5 февраля по завершении праздничного богослужения настоятелем Христорождественского храма п. Алтынай была отслужена панихида по всем усопшим, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
В этот день вспоминаются новомученики и исповедники Церкви Русской, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
18 апреля 1918 года Поместный Собор в Москве издал определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь», в котором в том числе постановил «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (7 февраля) или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонении исповедников и мучеников».
Почему именно этот день? 25 января (7 февраля) было выбрано как дата расстрела митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Также устанавливался день крестных ходов в приходах, где были новомученики — понедельник второй недели по Пасхе. Собор также выработал механизм фиксации случаев насилия по отношению к Церкви и верующим.На основе этих материалов была составлена листовка, в которой содержались проповедь протоиерея Павла Лахостского «Новые священномученики» и список «Рабов Божиих за веру и Церковь Православную убиенных» (17 имен).
Как отметил в свое время ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений (Решетников): «Богом было попущено, чтобы минувшие сто лет Россия шла тернистым, мученическим путем, вписывая в историю новейшего времени имена сонма святых…каждый должен переосмыслить свое собственное «я», свое личностное состояние, свое место в контексте всех этих событий, ибо всю нашу жизнь мы должны строить, исходя из глобальной, кардинальной цели – идти ко спасению. А внешние события здесь только помогают. Даже те из них, которые считаются трагическими, в итоге все равно имеют благую цель, ибо Промысл Божий не может действовать вне спасения человека. Но многое зависит и от него самого – от того, просит ли человек Бога о помощи, о спасении или же горделиво идет сам, а значит, попадает в тупик».