В Сухом Логу прошла выставка и лекция о традиционной народной одежде

22.09.2017

По благословению настоятеля храма во имя Святого Богоявления протоиерея Владимира Казанцева в городском храме 16 — 18 сентября прошла выставка традиционной народной одежды, предоставленной Свердловским региональным общественным движением «Центр традиционной народной культуры городского округа Сухой Лог».

Вопрос об одежде, достойной христианина, имеет богатую каноническую и литературную традицию. Многие святые отцы и учители Церкви, размышляя о внешнем виде клириков и мирян, уделяли ему первостепенное значение. Шестьдесят второе правило Шестого вселенского Собора гласит: «Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную».

На православных выставках к народным комплексам одежды специалиста по традиционному народному костюму Худорожковой Надежды Михайловны всегда большой интерес и это неудивительно: изделия мастера созданы на основе этнографичекой одежды уральского региона из материалов максимально приближённым к образцам тканей на рубеже XIX – XX веков.

Надежда Михайловна рассказала прихожанам об истории народного костюма и основных комплексах народной одежды, бытовавших на Среднем Урале, ответила на вопросы собравшихся. Каждый имел возможность померить народную одежду и сфотографироваться в ней.Для многих эта встреча с народной одеждой была своего рода открытием, ведь русский народный костюм власти запрещали дважды:

1. Царь Пётр I после своего визита в Европу в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех, въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного.

2. После большевистского переворота одежда крестьян была объявлена «старорежимной», «кулацкой». В колхозах крестьян лишали трудодней за ношение народной одежды.

В настоящее время народная одежда сохранилась в основном в музеях и в сундуках бабушек, сумевших в тяжелейшее время сохранить семейные реликвии. Во время войны и послевоенное время царила страшная нужда в одежде, так например шерстяные пояса распускались детям на варежки, а одежда перешивалась внукам. Затем, когда советская лёгкая промышленность заработала в полную силу, произошло обеспечение населения СССР сравнительно дешёвыми и качественными тканями, а старинная одежда стало невостребованной.

И всё же народный костюм возвращается в нашу жизнь, его носят различные слои населения, политики облачаются в национальную одежду на официальных приёмах иностранных гостей.

Для православного человека одежда является важной частью духовной жизни, формирующая его отношение к себе, общине, Богу. Сейчас перед нами стоит нравственный и духовный выбор: как мы будем одеты, как будем себя вести и что передадим мы своим детям?

Предлагаемый выбор традиционной народной одежды специалистами из СР ОД «Центр традиционной народной культуры ГО Сухой Лог» на основе нашего культурного наследия делает этот выбор осознанным. Участники общественного движения ведут большую просветительскую деятельность по популяризации культурного наследия, принимая деятельное участие в формировании праздничной и бытовой среды на Среднем Урале.

Марина Ефимовская

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.