«Новых мучеников Церкви Святой воспитавый»

29.05.2017

Доклад ответственного за взаимодействие Церкви и общества в Каменской епархии, к.ф.н. доцента МСА, действительного члена ИППО, Серафимовского учителя иеромонаха Гавриила (Горина) на конференции, посвященной Дням славянской письменности и культуры в г. Каменске-Уральском.

Ваше Преосвященство!Уважаемые участники конференции!Всечестные отцы, братия и сестры!

В год 100-летия тех великих потрясений, с которыми столкнулась наша Родина, наш народ и наша Святая Церковь Христова, мы говорим об уроках, которые мы все из этих потрясений 20-го века вынесли. Как известно, по попущению ли, по благословению ли Божию, но историю творят личности. И сегодня, когда мы начинаем говорить о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, нельзя не сказать и о тех, кто возрастил и воспитал эти твердыни веры и столпы духа. К таким личностям относится и уроженец Уральской земли — мест, которые ныне входят в канонические пределы Каменской епархии — схиархимандрит Гавриил (Зырянов), с 1996 года прославляемый всей полнотой нашей Матери-Церкви как преподобный Гавриил Седмиезерский. Его память совершается (24 сентября по ст. ст.) / 7 октября по н. ст.

Схиархимандрит Гавриил в миру Гавриил Михайлович Зырянов родился 14 (26) марта 1844 года в деревне Фролово, в приходе села Бобровское Ирбитскиого уезда Пермской губернии. Деревня Фролово ныне не существует, она находилась на границе современных Байкаловского и Слободо-Туринского районов Свердловской области. Новорожденный младенец был крещен в Знаменской церкви села Бобровского. При крещении наречен Гавриилом во имя Архангела Гавриила. Село Бобровское находится ныне на территории Слободо-Туринского района Свердловской области. Преставился отец Гавриил уже в Казани 24 сентября по ст. ст. / 7 октября по н. ст. 1915 года.

В детстве отец Гавриил часто болел, ради выздоровления сына его мать Евдокия и отец Феодор дали обет не употреблять мяса и спиртного.

Отрок Гавриил часто с родителями совершал паломничество в Верхотурский Никольский монастырь к мощам святого Симеона Верхотурского, который часто являлся юноше в видениях и предсказывал ему монашество. Как-то во время очередного паломничества один из спутников подошел к отроку Гавриилу и сказал ему – монахом будешь, схимником будешь. В 18 лет Гавриил Зырянов совершил свое последнее паломничество в Верхотурский монастырь к мощам святого Симеона Верхотурского.

13 августа 1864 года (по другим сведениям, 16 августа 1865 года) он поступил послушником в Оптину пустынь.

31 июля 1872 года был пострижен в рясофор.

В 1874 году он тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода. Выздоровел отец Гавриил по молитвам Оптинских старцев.

28 декабря 1874 года он поступил в Высокопетровский монастырь города Москвы. Здесь 13 августа 1875 года был пострижен в мантию с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

20 февраля 1877 года уже о. Тихон (Зырянов) рукоположён во иеродиакона.

Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 августа 1880 года иеродиакон Тихон перешёл в Московский Богоявленский монастырь.

Он обладал хорошим голосом – пел тенором, стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызвало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители.

При этом он продолжал поддерживать переписку с Оптинскими старцами и по совету преподобного Амвросия вскоре покинул Москву. В июне 1882 года он получил отпускную грамоту и отправился в Раифский монастырь, где в декабре того же года был принят в число братии.

24 апреля 1883 года уже в Раифской обители был рукоположён во иеромонаха. Но и здесь у о. Тихона возник конфликт с настоятелем обители архимандритом Вениамином (Аверкиевым).

Его частые перемещения стали вызывать различные кривотолки. О нем стали говорить как о конфликтом, проблемном и неуживчивом человеке. Самостоятельная, особая и хорошо обоснованная позиция батюшки по различным вопросам церковной жизни, а также относительно своего места служения не особо нравилась священноначалию. От него порой требовали того, что он просто не мог дать в силу своеобразия своей духовной и пастырской натуры, а того, чем он хотел и, главное, мог заниматься, ему не давали. А когда его пытались насильно принудить к чему-то, то он всегда отвечал одними и теми же словами: «Я не ваш, я Божий». Так он ответил еще своим родителям в раннем детстве во время одного из паломничеств в Верхотурье, когда родители потеряли его, очень расстроились и искали. А он был в храме, молясь у мощей праведного Симеона.

Поэтому по совету своих духовных наставников из Оптиной пустыни батюшке ничего другого и не оставалось делать, как уходить в другое место. И как показал его жизненный путь, лишь только тогда, когда его духовные чада сами стали архимандритами и архиереями, то его, наконец, стали принимать таким, какой он есть, а он во всей полноте смог раскрыть дарованные ему Господом духовные таланты.

Так осенью 1883 года он перевелся в Казанскую епархию, так как архиепископ Владимир (Петров) очень благоволил к отцу Тихону. 7 октября того же года он был назначен экономом Казанского архиерейского дома, а через месяц переведён в Седмиезерную пустынь, где 4 марта 1889 года назначен духовником и благочинным обители.

Осенью 1892 года, трудясь в обители по обыкновению с большой самоотдачей, батюшка сильно надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага и в тот же день получил тяжёлый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией, выпив вместо лекарства уксус.

В ожидании кончины 5 октября 1892 года по благословению архиепископа Казанского Владимира (Петрова) он принял постриг в великую схиму с именем в честь архангела Гавриила. Тогда ему было всего 48 лет.

5 лет он не вставал с постели, часто причащался Святых Таин. Однако за годы болезни он стяжал от Господа дары старчества и прозорливости. Кроме того в результате этой болезни у него появилась болезненная полнота, которую он тоже воспринимал как особый дар Божий.

По выздоровлении, 8 августа 1901 года, он был назначен исполняющим обязанности наместника, а затем и наместником Седмиезерной пустыни. 9 июня 1902 года возведён в сан архимандрита.

Батюшка-старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов. Однажды в период учебы в Казанской духовной академии, будущий владыка — архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский) — вместе с двумя друзьями-студентами (один из которых будущий архимандрит Симеон (Холмогоров) приехали к старцу. А тот встретил их такими словами: «Вы, верно, думали увидеть схимника, всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый».

Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность опять начали вызывать недовольство, как у нерадивых насельников обители, так и в светских кругах. Это недовольство, как обычно, выразилось в целой серии жалоб как епархиальному начальству, так и в Святейший Синод. Среди жалоб в Синод в 1908 году был и такой донос, в котором батюшку обвиняли не только в развале монастыря и расхищении средств, но и в том, что он партийный и принадлежит к революционной социал-демократической партии.

В итоге 15 мая 1908 года схиархимандрит Гавриил и казначей иеромонах Тихон были отстранены от должностей. По словам архимандрита Симеона (Холмогорова), «батюшка чуть было не умер от потрясения».

После выселения из обители отец Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей.

В конце июля 1908 года по приглашению игумена Иувеналия (Масловского), своего духовного сына, он был переведен на покой в Спасо-Елеазарову пустынь. Примерно в это время после проведенного расследования отец Гавриил был оправдан от обвинений, но и после оправдания он остался жить в Спасо-Елеазаровой пустыни.

В пустыни отец Гавриил по большей части был духовником. Бывало он сидит на постели у себя в келье (о. Гавриил тогда очень сильно болел) и кричит после обеда молодым послушникам на улице в открытое окно: «Эй, жеребцы, идите на откровение помыслов! Будет по двору шляться!» Бесам, конечно, такой маскарад не нравился. Терпение о. Гавриила и его безграничная снисходительность к проступкам и грехам людей, несмотря на постоянные доносы на старца, были бесам ненавистны.

Отец Гавриил всю жизнь вел напряжённую молитвенную жизнь. Ежесуточное вычитывание 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницы, кафизм, часов, вечерни и келейного правила он сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. В Спасо-Елеазаровской обители в полноте раскрылись старческие дарования о. Гавриила, и народ нескончаемым потоком шёл к нему за исцелением души и тела, за советом, утешением, вразумлением.

А исцелял и бесов изгонял он очень просто. Покажет свои руки и скажет: «Эти руки держали Содержащего всяческая», обнимет голову болящего, прижмет к себе и, трижды благословляя главу, говорит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Вот и все. А вскоре болящий или одержимый чувствует облегчение, боль прошла и бесов как не бывало.

Среди прочих духовными чадами и учениками преподобного были будущие священномученики и исповедники Церкви Русской: сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели КазДА буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).

Кроме того, он духовно окормлял насельниц Псковских Старовозненского и Иоанно-Предтеченского монастырей.

Среди многочисленных духовных чад старца была и преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, она неоднократно посещала монастырь и принимала самое активное участие как в устроении обители, так и в жизни старца.

На средства Елисаветы Феодоровны в обители был построен домик для схиархимандрита с устроенной в нем домовой церковью в честь архангела Гавриила, святого покровителя старца, по ее проекту был выполнен и иконостас. Домовой храм был освящен 7 августа 1910 года.

В свою очередь и батюшка бывал у княгини и ее сестер в Марфо-Мариинской Московской обители.

Великая княгиня присутствовала и на похоронах старца.

С 1912 года состояние здоровья отца Гавриила ухудшилось.

Наступление немецких войск летом 1915 года и угроза оказаться на оккупированной территории заставили отца Гавриила в августе 1915 года уехать в Казань.

Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора Казанской духовной академии архимандрита Гурия (Степанова).

Перед кончиной схиархимандрита Гавриила причастил иеромонах Иона (Покровский).

Перед кончиной о. Гавриил сказал: «Спастися подобает многими скорбями». Это и были его последние слова. Слова, ставшие духовным завещанием старца своим ученикам и воспитанникам.

Преставился отец Гавриил 24 сентября по ст. ст. / 7 октября по н. ст. 1915 года. Похоронен в церкви преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского Седмиезерной пустыни.

Первоначально житие преподобного Гавриила под названием «Един от древних» составил его ученик, архимандрит Симеон (Холмогоров).

Другую книгу о жизни схиархимандрита Гавриила Седьмиезерского написал епископ Варнава (Беляев), она называется: «Тернистым путем к Небу».

Вскоре исполнилось и духовное завещание старца. В 1928-1929 годах обитель была закрыта и впоследствии разорена, захоронение старца осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин).

25 декабря 1996 года канонизация схиархимандрита Гавриила была утверждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Мощи преподобного Гавриила ныне вновь находятся в восстановленной Седмиезерной пустыни.

В завершение я хотел бы особо сказать о том, что у нас с вами есть вот такой святой земляк, наш с вами небесный покровитель и молитвенник за свою малую родину — землю Уральскую и Каменскую епархию. И мне думается, что не без промысла Божия так устроилось, что на малой родине своего духовного отца у нас на Урале свершила и свой духовный подвиг его духовная дочь святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Ибо, как известно, плод от древа недалеко падает. С преподобным преподобен будеши. И как сказано в Священном Писании: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16).

Преподобне отче Гаврииле моли Бога о нас!

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.