Преображение Господне. Преображение монастыря. Преображение души

18.08.2015

19 августа Православная Церковь отмечает Преображение Господне — один из двунадесятых, наиболее важных, праздников. Для Спасо-Преображенского мужского монастыря в Каменске-Уральском это еще и престольный праздник. Об истории и завтрашнем дне обители, о смысле монашества, о любви и вере мы говорим с игуменом Нестором (Болковым).

— Отец Нестор, расскажите, пожалуйста, об истории Спасо-Преображенского мужского монастыря и о том, как Вы пришли в эту обитель.

— Монашеская община в Каменске была основана в 1860 году, но тогда она была женской. На средства основательницы обители Авдотьи Ивановны Ворониной и пожертвования местных жителей были выстроены здания. В 1878 году был воздвигнут большой каменный храм. Главный его престол был освящен в честь Преображения Господня.

В 1917 году в Преображенском женском монастыре проживало 30 монахинь и 150 послушниц. В 1920 году обитель была закрыта, через год та же участь постигла и Преображенскую церковь. Храм разграбили и разместили в нем сельскохозяйственные курсы. Потом здесь был и клуб, и хлебозавод, и склады…

В 1998 году Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в Каменске-Уральском на месте разрушенной женской обители было решено основать Преображенский мужской монастырь. Подробную историю монастыря можно узнать на сайте Каменской епархии.

Я прибыл в монастырь в марте 2001 года. С тех пор здесь и служу…

— То, что можно увидеть сейчас, и то, что было 14 лет назад — это, как говорится, небо и земля…

— В 2001 году здесь, действительно, были руины. Наружные стены храма рушились, крыша храма прогнила и провалилась. Колокольня была разрушена, алтарная апсида храма — полностью уничтожена.

Но нас, молодых иеромонахов (мы прибыли в монастырь вместе с иеромонахом Софронием), трудности не пугали.

Правда, развалины пугали других людей — тех, кого мы пытались привлечь для помощи стройматериалами, деньгами. Эти люди хватались за голову, говоря, что дело неподъемное, требуются миллиарды рублей…

Но с Божьей помощью на пожертвования прихожан и благодаря их трудам удалось восстановить храм.

— Первую службу в монастыре помните?

— Конечно. Мы приехали в марте, а 7 июля на Рождество Иоанна Крестителя, уже служили Литургию. К этому времени поставили иконостас. Служба шла там, где сейчас паперть: тогда это был второй этаж 2-этажного здания, примыкавшего к храму (на первом, полуподвальном, этаже были кельи и трапезная).

Прихожане приносили нам и всем нашим помощникам еду, мы ели на лавочке на улице, так как помещение было очень сырым. Когда потом мы провели в нем отопление, по стенам текла вода…

— Отец Нестор, а если вернуться немного назад… Откуда вы родом, как пришли к вере, как приняли решение стать монахом?

— Родом я из Нижнего Тагила, рос в православной семье, но время тогда было непростое, и окрестился я уже будучи взрослым. Это было осознанное решение.

Кто-то приходит к Богу через житейские невзгоды, болезни. Я пришел, наверное, через раздумья. Я много читал, размышлял. И однажды принял решение оставить мирскую жизнь. Мама тогда не совсем поняла мое решение, но благословила иконой Спасителя. Сейчас говорит, что слава Богу, что все так свершилось.

Я поступил в духовную семинарию. Вскоре стал послушником в монастыре Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Тагиле. Потом стал иеродиаконом, иеромонахом. И вот Владыка Викентий дал мне послушание восстанавливать монастырь в Каменске…

— А какое ваше первое, светское, образование? Кем трудились до того, как стали священнослужителем?

— Получив специальность электромонтажника в училище, потом трудился по этой профессии. Освоил и другие специальности. Но у каждого человека наступает момент, когда задумываешься, а что главное в жизни? Начинаешь искать. Через книги, философию…

Специальностей у меня было много, и этот опыт, особенно строительный, мне очень пригодился в восстановлении монастыря. Я ведь раньше и проводкой занимался, и кровлей.

— На какие средства восстанавливался и продолжает восстанавливаться монастырь?

— Можно сказать, что только на средства прихожан. Какая-то иная помощь бывала крайне редко.

Многое в монастыре сделано трудом наших прихожан. Те, кто имел специальность сварщика — варили. Кто умел делать кладку — выполняли эту работу. Кто знал электрику — проводили проводку. Другие выполняли кровельные работы, кто-то штукатурил, красил… И трудились люди качественно: сказывалась старая рабочая школа.

Я вообще сторонник того, чтобы все делать своими силами. Конечно, приходилось нанимать специалистов, но качество работы, когда люди трудятся лишь за деньги, уже не то. Да и денег у нас не было, чтобы платить. В общем, жизнь показала, что ставка на прихожан была верной.

Многие наши первые помощники до сих пор являются прихожанами храма, до сих пор помогают.

— Отец Нестор, в Спасо-Преображенском монастыре Вы уже 14 лет. Что за это время было самым сложным?

— Разные за это время были испытания. Несколько лет я в монастыре оставался один: иеромонах Софроний, с которым мы вместе все начинали, получил другое послушание…

Наверное, самым трудным было совместить большую стройку с постоянными богослужениями. Удержать необходимое равновесие между евангельскими Марфой и Марией — между строительством и молитвой.

Строительной работы было очень много. Сколько себя помню, все время строю и строю, и, кажется, конца-краю этому не будет. Но самое важное — чтобы, несмотря ни на что, богослужения проходили постоянно. А раз есть службы, то есть и прихожане. Они заказывают требы, ставят свечи и делают пожертвования для Храма.

— Сколько сегодня в Свято-Преображенском мужском монастыре монахов?

— У нас три иеромонаха, один иеродиакон, один инок и игумен. Очень важно, что почти все наши монахи являются священнослужителями. Есть в монастыре и два послушника: они выполняет различные послушания, готовясь принять постриг.

— А есть в монастыре трудники? И кто ими становится?

— Сейчас трудников совсем немного, не больше шести, а когда-то их число доходило до семнадцати. Господь дает их столько, сколько нужно. Трудник — это тот, кто живет в монастыре и трудится во Славу Божию.

Кто-то просто хочет помочь монастырю своим трудом. Часто бывает, что приезжают из других городов — хотят у нас пожить и помочь. Мы принимаем таких людей. Они живут у нас, трудятся на послушании и через исповедь и причащение врачуют свою душу, а через нее — тело. Трудники подчиняются монастырскому распорядку дня. Каждый день в 6 утра им также нужно быть в храме на службе.

А есть люди, которые хотят принять монашество и потому начинает с трудников. Но очень многие не выдерживают испытания. Кого-то обуревают пагубные пристрастия, кто-то понимает, что не готов нести монашеский крест. А бывает, что человек долго не может принять решение. Случается, что так и ходит из монастыря в монастырь…

Монашество — удел немногих. Монахами становятся люди, готовые к этому. Или они были воспитаны в благочестивой семье, и потому имеют такое желание посвятить себя Богу, или их призвал Господь на этот путь.

— Что самое главное для монаха? Терпение, послушание?

— Самое главное — это любовь. Если пребывать в любви к ближним и к Богу, то все будет даваться легко — и смирение, и послушание. Человек, вставая на монашеский путь, оставляет свое «я» за забором монастыря не из-за страха, а ради любви к Богу.

— Часто можно услышать, что молитвами монахов держится весь мир…

— Не только монахов, но и всех молящихся православных людей. Конечно, монашество — это авангард. Монахи постоянно находятся в молитве…

Вспомним Ветхий Завет. Господь пришел истреблять погрязший в грехе город, но Авраам попросил пощадить жителей, если среди них найдется хотя бы 50 праведников, и умолял Его, уменьшив число праведников до 10. Но даже и такого числа праведников не нашлось. Греховный город был уничтожен.

Если в нашем городе будет молитва Богу, если молитва будет по всей стране, то ради всех молящихся людей, может быть, зло, которое надвигается на нашу страну и, сдержится…

— Какая нам угрожает опасность и что нужно исправить?

— Православие сегодня на Западе угасает. Там принимают законы, которые возводят порок в добродетель. Разрушаются семьи. А ведь семья — это малая церковь, главой которой является муж. Когда нарушаются основы, это не приводит ни к чему хорошему.

Хотелось бы вернуться к истокам: чтобы все ходили в храм, чтобы малая церковь была пронизана духом любви, которую супруги черпали бы в храме через исповедь, причастия, молитвы. Когда родители пропитываются этой благодатью, то и детей воспитывают в православной вере.

Хочется, чтобы в мире было больше веры и любви. Чтобы мы передали нашу православную веру следующим поколениям.

— Отец Нестор, сказалось ли как-то на жизни монастыря образование Каменской епархии?

— Вырос статус монастыря. Нашим настоятелем является епископ Каменский и Алапаевский Мефодий: теперь на каждой Божественной литургии поминают Владыку как епископа и архимандрита Преображенского монастыря. Раньше, особенно когда тут были развалины, я и подумать об этом не мог…

— На Вашем столе — чертежи, схемы, план развития…

— Есть необходимость приобрести для колокольни колокол на 700 кг. Необходимо собрать 640 тысяч рублей: будем просить прихожан о пожертвованиях на его приобретение. Ранее благодаря помощи прихожан мы установили колокола весом 1 тонну и 1,14 тонны. Правда, тогда и цены были совсем другие…

Скоро будем огораживать территорию монастыря временным забором длиной 500 метров.

Ну, а на будущее планы грандиозные. Разработана концепция застройки нашего монастыря, которая, конечно, еще будет корректироваться. На главном въезде планируется установить пункт охраны, парковку, туалеты. Предусмотрены гостиница и кафе для паломников, иконная лавка. Далее — водосвятная часовня, братский корпус и корпус для трудников, павильон с террасой для отдыха, купальня (на территории монастыря есть скважина)…

Планы по развитию и благоукрашению обители очень большие.

— Поводом к нашему разговору стал наступающий престольный праздник монастыря…

— 19 августа мы отмечаем большой православный праздник — Преображение Господне. Евангелие описывает, как Господь, поднявшись на гору, преобразился, показав трем ближайшим ученикам свое Божество: «… и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Из явившегося светлого облака раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

Вспоминая Преображение Господне, мы говорим о том, что и нам нужно изменить свою жизнь. Преобразимся духовно — преобразимся и телесно. Изменим себя — и вокруг изменятся тысячи.

Приглашаю всех 19 августа в храм — помолиться Богу, чтобы он преобразил нашу душу, и укрепиться благодатью, которая поможет нам нести все тяготы жизни.

Праздник Преображения в народе называют Яблочным Спасом. В этот день принято освещать яблоки — чтобы через них освятились и все плоды нового урожая.

Наталья Лисовая

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.