Разговор о контрацепции – это «проповедь» половой распущенности

25.10.2019

1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом. Как говорить с подростками о ВИЧ: половое просвещение и откровенность снижают или увеличивают риск вступить в опасные отношения – свою позицию высказал епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

– Владыка Мефодий, является ли, на ваш взгляд, разговор о целомудрии и введение уроков нравственности гарантией от риска заразиться ВИЧ-инфекцией?

– Конечно, не является. Нет никаких гарантий хотя бы потому, что люди впали в грех еще в раю. Но любое слово доброе может принести плоды добрые. Это тоже правда. Гарантий нет, а польза будет, тем более что в современном мире не существует понятия «целомудрие». Молодежь понятия не имеет, что такое, например, целомудрие в браке.

– В Министерстве образования опасаются «скользких тем», упоминания, например, слова «презерватив» во время интернет-урока. Как вы к этому относитесь?

– Пути заражения ВИЧ – это не запретная тема. Действительно, есть методы контрацепции, которых, может быть, не стоит касаться, но не из ханжества, а потому, что это может спровоцировать сексуальную распущенность. Как происходит заражение ВИЧ, нужно понимать. В конце концов, пока мы не объясним предмет разговора, разговор не состоится.
Вместо беседы о защищенном сексе надо предлагать разговор о целомудрии как о более радикальном и согласном с церковной традицией подходе к проблеме.

– Целомудрие способно защитить молодежь от таких болезней, как ВИЧ?

– Вопрос не в защите, а в нравственном выборе молодого человека. Церковь предлагает путь целомудрия.

– Считаете, молодежи интересна тема целомудрия?

– Скучное богословие и прописные истины не вдохновляют молодежь. А вопросы отношения к другому полу, вступления в брак их волнуют. На одной встрече меня спросили, почему распадаются семьи. Я задал встречный вопрос: с какой целью люди женятся? Оказалось, более 90% присутствовавших по-настоящему не понимают, зачем люди вступают в брак. Если человеку ясна цель брака, то развод становится для него вещью невозможной.
Поймите, целомудрие не сводится к вопросу отношений полов или профилактике ВИЧ. Тема глобальнее. Целомудрие – не самоограничение, а прорыв в другой духовный уровень, взгляд на мир, который формируется в результате аскетического подвига.
Молодежь увлекает Восток, эзотерика. Потому-то и нужно говорить с ними, что в христианской традиции есть практика целостного мудрствования, понимание человека, его призвания, причем эта практика намного глубже, чем на Востоке.
В свое время меня самого увлекли православная мистика, догматика, Иоанн Лествичник, которые совершили переворот в моем взгляде на мир. Сразу после института я ушел в монастырь.
Целомудрие – не проповедь от бабушек, которые выстаивают службы, крестят лоб и ставят свечки. Это смешно молодежи. А целомудрие как духовная практика им может быть интересно.
Молодые люди не настроены быть паиньками. Они любят воевать. Но целомудрие – и есть максимализм в этом развращаемом мире, величайшая степень самоконтроля, а не самооскопление.
Целомудрие – это подвиг, на который готовы не все, а некоторые не хотят о нем даже слышать.
Это не лекарство для всех, это средство для тех, кто способен слышать. Я убежден, что, если человек целомудрен – это максимальная гарантия в том числе не заразиться ВИЧ. Если же человек живет не целомудренно, тогда гарантий нет никаких вообще.

– Когда речь заходит о нравственности и целомудрии, у светской части публики это вызывает смех.

– Увы, Церковь проявляет в этом вопросе некоторую беспомощность, хотя именно у Церкви есть духовные практики, которые немощных и грешников превращают в святых. Но вы правы, основные христианские добродетели, и целомудрие в том числе, предельно оболганы и высмеяны сегодня.

– Неужели интернет-уроки могут как-то исправить положение, научить целомудрию?

– Не думаю, что интернет-уроки вообще могут чему-то научить. Они могут заинтересовать, пригласить к диалогу, но вряд ли дать знания. Знания в духовной области всегда являются нравственным выбором, который достигается подвигом.

– В каком возрасте с детьми говорить о целомудрии?

– С отрочества. Маленькие дети не видят зла. Сталкиваются с наркоманией и половой распущенностью дети в тот самый момент, когда взгляд их широко открытых глаз открывается на зло. В такие моменты нужно учить подростка контролировать себя.
Целомудрие – это оружие, с помощью которого можно не попасть в беду. Кто-то обладает целомудрием от природы, а в ком-то его нужно воспитывать. В любом случае, как талант, это требует развития.
Разговор же с молодыми людьми о методах контрацепции косвенно является «проповедью» половой распущенности. Ведь всякий раз это разговор о том, как безнаказанно совершать грех. Как безнаказанно грешить – не наша тема. Церковь этим не занимается.

 Интернет-уроки проводит не Церковь, хотя призыв «воспитывать в подрастающем поколении целомудрие», действительно, трактуется как церковная проповедь.

– Тема распущенности во все времена, в любой религии была особой темой. Сегодня мы живем в секулярном мире, который утратил духовные ориентиры. А между тем блуд, внебрачные связи, связи до брака – остались роковыми ошибками. Грех всегда ошибка.
Человек может быть неверующим, но, совершая ошибку, с помощью блуда ли, воровства ли, обмана, пытаясь решить какие-то свои проблемы, он должен увидеть, что последствия могут быть плачевными. Контрацепция – это узаконивание греха, попытка снизить негативные последствия.
Но есть последствия, от которых не спасет никакая контрацепция, и они куда более разрушительны для человека. До молодежи важно донести, что Бог не запрещает жизнь, не ограничивает ее. Он ограждает заповедями жизнь от смерти. А блуд – это путь смерти и самоубийство.
Сексуальные отношения и отношения любви – разные вещи, антиподы, как свобода и вседозволенность. Когда человек поймет, что тот, с кем он общается – это не кусок мяса для получения наслаждения, только тогда выстроится иная система взаимоотношений между людьми. Об этом и надо говорить.
Много веков люди жили в рамках христианской традиции и им ничего не надо было объяснять. В основном они жили целомудренно, понимая при этом, и зачем вступать в брак, и как жить вместе. Но вот случилась катастрофа и атака на систему христианского мировоззрения. Я имею в виду сексуальную революцию: рок, наркотики, блуд, замешанные на оккультизме.
Этот прорыв привел к разрушению христианского миропорядка. Теперь мы живем в мире, который отрицает христианскую нравственность. Мы воспитываемся в этом пространстве, попускаем вкладывание огромных денег в процветание антагонистичных христианству ценностей.
У нас наглость называется смелостью, жадность бережливостью. Буквально все оболгано. Но когда человек понимает, кто он, каким ему быть, то он пытается сохраниться и называет вещи своими именами. Назвать вещи своими именами – это свойство целомудрия и это то, что позволяет рассеять тьму.

Источник: Правмир.ру

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.