Посеешь скудно-богато не пожнешь.

Помню, в 2000 году мы долго разговаривали с отцом Иоанном (Агафоновым), благочинным Южного церковного округа и настоятелем Свято-Троицкого архиерейского подворья. Тогда меня в основном интересовало мнение церкви насчет разных сторон человеческой жизни. И в «НК» вышло интервью под названием «Отец Иоанн велит служить в армии и не краситься». Поводом же для нынешнего интервью стало учреждение отдельной епархии с центром в Каменске-Уральском (наш разговор состоялся еще в августе, до приезда в город епископа Серафима). Но главные вопросы остались прежними – о жизни и вере.

Отец Иоанн, что изменилось за эти 10 лет?

— Люди не изменились: так же приходят в церковь редко. Жизнь — по-прежнему суета сует и томление духа. Все торопятся, заботятся, стремятся…

Появились всякие современные и цифровые, и нанотехнологии – каких только нет! Но человек как был, так и остался все тем же живым существом – венцом Божьего творения. И еще больше стал рабом всех этих технологий.

Когда-то как было: один с сошкой — семеро с ложкой. А еще Европу кормили! А сегодня живем в удобстве и добре, а нам все недосуг прийти в церковь Богу помолиться. Господь говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Наши сокровища, выходит, на земле – к небу-то мы и не стремимся. Оттого и дела наши не благоуспешны.

Притча есть такая. Молодой инок спрашивает старого: «Отче, вот вы и дела Божии творите, и все земные ваши дела благоуспешны. Мы же с трудом можем совершать это». Старый инок ответил: «Мы совершаем дело Божие – в остальных делах Господь нам помогает. Вы же — наоборот».

В духе этой притчи – модный нынче закон эффективного менеджмента: 20% (минимум) усилий приносят 80% (максимум) результата…

— Возможно. И ведь вроде, с одной стороны, благодаря большому количеству суетных усилий мы преуспеваем, но с другой — жизнь сильно укоротилась. Раньше в храмы приносили отпевать старичков, старушек, а сейчас и смерть помолодела. Все больше молодых приносят. Суета-то, видите, к добру не ведет. Человек предназначен жить для вечности: чтобы к ней приготовиться, и дается земная жизнь.

Мне кажется, просто у многих нет прочного убеждения, что жизнь после смерти существует. Вот и заходят в церковь как бы про запас, на всякий случай.

— Расскажу одну притчу. Один ангел на облаке сидит, изредка слетает к Богу с прошением. А другой ангел все время — то на землю, то к Богу. Тот, который на облаке, спрашивает второго: что, мол, так часто летаешь? Да я, говорит, Богу прошения ношу, которые начинаются «Помоги, Господи…» А ты вот, смотрю, все больше сидишь… На что первый ангел отвечает: «Так я прошения ношу «Благодарю тебя, Господи…»

То есть люди к Богу в основном обращаются, когда тяжело, трудно. А благодарить забывают. Действительно, может, многие и приходят в храм на всякий случай. Но ведь с возрастом люди начинают переосмысливать свою жизнь и уже уповают на Бога… Но мало уповать – нужно стремиться к духовно-нравственному совершенству.

Мы далеки от совершенства, это понятно.

— Вот, например, подтверждение нашей безнравственной жизни: статистика браков и разводов по Свердловской области с 1955-го по 2010 год. В 1955-м зарегистрировано 46805 браков и расторгнуто 3377. В 2010-м – 38675 браков и 20262 (!) разводов. Если раньше все ж таки говорили «стерпится, слюбится» или «будем сохранять брак ради детей», то сейчас и дети не удерживают.

Чаще всего люди расстаются из-за того, что просто не хотят уступать друг другу, каждый думает лишь о себе. Слово «любовь» сегодня извратили. Придумали выражение «заниматься любовью», имея в виду удовлетворение плотских страстей. А любовь – это ведь нечто большее. Господь говорит: «Нет больше той любви, еже положить душу свою за друзей своих». И апостол Павел говорит, что любовь все терпит – не завидует, не гордится, долго терпит, милосердствует, не превозносится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Настоящая любовь никогда не проходит. Когда человек, любя свою половину, готов для нее на все – вот это любовь.

Конечно, к браку вообще нужно относиться очень ответственно. Порой понимание этого приходит поздно…

— Добрые люди советуют: прежде чем жениться, надо с годик подружить. В течение года у человека как раз проходят ??? все психосоматические состояния. Если у него, так сказать, что-то неладное с головой, это станет ясно. Раньше инвалидов не женили, замуж не выдавали – те жили при родителях. Дворяне женились на ровне, крестьяне тоже выбирали пару «по себе». И смешанных браков до революции не было.

Тут подходил ко мне мусульманин: женился на русской, родился сын. И сейчас каждый из супругов хочет обратить ребенка в свою веру… Ничего хорошего не получается, когда человек не чтит ни своих традиций, ни веры.

Сколько людей ежегодно крестится в каменских храмах?

— В 2009 году окрестились 1577 человек, в 2010-м – 610. Только эти цифры не обо всем говорят. Фильм вот недавно смотрел. Там один человек спрашивает другого: «Ты верующий?» Тот в ответ: «Нет, я крещеный». И этим все сказано. До веры-то надо дойти. Верующий должен дела добрые творить. Господь как говорит: «По делам вашим узнают вас. Если вы — мои ученики, будете иметь любовь между собой».

А у нас в обществе даже на примере брака посмотреть – насколько велика любовь к ближнему? Христианский брак – это союз мужчины и женщины для христианского воспитания детей. То есть он должен быть неразлучным. А на деле по-другому получается: сегодня — с одним, завтра — с другим, а дети от этого страдают. А потом мы жалуемся: дети плохие выросли… А чего ожидать, если мы их так воспитали, если не привили к себе любовь и уважение, как того требует одна из Божьих заповедей «Почитай отца своего, мать… и долголетен будешь на земле»?

Все от того, что мы свои обязанности перед Богом и людьми забываем. Сеем плохо, а стараемся пожать-то богато. Но, если скудно посеяли, скудно и пожнем.

Феминизм – другой перекос нашего времени. И тоже от нелюбви к ближнему. Встречаю недавно знакомого. «Чего без дела ходишь?» — спрашиваю. «А я сейчас — домохозяйка». «Это как?» — удивляюсь. «Да работу свою оставил. Жену утром на работу увожу, вечером привожу. Днем сварю – остальное время отдыхаю». И таких примеров немало. Женщины зарабатывают деньги, а мужчины бездельничают. В итоге — упреки-попреки, скандалы, развод.

Но ведь иногда такие семьи просто становятся заложником обстоятельств. Скажем, у жены — высокооплачиваемая работа…

— В нормальной семье, если жена зарабатывает больше, то слава Богу. Но и мужчина тоже будет что-то делать, а не паразитировать. И жена не должна гордиться своими достижениями. Тем более что многое в нашей жизни преходяще: зарплаты, должности, здоровье.

Отец Иоанн, к вам часто обращаются люди с просьбой помочь, посоветовать. Какие случаи больше запомнились?

— Печальный случай: недавно пришла женщина – сын у нее жизнь самоубийством закончил. Причем он одно время стал в церковь ходить, так она всячески противилась, претензии нам высказывала: зачем, мол, его привлекаете? Но у нас вход свободный: человек приходит по своей доброй воле, и мы не можем кого-то не пускать. Парень этот на голову жаловался, вроде бы и на учете состоял. И вот так свою жизнь закончил. После этого мать его стала в церковь ходить. Говорит: давайте сына отпоем.

Мы с ней поговорили, я объяснил, что поступок сына – ее вина. Мне вот, например, с детства внушали, что самоубийство – большой грех, поэтому мыслей таких не возникало. Она в ответ: «Ах, вы не хотите! Епископу тогда, что ли, писать?» Я говорю: «Так ты сперва сама в церковь походи, покайся в своих грехах, что ты сына-то не воспитала». Я ведь не препятствую – просто хочу, чтобы прежде она исправилась, осознала грех, усовершенствовалась. И тогда бы за сына-то мы и помолились. Хотя, вообще-то, церковь не очень разрешает о самоубийцах молиться…

Другой случай. Приходят люди: «Мы хотим причаститься». — «Крещеные?» — «Да, мы окрестились». «Где крестились?» — спрашиваю. — «В Боровом». Объясняю: вы живете в Каменске, так чего же поехали креститься в Курганскую область? Тут, что ли, священники никчемные? Если заболеете, так побежите лечиться в Боровое? Нет, пойдете к своему врачу, который вас не один год наблюдает.

А священник – врач духовный, он помогает избавиться от грехов. Я вот духовное заведение окончил, служу более 30 лет, стараюсь помочь людям. Кто постоянно приходит – помню, что посоветовал в прошлый раз. А когда сегодня — к одному священнику, потом — к другому, третьему, трудно что-то хорошее с бухты-барахты присоветовать. Объясняешь это людям, а они обижаются.

Предположу, что они просто выбрали самый легкий вариант: в Каменске перед крещением нужно пройти 3-месячные подготовительные курсы, а где-то даже знание молитв, возможно, не проверяют…

— Это все равно, что человек не хочет в очереди стоять — пытается получить товар с черного хода. Или другое сравнение: права купил, а ездить не умеет. Окрестился, а закона Божьего не знает. Духовное оружие получил, а пользоваться им не умеет.

Крещение – это духовное рождение. А если человек окрестился, но дел добрых не имеет – умирает для церкви. Как говорят святые отцы, благодать, получаемая при таинстве крещения, настолько велика, что ее потом ничем невозможно восполнить. Если человек подготовил себя, при крещении ему все грехи прощаются. Он становится как младенец безгрешный. Только перед крещением он должен быть открытым сосудом для принятия Божьей благодати: в закрытый-то воды не нальешь.

Вот я служу в церкви, что в 47-й колонии. За 15 лет там окрестил 170 человек. Крестим лишь несколько раз в год. Человек к этому событию готовится. Да и в прежние века крестили только несколько раз в году – на Пасху, Рождество, на Крещение. Перед крещением людей оглашали – научали истинной вере. Оглашенные приходили на службу вместе со всеми. На заре христианства оглашение совершалось вообще задолго до крещения — от нескольких недель до 3 лет.

Сегодня же у нас — масса крещеных, которые не видят ни цели, ни смысла своей жизни. Но есть и другие примеры. Лет 15 назад (кстати, и раньше, до введения курсов, мы в Каменске строго подходили к крещению) приходит креститься одна женщина, лет за 60. Отец Евгений (тогда он еще в «верхнем» храме служил) говорит: «Я ее уже два раза выгонял. Один раз вроде молитву не знала, потом что-то резко ему ответила. Мне стало интересно: дважды не допустили, а она опять пришла. Я сделал строгий вид: «Молитвы все знаешь?» «Да, знаю», — бойко так отвечает. «Ну, рассказывай». В «Символе веры» чуть споткнулась. «Так плохо знаешь», — я опять напустил строгий вид. «Ну и что? Я выучу – и все равно приду: мне это надо!» Ну, как было ее не окрестить? И все эти годы (лет 15) она ходит в церковь. Как увижу ее, так тепло на душе. Если б каждый так проникся…

В Каменске теперь — своя епархия. Что это изменит?

— В решении Священного Синода есть обоснование этого нововведения: «учитывая возросшее число приходов» на территории области – «для облегчения исполнения архиереями решений Поместного и Архиерейского Соборов, а также Священного Синода, направленных на развитие приходской жизни и деятельности». В области было порядка 500 приходов. Нет, я бы никогда не сказал, что Владыка Викентий не справлялся. Всех священников знал по именам, всюду успевал бывать. В Каменск приезжал на богослужения раз 5-6 в год. Но Патриарху виднее. К тому же появление своего епископа, надзирающего за меньшим количеством приходов, не даст нам, так сказать, лишнего засиживаться. Будем быстрее совершенствоваться, развивать приходскую жизнь.

Церковь сейчас стала больше внимания уделять приходской жизни: проводят молодежные сборы, экскурсии и пр.

— Дело нужное. На одной из недавних служб читалось о том, как Господь двух слепых исцелил. Они не видели, но услышали о Господе – и уверовали. Странно, но в наш информационный век порой начинаешь с человеком разговаривать, а он настолько профан по жизни: ни о Боге, ни о церкви, ни о православии ничего не знал. Жил как в пустыне. «Братообщение не забывайте», — говорит апостол Павел. К тому же от общения с любым человеком всегда почерпнешь что-то хорошее.

Злые языки говорят, что церковь таким образом старается побольше народу (а соответственно, и денег) привлечь…

— Если мы посмотрим всю историю государства российского, церковь всегда ратовала только за добро. Вдохновляла на защиту Отечества, на заботу о ближнем. Церковь учит, чтобы браки были крепкими, семьи – большими, выступает против абортов, войн, насилия, курения, алкоголизма. Деньги, пожертвованные церкви, идут лишь на добрые дела.

С недавних пор вы стали войсковым священником.

— Да, мне поручено заниматься вопросами духовного окормления казаков Оренбургского войскового казачьего общества, в которое входят казаки Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей. Дважды участвовал в заседании президентского совета по этим вопросам. Кстати, уже к середине сентября в Богдановиче планируется запустить кадетский казачий корпус закрытого типа – ребят будут учить и общим наукам, и военному искусству, развивать гражданственность и патриотизм. У нас есть две воинские части, где служат казаки: Чебаркульская танковая бригада и в Оренбурге – Тоцкая бригада.

Столько разговоров сейчас о конце света…

— С одной стороны, храмы открываются, вроде жизнь христианская развивается, но, с другой стороны, мы все больше продвигаемся к завершению земной жизни. Если злу не противостоим, добро не умножаем, то больше и больше зло начинает нас окружать.

Посмотрите, по прогнозам, к 2030 году в России будет менее 100 миллионов жителей. Тогда мы сами не сможем ни защищаться, ни продукцию производить. И станем сырьевым придатком Запада. Разве не стоит обо всем этом задуматься? Ведь мы должны быть гражданами своего государства. «Кто не может быть гражданином государства, тот не пригоден и для царствия Божия», — говорил святой праведный Филарет, митрополит Московский, живший в позапрошлом веке. Иностранные посланники называли его мужем мудрым.

Сегодня резко возросло недовольство народа чиновниками, стоящими у власти. Буквально каждый день следственные органы и СМИ обнародуют новые факты коррупции…

— Это работа правоохранительных органов. Но, вообще, каждый за свои грехи сам ответит перед Богом. Каждому, кто пытается обличать, я бы сказал: начни с себя самого. Больной врач не имеет права быть врачом — так говорили древние. Сначала он должен вылечить себя. Если бы мы сами старались нести людям добро, свет, веру, любовь, то зло бы и побеждалось.

Жил в IV веке преподобный Иоанн Лествичник. Он говорил: «Когда видишь сучок в глазу брата твоего, не надо употреблять железа, чтобы его убрать, ведь можно глаз повредить». Лучше исправлять недостатки посредством любви.

Такой был случай. Монахам не рекомендуется сидеть нога на ногу. А один старец так сидеть любил. И братья, желая его исправить, решили сделать это так, чтоб его не обидеть. Собрались как-то вместе – и один брат, который был помладше, специально сел нога на ногу. Другой как бы между прочим сделал ему небольшое замечание. И монах, ради которого все это затевалось, тоже исправился.

Молодежь (и, кажется, наиболее активная) уезжает из Каменска – в Екатеринбург и другие крупные города. Нужно ли и можно ли остановить этот процесс?

— Процесс остановить можно и нужно, создавая для молодежи хорошие условия труда и отдыха, проводя работу по воспитанию у нее любви к своей малой родине, созданию условий для возможности приобретения жилья. Если молодым людям будет комфортно и интересно в родном городе, у них не возникнет желания уехать из него. А без молодежи город превратится в город-пенсионер — без перспектив на дальнейшее развитие.

Интервью вела Наталья ЛИСОВАЯ, газета «Новый компас».

P.S. Мы еще много о чем говорили с отцом Иоанном: о плохих дорогах, о том, чему можно поучиться у иноверцев, об уроках православия в школах, об экстрасенсах и Интернете. Кстати, отец Иоанн активно его осваивает…

P.P.S. Епископ Каменский и Алапаевский Серафим высоко оценил деятельность каменского духовенства.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.