Богородица «Венецкая» молится за Усть-Ницинское

Каждый настоятель какого-либо храма, как и любой рачительный хозяин, мечтает о красивом и обустроенном доме для молитвы своей паствы. В годы богоборческой власти многие уральские храмы были разрушены или стояли в запустении. Давно сменился политический строй, церкви «реабилитировали», но восстанавливать их приходится по сей день на средства прихожан или доброхотов. Тяжелее всего приходится сельским церквям: прихожан мало, как мало и спонсоров.

Тем отраднее узнавать о редких случаях, когда вдруг в глубинке преображается старинная церковь, десятки лет стоявшая заброшенной. Божиим промыслом, не иначе, можно назвать события, произошедшие за последние годы в старинном уральском селе Усть-Ницинское Слободо-Туринского района. С некоторых пор духовным пастырем села и настоятелем сельской церкви стал отец Федор (Герасимов), окормляющий еще и прихожан храма Всемилостивого Спаса в г. Туринск.

В этом году селу исполняется 390 лет. Это одно из самых старых поселений Урала, кстати, символично и само его зарождение: Усть-Ницинское основано самим архиепископом Киприаном, первым архиепископом Тобольской епархии. И считалось Усть-Ницинское когда-то духовным центром большой территории. Здесь стояли две церкви и одна часовня. Правда, до наших времен дожила лишь уникальная по архитектуре каменная двухэтажная церковь во имя Святой Троицы (1732 г). В советское время в хорошем капитальном здании церкви располагались изба-читальня, клуб, зерносклад… И лишь в 1989 году здесь начались работы по восстановлению храма и возобновилась приходская жизнь. Долгое время прихожане церкви молились, по крупинкам собирая средства на ремонт здания. Их молитвы были услышаны – сегодня снаружи храм приобрел свои первоначальные черты.

— Восстановить сельскую церковь взялся руководитель строительной организации из г.Березовский Александр Кручинин, родившийся в соседней деревне Зуева. Работа им проделана огромная, но благодарная. Полностью восстановлен первый этаж с престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы, почти закончен и второй этаж с престолом в имя Святой Троицы. Сейчас на первом этаже работает бригада иконописцев из Москвы, — показывает на леса отец Федор.

К слову, фресковая роспись интерьера церкви выполняется тоже на средства мецената. Бригада молодых иконописцев из Москвы почти полностью расписала первый этаж фресками. На лазурном сводчатом потолке и стенах – иконографические сюжеты «Успение Богородицы», «Крещение Господне», Богородица «Державная», святой праведный Симеон Верхотурский (часовня в его честь восстановлена прямо в церковном дворе, который столетие назад был центральной площадью села).

Ритмичность построения композиции по сводам, мягкие линии письма ликов и фигур святых, пастельные, и в то же время праздничные, цвета красок московской иконописной школы радуют глаз. Глядя на росписи, даже не знающий Священное писание вполне может понять смысл сюжетов – такой была цель наших далеких предков, задумавших расписывать стены храмов сюжетами из Библии. На первом этаже прямо при входе в центральный придел на стенах иконописцы изображают двух святых – благоверного князя Александра Невского и великомученика Федора Стратилата (так называемые ктиторские изображения . Второй этаж уже подготовлен под росписи, должен только высохнуть после оштукатуривания.

Но самой главной святыней сельского храма является чудотворная икона Божией Матери «Венецкая»(эта надпись расположена внизу большой метровой иконы). По словам отца Федора, эту икону в церковь принесли местные жители, сохранившие ее у себя в тяжелые вероотступнические времена. Сельчане говорят, что чудотворная икона Богородицы всегда была в этой церкви, она помогает верующим, просящим о здравии и страдающим бездетностью. Больше о ней нет никаких сведений. Для иконы в будущем планируется сделать красивый резной оклад.

Иконографический тип Богородицы «Венецкая» неизвестен. А вот само изображение напоминает смешение нескольких известных икон Богородицы «Галатская», «Минская», что-то есть от «Страстной», от «Барской» и «Коневской». Судя по манере письма, икона написана провинциальным мастером, постаравшимся собрать воедино сразу несколько важных, на его взгляд, моментов из известных икон Богородицы. Выражения ликов Богородицы и Младенца Христа подкупают своей милой простотой и человеческой мимикой. Примечательно, что весь задний фон иконы богато покрыт рельефным растительным узором, отсутствуют какие-либо другие изображения святых. Вероятно, раньше икона находилась в богатом серебряном, как это было принято, окладе – поэтому и весь задний план оставлен пустым. Настоятель и прихожане храма очень надеются узнать более подробно о своей святыне: может, кто-то слышал об иконе Богородицы «Венецкая» или у кого-то сохранились письменные упоминания о ней.

Несмотря на перманетно идущие в церкви восстановительные работы, богослужения в храме не прерываются. Правда, прихожан в церкви пока немного, несмотря на то, что село Усть-Ницинское многочисленное. Только в большие церковные праздники храм вновь, как столетие назад, наполняется молящимися, как местными, так и приезжающими из соседних населенных пунктов, где нет своих церквей. За белокаменную церковь и за возможность молиться в нормальных условиях прихожане благодарят своего земляка и настоящего мецената Александра Аркадьевича Кручинина, о чем написано на мраморной доске, установленной при входе в храм.

Инна ПОСТОЯН.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.