Протоиерей Сергий Циммер: «Света, мира, любви и благоденствия!»

18.12.2015

В связи с 20-летием прихода во имя святителя Николая Чудотворца в Тавде публикуем интервью с его настоятелем протоиереем Сергием Циммером. Материал вышел в газете «Тавдинская неделя».

— С какого времени, отец Сергий, Вы являетесь настоятелем Свято-Николаевского прихода?

— С зимы 1998 года и по настоящее время. А службы в храме проводились с 1995 года. Стараниями и усилиями митрофорного протоиерея Владимира Панова, матушки Любови и их сына иерея Игоря Панова в здании бывшего детского сада был открыт молебный дом и организован православный приход во имя святителя Николая. На тот момент это было очень трудно сделать, не только в плане перестройки здания. Нужно было оформить много документов по регистрации. От себя и всех прихожан хочется поблагодарить основателей, благотворителей и благоукрасителей храма.

— Что изменилось с тех пор?

— Изменилось многое, и, прежде всего, мы. Я тоже, конечно же, изменился. Ведь все мы взрослеем, стареем, приобретаем опыт. Опыт житейский, семейный, духовный, священнический… И, слава Богу, что все меняется. Сейчас мы служим в новом храме, это стоило многих трудов, молитв — и моих, и прихожан, и друзей, и жителей города.

— Человек приходит в храм, у него есть ревность в вере и молитве. Но бывает, что через какое-то время наступает охлаждение — некоторые люди вообще уходят из храма… С чем это связано?

— Прийти к Богу — это даже еще не полдела. Это просто первый шаг, хотя Господь Сам приводит нас к Себе. Самое главное, самое важное для человека — это устоять в вере, удержаться, не свернуть с пути спасения. Господь приводит нас в Церковь и ставит четко на путь спасения. Вот путь, идите! И уже самому надо идти. За тебя никто не сделает эти шаги. Вместо тебя никто не будет бороться с твоими недостатками, трудностями, искушениями, соблазнами. И если человек действительно настроен на спасение, он остаётся — не без падений, конечно, не без отступлений: «три шага вперёд и два назад» — хотя бы на шаг, но вперёд.

Много прихожан было, кто-то приходил и оставался, а кто-то уходил. Я поначалу этому печалился: люди ходили в храм и вдруг ушли, остыли. А потом как-то успокоился: есть воля Божия, есть воля человеческая. Людям же Господь дал свободную волю, и влиять на неё насильно невозможно. Человеку показали путь спасения: хочет идти, пусть идет, мы ему можем помочь. Если не хочет, не видит этой помощи (бывает, человек и не хочет видеть этой помощи) — отступает и уклоняется от пути. А в Царство Божие никто никого не загоняет и насильно не влечет.

Царство Божие понуждается, трудами достигается. Каждый идет, прилагая усилия. Кто-то готов к этому, кто-то нет. Даже среди тех, кто долгое время ходит в храм, и то не все изменились. Потому что грехи, которые исповедовали тогда, до сих пор исповедуют и сейчас. Значит, или плохо борются с ними, или… Почему плохо борются с ними? Много причин. Потому что себя надо менять, а это вопрос очень сложный.

— Расскажите, батюшка, о тех прихожанах, которых Вы за период Вашего служения благословили учиться в духовных учебных заведениях?

— Семь девушек у нас закончили теологический факультет Уральского педагогического университета. Сейчас среди них есть монахини, большая часть — матушки: вышли замуж за семинаристов, стали женами священников. У Ольги Зыряновой уже шесть детей родилось, ждут седьмого.

Есть прихожане, которые, закончив теологический факультет, ушли в монастыри. Отец Владислав (Русин), с которым мы вместе пришли в храм, стал иеромонахом, закончил Калужскую семинарию. Больше 10 лет подвизается в монастыре, сейчас служит в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, несет послушание эконома.

Двое из наших прихожан — преподаватели. Сергей Акишин окончил семинарию и академию. Сейчас преподаёт в Екатеринбургской духовной семинарии. Борис Зубков окончил семинарию, консерваторию, учится в аспирантуре. Он преподает и в семинарии, и в консерватории.

— В декабре 2011 года Вы, отец Сергий, были назначены благочинным Тавдинско-Туринского благочиния Каменской епархии, в котором 14 приходов. Расскажите читателям, что включает в себя работа благочинного?

— Название «благочинный» говорит само за себя. Он следит за благочинием на вверенных ему приходах, чтобы там был порядок, все чинно и благородно. Чтобы все было согласно церковным правилам. И, если есть какие-то проблемы, трудности, несогласия, нестыковки, благочинный должен помочь и священникам, и прихожанам этих приходов в решении всех вопросов. И еще благочинный — это помощник архиерея в управлении епархией на конкретной территории. Нести это послушание, конечно, нелегко и хлопотно, это лишние проблемы, заботы, нервы, зачастую средства… Но несем послушание со смирением. Если послушание дал архиерей — значит, его дал Господь.

— Кроме этого, приходится окормлять несколько приходов в Тавде и Тавдинском районе…

— Да, это и Свято-Николаевский приход, и храм в поселке Азанка, храмы и общины трех колоний (ИК-19, ИК-24, ИК-26), где тоже хотя бы раз в месяц стараемся совершать богослужения. Колонии большие, но прихожан немного — условия содержания режимные, сложно всем желающим прийти в храм. Открыли приход в селе Городище, там тоже я настоятель. Кроме этого, зовут в организации (например, в МЧС, полицию, военкомат), чтобы священники пообщались с сотрудниками, а в военкомате — с призывниками. Приглашают также и в школы. Вопросов и предложений очень много. Я, естественно, сам не успеваю везде попасть: очень хочется везде и самому, но просто по времени и по силам не получается. Слава Богу, у меня есть помощники. Это общество православных педагогов, родительский комитет, сестричество милосердия и другие отделы нашего прихода. Радостно, что нас сегодня зовут, мы востребованы. Ведь духовный вакуум, отсутствие духовных запросов дурно влияет и на нас — мы расслабляемся. А вот когда зовут, когда ты везде нужен, означает, что через эти запросы Господь зовет тебя на дело апостольского служения — нести людям слово Божие.

— Отец Сергий, Вы сказали, что у Вас нет духовных чад. Поясните, что значит духовное родство…

— Духовное родство — это очень серьёзные отношения между духовником и пасомым духовным чадом. Я не считаю, что я на такой большой высоте духовной… Поэтому те, кто хочет и мне доверяет, приходят и открывают свою душу. Насколько могу — помогаю, врачую эту душу. Если не могу сам, отправляю к более опытному священнику. Но сейчас ни мы, священники, ни прихожане не готовы разговаривать о духовных отношениях. Это чисто мой взгляд… Ведь духовные отношения означают полное послушание отца духовного и чада. Как правило, истинного послушания у церковных чад очень мало. Когда «по шерсти» гладишь, то все хорошо, а как только «против шерсти», сразу же начинается возмущение…

Духовник, духовничество и духовные отношения между пастырем и пасомым — это отдельная тема. И надо быть гением, чтобы в двух словах все рассказать и объяснить. Я к этому отношусь очень ответственно, потому что за каждую душу, которую ты берешь себе в чада, надо будет отвечать перед Господом, а когда ты видишь, что и чадо не готово к такой духовной миссии, то тогда проще иметь обыкновенные отношения священника и прихожанина. Вопросы решаются все те же, помощь получает человек так же. Священник делает свое дело, и человек, который пришел к нему и окормляется у него, делает свое дело. Так проще, и меньше возможности впасть в прелесть. Потому что про многих батюшек говорят, что «вот они такие духовники», а они через это просто соблазняются и впадают в прелесть, возомнив о себе что-либо. Я не хочу впадать в прелесть, хотя я и так в ней, но глубже туда погружаться не хочу. Поэтому никаких духовных чад у меня нет: просто мы вместе молимся, вместе служим, вместе двигаемся по пути спасения. По крайней мере, мы хотим спастись и прибегаем к помощи друг друга.

— Какое Ваше пожелание тавдинцам в юбилейный год прихода?

— Пожелание нам всем с вами, прежде всего, мира. Мира в душе. А как мир достигается в душе? Надо стяжать благодать Святаго Духа. Надо любить друг друга, снисходить друг к другу, милосердствовать. И самим быть источниками любви. Это очень сложно, но если мы к этому будем стремиться, наше общество изменится. Даже если у одного человека в нашем городе мир будет в душе, то всем нам от этого станет намного лучше, чище и светлее. Поэтому если будет нас больше, больше света и любви будет в нашем городе. Желаю всем света, мира, любви и благоденствия. Помоги всем Господь.

Интервью вела Наталья Данилова

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.