Икона Божией Матери, именуемая «Державная», была явлена в подмосковном селе Коломенское в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая – 2/15 марта 1917 года. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой.
Крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерве, были два сновидения. 13 февраля 1917 года она слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся.» Это сообщение побудило религиозную женщину к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией.
Как бы в ответ на усердную молитву 26 февраля Андриановой снится белая церковь. В ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика.
Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решилась перед исполнением христианского долга исповеди и причащения 2 марта идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. При виде дивной Вознесенской Церкви Евдокия Андрианова сразу же узнала в ней ту самую церковь, которую видела во сне.
Настоятелем был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила о своих сновидениях и просила совета, как поступить. Отец Николай пригласил Андрианову в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, но она ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением.
Тогда о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах. И вот в подвале среди старых досок, тряпок и рухляди была найдена большая узкая черная икона.
Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствовавшим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с царской короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец.
Необычно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами.
Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о.Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.
Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.
В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».
«Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, – открыла Владычица при явлении иконы, – а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем.»
Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал прославлять явление «Державной». После прославления он благословил в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать его «акафист акафистов». Одна из служб «Державной» и акафист были составлены с участием самого святителя Тихона.
Промыслом Божиим икона не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни.
Было установлено, что эта икона и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый Державным, который до сего времени считался утраченным.
В среду 15 марта 2017 года в Храме-на-Крови пройдет архиерейское богослужение в честь явления иконы Божией Матери «Державная» – свидетельства трагических для православной России дней – отречения Государя Императора Николая II от престола.
Праздничную литургию совершит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совместно с архипастырями — главами епархий Уральского федерального округа, прибывающими почтить память Царя-мученика.
Протоиерей Александр ДУБАСОВ