился язык его, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа и о том, что Иоанн будет Ему Предтечею: «И ты, младенец, — сказал Захария, обращаясь к сыну своему, — наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76). Во время наречения имени младенцу, присутствующие преисполнились страха Божия и рассуждали о младенце: « Что будет младенец сей?»По вхождении в юношеский возраст Иоанн удалился в необитаемую иудейскую пустыню, где подвизался в подвигах до достижения им тридцатилетнего возраста. В пустыне он питался лишь медом диких пчел и акридами, носил колючую власяницу, сшитую из ткани, изготовленной из жесткого верблюжьего волоса, препоясанную кожаным ремнем. Все время проводил он в молитве и общении с Единым Богом.По исполнению Иоанну тридцати лет, был голос Божий к нему с повелением выйти из пустыни и идти к народу иудейскому, неся проповедь о покаянии и крещением побуждать народ к раскаянию, чем предупреждать о пришествии времени Мессии — «Покайтесь, — говорил Иоанн к собравшемуся народу, — ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).Своей строгой аскетической жизнью и глубокими проповедями Иоанн притягивал к себе множество народа, как простого в происхождении, так и знатного, все они начали рассуждать между собой: не он ли Христос? «Я крещу вас водою, — торжественно говорил Иоанн, — но идет Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн отвечал на мысли народа о нем и его предназначении.Так в посте и молитве, в трудах и проповеди Иоанн провел полгода, покуда не пришло время самому Спасителю принять крещение от руки Иоаннова. Это событие так описывает Евангелие: при множестве стечения народа на реке Иордан Иоанн крестил приходящих к нему, между прочими пришедшими был его родственник Иисус из Назарета. При встрече Иоанна с Иисусом, первый преисполнился Духа святого и спросил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», на что Иисус со смирением отвечал: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14—15). Иисус вошел в воду, и Иоанн возложил на Него свои руки, в это время был голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Так совершилось крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки преславного Пророка Божия Иоанна Крестителя. «Христос не нуждался в крещении, — замечает св. Златоуст, — ни в этом (Иоанновом), ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой».После крещения Господня, Иоанн продолжал свою проповедь, теперь уже о Мессии, пришедшем призвать грешников на покаяние. Многие иудеи, веровавшие в то, что до пришествия Мессии должен прийти пророк Илия спрашивали Иоанна: «Что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». Не удовлетворившись ответом, народ иудейский снова вопрошал: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» — «Я крещу в воде, — отвечал Иоанн, — но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я не достоин, развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 19—27).На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, вслух всего народа сказал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29-30).Последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе было выражено в словах Крестителя: «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27—36). Это свидетельство возымело огромное влияние на умы и сердца его учеников, которые впоследствии с радостью последовали за Христом, это были Андрей — названный Первозванным, Иоанн — возлюбленный ученик Господа, и Петр. За усердное служение Господь наш Иисус Христос говорил об Иоанне великие похвалы: «Истинно говорю вам, — сказал Господь окружавшему Его народу, — из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).По приказанию галилейского правителя Ирода Антипы, Иоанн был заточен в темницу. Узнав Иоанна Крестителя ближе, Ирод возымел к нему особое уважение, доходящее до того, что прибегал к советам Иоанновом в своих государственных делах. Но после вступления Ирода в брак с женой своего брата Иродиадой, что противоречило Закону Божию, а Закон запрещал вступать в брак с женою брата при жизни самого брата, а брат Ирода был живой, Ирод потерял доверие у Иоанна Крестителя. Иоанн, строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия, не мог спокойно переносить зрелище соблазна, допущенного Иродом; он возвысил голос против такого беззакония и говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). Иродиада не стала терпеть укорения Иоанна Крестителя и выбрала удобный момент для наущения своей дочери Соломии, дабы та испросила у Ирода голову Предтечи на блюде. Настал праздник, и Соломия станцевала перед Иродом дивный танец. В благодарность, Ирод обещал исполнить любое желание Соломии. Соломия же, наученная матерью испросила голову Иоанна Крестителя. Ирод в душе воспротивился желанию Соломии, но не смог нарушить своей клятвы и из боязни показаться лжецом пред другими, заглушил в себе голос совести и согласился на гнусное убийство Предтечи Христова.Так Иоанн Креститель принял мученическую кончину, верный даже до смерти Господу нашему Иисусу Христу.


Установление праздника Рождества Иоанна ПредтечиТрадиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь Дивен Господь во святых своих. Знаем мы этоВедаем и иное, что не терпит лукавый тех, кто словом и делом, мыслью и жизнью, не щадя живота своего в любых обстоятельствах, остается верным Христу и на протяжении веков питает окружающих истиною Правды.Великое лукавому не подвластно, но смущать, пугать и вносить разброд, неразбериху и сомнения он может. Тем более, что прошел большую практику дел подобных, как в ветхозаветные, так и в наши времена.Брань с многобожием, основной ставкой «врага мiра сего» — не прекратится до времен последних, и в том, что эта баталия через наши города, веси и души проходит — сомнений нет.Христианство пришло в Русь языческую, и хотя верования славян нельзя сравнивать с язычеством народов Западной Европы или Востока по причине его человеколюбия и своего рода «гуманности», тем не менее многобожие, жертвы и идолы имели, как говорится, место быть.Христианская идея «милосердного Бога», помогающего и сострадательного принимается нашими предками практически сразу, но нельзя сказать, что Дажбог, Перун и прочие «боги», сброшенные равноапостольным Владимиром в Днепр, сразу преодолели пороги русского Иордана и наших душ.Языческие традиции одним словом не перешибешь, да и в православном христианском опыте не было принято выкашивать всё дотла. Некоторые народные традиции просто наполняли новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами. Так было и при установлении праздника Предтече Господнему ИоаннуНеобходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы. Концентрировались же все эти, из глубины веков пришедшие, дохристианские суеверия, верования и предрассудки в конце июня, во время летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, по достижении высокого проявления своих сил, делает первый поворот на зиму. В этот день наши предки-язычники и праздновали Ивана Купалу, а ночь с 23-го на 24-ое была для них самой мистической в году.«Концентрация» эта была многообразна, красочна и многопланова, да и не удивительно, ведь Купала был в первом ряду языческих богов и считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна.Вот, что пишет о языческом Купале русский историк Кайсаров: «Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили Жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы, цветами увенчанные плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших».Кайсаров — скромный историк, более нечестивые «обычаи» воплощаемые в реальность в этот день и ночь опускает, а их хватало, начиная от поиска суженного-ряженного, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями…Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.Так в «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) рассказывается о купальских празднествах, — что во время них «нецыи, пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю»; что «против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».Но вот уже в начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский (1868-1937) пишет в своей «Народной Руси»: «В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов — в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения. В старину, когда еще свежа была в народе память языческого прошлого, славяно-русская Церковь вела упорную борьбу с этими обычаями и играми. В настоящее же время только в трудах, оставленных пытливыми исследователями старины в наследие будущему бытописателю человечества, и можно найти более или менее ясное представление о какой-нибудь определенной связи современных простонародных поверий с былой верою».Не менее спокоен и автор «Настольной книги для священнослужителя» С. Булгаков. В его комментарии на 24 июня читаем: «Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах. Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы. В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей». Казалось бы, плевелы язычества почти выкошены, а пеньки идолов в основном выкорчеваныНо лукавый в очередной раз подсуетился…Время «толерантности и гуманности» на дворе и как результат — всплеск самого низкого, до элементарного уровня простого, не требующего ни ума, ни знаний верования вновь расцвело. Причин этого множество, но главная из них — духовная бесхребетность, желание получить удовольствие телесное с минимумом затраты как ума, так и сил.Посмотрите в эти июльские дни на все роды СМИ, независимо от их политической окраски и источников финансирования. Лишь упоминания, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна Крестителя, а далее — сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров.Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное празднество похоти. Тут невольно вспоминаются слова летописца псковского Памфилова монастыря, который, описывая эти «празднества» «во градех и в селех» еще в XVI веке, находил возможным сказать, что «в годину ту сатана красуется, яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют».Беда в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и игрищами не видим тот, кто управляет языческим игрищем.И все же, на фоне раздуваемых по знанию или незнанию «купальских торжеств» нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем двоеверии — одновременном исповедании христианства и язычества. Из древних языческих обрядов наш народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент — хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды пока не носят ярко выраженного религиозного характера. Это лишь продолжение народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов забыты, а оставшиеся — Купала, Лада, Ярило — воспринимаются большинством как игровые персонажи.Но помнить надобно православному, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!Пресс-служба Каменской епархииСтатья подготовлена с использованием материалов с сайта: svetilen.ru

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.