Миссионерская проповедь в компьютерных играх: за и против

30.01.2017

Круглый стол «Игры, геймификация и духовность. Религия и игровое пространство» прошел в конференц-зале Высоко-Петровского монастыря. В дискуссии приняли участие специалисты в области медиакоммуникаций, журналисты, писатели, священнослужители, разработчики компьютерных игр и геймеры.

“Уместно ли вхождение Церкви с проповедью в игровое пространство? Или же это территория вне христианства и мы можем обращаться к пастве лишь тогда, когда она находится за пределами этого пространства? Может ли Церковь внедрять интерактивные методы в сферу образования и если да, то как и какие? “, – так тезисно обозначили организаторы дискуссии круг вопросов, обсуждение которых состоялось в формате Круглого стола 26 января.

Свое мнение высказал Алексей Соколов, преподаватель МПИ св. Иоанна Богослова и обозреватель журнала “Фома”. Алексей провел параллель проповеди в компьютерных играх с тем, как если бы больной человек обращался в “онлайн-больницу” за советом. “Все, что связано со здоровьем – и с духовным, и с физическим, – это тема серьезных разговоров, где люди не ждут, что с ними будут играть”. Алексей отметил, что геймификации в православной среде нет не потому, что православные люди настолько консервативные. “Там, где Церковь стремится научить и образовать – есть место для игры. Но в разговоре о глубоких смыслах пространство компьютерной игры – не совсем правильный инструмент для подачи данной темы. В “церковь” и “религию” играть не стоит”, – считает Алексей.

Напротив, своим мнением по поводу возможности (точнее – невозможности) миссии в играх поделился основатель компании Active Learning, Роман Мандрик: “Современные “большие” игры паразитируют на праздности, и поэтому что бы мы туда ни добавляли, все получится с привкусом траты времени впустую. Использовать развлекательные игры для внедрения в них глубоких вещей – это, на мой взгляд, утопично – в силу того, что невозможно вытащить человека из праздности, переключить его сознание на то, что он в этот момент изучает серьезные вещи. Я этого себе не представляю. Более того, создается иллюзия того, что все как бы в порядке, “я с Богом” – хотя на самом деле происходит все наоборот: человек в это время сидит и играет в “танчики”.

В продолжение Круглого стола Елена Жосул, директор Центра медиакоммуникаций Московского православного института св. Иоанна Богослова, один из модераторов Круглого стола, привела пример создания удачных геймерских проектов в Штатах, где существует уже около 10 лет структуированная отрасль христианских геймеров. С участием геймеров-христиан проходят научно-практические конференции, которые объединены одним посылом – “стремлением привнести свет и соль (дословный перевод) в одну из самых влиятельных индустрий нашего века”. Елена Викторовна привела пример Запада в качестве иллюстрации того, как люди могут быть мотивированы миссионерской целью. “Перед ними стоит задача и вызов – изменить эту среду, насытить ее образами, смыслами и проблемами, которые заботят души христиан”, – отметила Елена Викторовна.

В ходе дискуссии высказался также протоиерей Михаил Самохин, настоятель храма Покрова Божьей Матери в г. Черкесск. Священник заострил внимание всех участников дискуссии на таком вопросе как сложность определения границ между игровым и сакральным пространством, во что можно играть, а во что – нет, что для нас является игрой, а что – святыней. “Как с помощью игры “шутеров” (тренажеры для снятия страха убивать) вырастили профессиональнвх убийц, так с помощью игр соответствующей религиозной тематики можно вырастить фанатиков. У игры как у когнитивного общения с Богом, как мне кажется, нет будущего”, – заключил протоиерей Михаил.

Евгения Жуковская, главный редактор интернет-портала «Приходы»: “Мы очень часто нашу просветительскую деятельность пытаемся “заиграть”: мы играем в некую активность и по этой игровой активности измеряем эффективность развития церковной жизни – по каким-то акциям, балам, квестам и молодежным встречам – за всем этим мы забываем, что, может быть, игра вообще не свойственна христианину?”

Один из гостей Круглого стола, писатель-фантаст Сергей Чекмаев привел примеры удачной, положительной пропаганды “полезной” информации в играх – например, во всем известной игре World of Тanks. (Суть ее не только в том, что игроки ездят на танках и стреляют друг в друга – разработчики уделили немало времени и на то, чтобы заинтересовать людей историей танкостроения, бронетехники, историческими победами наших танкистов и конструкторов). “Можно представить себе следующую игру в модном сейчас жанре “выживалок”: игрок попадает на некую закрытую территорию, исследует ее, находит, к примеру, заброшенный северный монастырь, и вместе с изучением этой территории, изучает какие-либо монастырские тексты об истории возникновения монастыря, о насельниках и так далее. Это будет тем самым элементом, который заинтересует человека и который можно использовать”. По мысли Сергея Владимировича, чтобы “достучаться до молодого поколения”, нужно использовать те самые инструменты, которые популярны в молодежной среде, а сейчас на первом месте – социальные сети, фантастика и компьютерные игры.

Дискуссия продолжалась в течение двух с половиной часов, на протяжение которых высказались не только специально приглашенные спикеры, но также и гости из зала – так, например, иерей Вячеслав Клименко (Краснодарская епархия), рассказал об удачном миссионерском опыте в голосовом чате игры World of Тanks.

Организаторами Круглого стола являлись Кафедра филологии и журналистики Московского православного института св. Иоанна Богослова совместно с радио “ВЕРА”. Мероприятие проходило в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Ранее, 24 января, в обители также в рамках Чтений состоялся Круглый стол по теме “Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года”.

Пресс-служба Высоко-Петровского монастыря

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.