Можно ли вкушать яблоки до праздника Преображения Господня?

16.08.2017

На этот вопрос отвечает епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Видеообращениевладыки опубликованона Интернет-портале сообщества священников Русской Православной Церкви «Пастырь».Также мызнакомим читателей сподробнымкомментарием на данную тему протоиерея Андрея Кривониса,опубликованным на этом жесайте.

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий:

Несколько слов об обычае освящать в церкви яблоки в праздник Преобра­жения Господня. Бывает в цер­ковной жизни, что самые про­стые и понятные вещи становятся со временем и непонятными и не простыми. Известно на Руси древнее предание, что прежде праздника Преображения вкушать яб­локи не следует. Между тем в Священном Писании Ветхого и Нового Завета нет этой запо­веди. Получается, что это не более чем благочестивый обычай.

В древности на Востоке и на Руси был заведен порядок, не начинать соби­рать урожай до опреде­ленного дня. В совре­менном мире это правило не сохранилось. Мы собираем урожай по мере его созрева­ния. А раньше день сбора уро­жая, был событи­ем особенным. Вот мы читаем в Евангелии историю проклятия Господом смоковницы. «Взалкав, Господь увидел смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, хотя еще не время было собирания смокв. Тогда сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И засохла смоковница». (См. Мр. 11 12-14, 20) Не углубляясь в духовный смысл проклятия, понимаем, что раз день сбора смокв еще не настал, то созревшие плоды должны были висеть на дереве, а между тем не оказалось ни одного. Значит, это была абсолютно бесплодная смоковница. Потому и навлекла на себя проклятие.

Посмотрим на поступок Господа в свете нашего предрассудка. Не покажется ли нам, что Он нарушил заповедь, пожелав вкусить смоквы прежде дня сбора урожая? Вот нам сейчас указывают, что яблоки нельзя есть, пока не наступит праздник Преображения. На самом деле не было никогда такой заповеди. Но есть почти забытое древнее Библейское установление, сохранившее свою силу и в Новом Завете: «о приношении начатков ово­щей». Всякий год, когда созревает урожай, человек, согласно этому установлению, должен первые плоды урожая принести в дар служителям храма, и только после этого может сам начать неукоризненно питаться новым урожаем. О принесших начатки читается молитва. Так относительно каждого фрукта и овоща в свое время. Причем, нет необходимости каждый раз идти в храм. Священное Писание свидетельствует, что все, что мы отдали ближнему, Бог воспринимает, как если бы мы отдали Ему Самому. Поэтому, когда у тебя созрел уро­жай, ты возьми несколько первых плодов и дай их соседу, у которо­го нет яблонь, каким-нибудь старикам, де­тям, просто прохожим пода­ри! Если ты поделишься с ближним лучшими первыми плодами и своей радостью, Бог и тебя самого благословит и на все твое семейство изольет обильное благословение. И будете в весели духа питаться своим урожаем, даже если не наступил еще великий праздник Преображения Господня. Просто Бог не хочет, чтобы мы были жадными. Именно в этом состоит прозрачный смысл заповеди о начатках. Делиться надо!

Что происходит от непонимания? Люди не смеют отведать яблок до праздника, потом несут их в храм «освящать», забирают домой, вкушают с трепетом и ломают голову, ку­да девать огрызки «великой святыни»? Раздать надо было, даже еще не доходя до храма раздать, и голова бы не болела от глупостей, и люди бы вокруг стали чуть счастливее. А кроме яблок, сколько еще произрастает в наших садах различных фруктов? А сколько на огородах зреет овощей? Какая богатая указана нам от Бога возможность для аскезы против жадности! Конечно, похвально из аскетических соображений не есть яблок до праздника Преображения, но, следуя совету апостола, исследовав все, пусть каждый изберет для себя лучшее.

Протоиерей Андрей Кривонис (Симферопольская епархия):

— Для того, чтобы ответить навопрос можноли или нельзя есть яблоки доПреображения, следует совершить маленький историко-аскетический экскурс. Современная редакция Типикона, сформировавшаяся ковторой половине XVII века, сообщает нам следующее: «Внимай: Яко аще кто отбратий снесть гроздия прежде сицеваго праздника, топреслушание запрещения даприимет, идане вкусит гроздия чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко даотсего навыкнут ипрочие повиноватися уставу святых отец… Сей устав бывает инасмоквах инад прочими овощами: яве яко времена их, кое когда преспеет…». Далее Устав делает постановление овремени вкушения винограда после дня Преображения, аименно, повелевает поставлять его натрапезе впонедельник, среду ипятницу доокончания августа месяца. Сделаем важное замечание: Устав нислова неговорит ояблоках, речь идет лишь овинограде идалее делается замечание отом, что любые плоды нового урожая, которые будут поставлены набратской трапезе, обязательно должны быть освящены пообычаю монастырской практики.

Этот запрет объясняется только тем, что приблизительно вэту пору вГреции поспевал виноград. Атак как люди жили поцерковному календарю— отпраздника кпразднику,— тоиприурочили благословение урожая копределенному дню, аименно кпразднику Преображения. Обэтом говорит пояснение кмолитве оприносящих начатки овощей: «иино овощие даприносится коегождо вовремя свое кохраму наблагословение имолитва… глаголется над ними такожде». Тоесть надо понимать, что молитва эта может быть прочитана нетолько наПреображение инетолько над яблоками, авлюбое время над любым плодом, который созрел ипринесен вхрам для благословения! Это доказывается итем, что даже вГреции благословение плодов совершалось неводно время: где раньше достигались плоды, там они приносились вцерковь напраздник Преображения, агде плоды созревали позже, они благословлялись напраздник Успения Богородицы. Обэтом указывается вгреческом Николо-Касулянском Типиконе, Синайском Типиконе, Афонском Типиконе Лаврысв. Афанасия. Врусском служебнике, напечатаном вСупрасле в1727 году, содержится кроме обычного чина благословения фруктов наПреображение, чин благословения злаков, овощей ифруктов вдень праздника Успения Богородицы.

Заметим, что церковно-славянский язык неразличает овощей ифруктов. Под овощами подразумевается всякие плоды, поспевающие кэтому времени. Как правило, унас мыосвящаем яблоки свиноградом идругие, нашедшиеся вналичии, плоды— груши, сливы, абрикосы. Ввиду последнего Минея содержит также молитву «Над всяким плодом», которая должна использоваться для благословения начатков любых фруктов, овощей, ягод кроме винограда. Наконец, московский Требник помимо еще одной молитвы«Впричащении гроздия в6-й день августа» содержит также географически обусловленное примечание: «Ведоможе буди, яко сия молитва глаголется над гроздием, идеже винограды, иприносятся наблагословение вохрам всей шестый день августа. Здеже вВелицей России, идеже необретаются винограды, приносятся всей день кохраму яблока, иглаголется молитва оприносящих начатки овощей, ейже начало: Владыко Господи Боже наш; такожде иино овощие даприносится коеждо восвое время кохраму наблагословение, имолитва глаголется над ними таже».Т. е. Устав здесь невыделяет одних плодов перед другими: начатки любых овощей, фруктов иягод должны одинаково благословляться всвое время молитвой, что перекликается светхозаветным требованием(Исх. 23:19): «Начатки плодов земли твоей приноси вдом Господа, Бога твоего». «Начатки» -это первые поспевшие плоды.

Ксожалению, традиция благословения плодов современем претерпела изменения. Вкакой-то мере это объясняется тем, что современная культура отошла открестьянства, уклада жизни земледельца; новбольшей мере виновато духовное невежество человека, утратившего свои корни врезультате глубочайшей атеистической вытравки. Сейчас благословение плодов свелось наблагословение яблок, меда, мака иеще нескольких видов плодов, которые после благословения забираются домой как некая святыня. Ихедят чаще натощак, ждут отних чуда, мучаются тем, куда девать кочерыжки. Встречаются случаи, когда остатки от«священных яблок» хранятся вбаночке рядом сосвятой водой имаслом. Идействительно, что делать сэтими кочерыжками: закопать вбезлюдном месте или сжечь ипепел выбросить вреку? Можно просто выбросить. Как выбрасываем негодные остатки пищи после обеда, пищи, окоторой мыперед едой молились икоторую благословляли. Настоящая ревность оБоге иглубокое благочестие рождается нестолько изблагоговейного отношения кяблоку, унесенному изхрама, сколько изяблока, принесенного вхрам, издобродетелей, которые понудили человека наэту маленькую жертву веры, надежды, любви, благодарности.

Вцеломже, Церковь незнает поста наяблоки. Поста наяблоки нет, потому что нет заговения наяблоки, морковку или виноград. Просто важно научить своих детей быть благодарными Богу заЕго дары. Неужели Господь хочет того, чтобы изгода вгод гнили ранние сорта яблок, созревающих задолго доПреображения? Нет, Онхочет, чтобы его дары принимались«яве яко времена их», нопринимались сблагословением иблагодарностью. Кстати, вомногих православных странах так иделают: освящают яблоки, впрочем, как идругие виды плодов, раньше, применительно кклимату, так как это ибыло задумано церковным уставом.

1. Церковный Устав совершенно никак невыделяет яблоки среди прочих плодов— согласно Уставу, ихначатки следует благословлять тойже самой молитвой, что иначатки любых других овощей ифруктов.

2. Яблоки неимеют нималейшего отношения никсобытию Преображения Господа Иисуса Христа наФаворе, как оно описано вЕвангелии, никуставному церковному богослужению вэтот день.

3. Устав предписывает благословлять молитвой непросто любые плоды, ноименно их«начатки», иделать это, соответственно, «кое когда приспеет»—т. е.вначале сбора первого урожая.

4. Замечание московского Требника, что впраздник Преображения всеверной(«Великой») Руси благословение начатков винограда заменяется благословением яблок, неможет быть отнесено кРуси южной(Украине, южным регионам России), неговоря уже оМолдове. Здесь первые плоды яблок созревают значительно раньше— виюле идаже виюне.

5. Наконец, сам запрет навкушение винограда доблагословения его начатков инаказание тем, кто этот запрет нарушил, являются частью монашеского устава идолжны безусловно соотноситься среалиями общинной монастырской жизни(где братия возделывала общие для всех виноградники иимела общую трапезу).

Чтоже мыимеем? Вжизни наших приходов, анедревней Лаврысв. Саввы?

Приносятли все прихожане начатки любых плодов, что выращивают(огурцов, помидоров, лука, картошкии т. д.—без каких-либо исключений), вхрам наблагословение, как это прямо предписывает монастырский Устав? Нет.

Соответствуетли, таким образом, ибукве, идуху Устава«обычай» некоторых наших единоверцев здесь, вЮжной Руси, невкушать первые плоды яблок, авыбрасывать их? Нет, несоответствует. Более того— является прямым нарушением. Идаже производство варенья изначатков яблочных плодов неможет служить оправданием. Ведь указанная выше молитва «Над всяким плодом» должна знаменовать собою нечто иное, как начало сбора урожая. Итогда получается, что начатки так и собираются— без какой-либо молитвы, как будто ихинет вовсе, нозатем, месяц или два спустя, когда сбор достигает своего пика, строго держащиеся неуставного обычая вдруг«делают вид», будто урожай якобы только-только начался ибудто эти августовские плоды— иесть первые поспевшие…

Какимже видится выход? Идуховенство, иприхожане должны знать, что возникшая насеверной Руси связка«яблоки— Преображение»(вплоть доименования этого праздника невообразимым«яблочный Спаситель») нас, нашей страны никак некасается. Затем, прихожане, занимающиеся сельским хозяйством, должны быть более последовательными: если благословлять молитвой сбор нового урожая, тораспространять этот обычай ненаодни только яблоки— идуховенство здесь должно помнить опрямых обязанностях, сосвоей стороны. Еслиже кто сам неосвящает молитвой начало сбора, скажем, картошки сосвоего огорода, тоонне должен осуждать итех, кто аналогично неосвящает молитвой сбор яблок. Наконец, яблоки следует благословлять именно тогда, когда этого требует Устав— как поспевают первые плоды.

Пресс-служба Каменской епархии / Интернет-портал «Пастырь»

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.