Начался Великорецкий крестный ход

С 3 по 8 июня группа прихожан храмов г. Каменска-Уральского принимает участие в Великорецком крестном ходе (Вятская епархия). Некоторые паломники совершают его уже несколько лет. Они молятся святителю Николаю за своих близких, за наш город, за всю Россию.

Начинается он в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова, проходит по многим селам. Затем его встречают в Спасо-Преображенском Никольском мужском монастыре, где совершаются Всенощное бдение и Божественная литургия на берегу реки Великой и в Преображенском храме с. Великорецкого. Заканчивается крестный ход снова в г. Кирове.

Установлена эта традиция в память об обретении чудотворного образа святителя Николая на берегу реки Великой в 1383 году. В благодарность за чудеса и исцеления великорецкие жители построили во имя обретенного образа Святителя Николая деревянный храм, «и в нем многие и неисчетные чудеса от святого его образа быша с верою приходящим, здравие душам и телесам врачевание богатно почерпающим». Местные черемисы не раз хотели его порушить и сжечь, но храм чудесным образом становился для них невидим. Иногда же они видели его поднявшимся в воздух над землей, и это ужасало и вразумляло их.

Желая уберечь святыню от поругания, жители Хлынова (Вятки) попросили перенести чудотворный образ Святителя Николая в свой город, под его защиту. При этом они пообещали великорецким жителям ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций. И вот более шести столетий совершается Великорецкий крестный ход.

Лишь однажды в 1551 году вятчане «отложили хождение» с чудотворным образом на реку Великую, и тут же были наказаны суровыми морозами, ударившими с 1 по 12 июня и погубившими все их посевы. Осознав свою ошибку, они в память об этом Божьем вразумлении построили деревянный Никольский собор.

В 1555 году Великорецкая икона по рекам пропутешествовала в Москву, где ее встречали с высочайшими почестями царь и митроплит. Она была внесена в Успенский собор Московского Кремля и поставлена напротив митрополичьего места, рядом с Владимирской иконой Божией Матери.

Рядом со строящимся собором Василия Блаженного была построена временная деревянная церковь, которую 29 июля 1555 года освятили во имя Николы Великорецкого и поставили в ней написанную по повелению государя копию вятской иконы. Когда строительство собора было завершено, один из его девяти приделов был освящен в честь Великорецкой иконы. Только год спустя Великорецкий образ, украшенный по повелению царя новым золотым окладом и со многими дарами был отпущен из Москвы и, совершив путешествие через Вологду и Великий Устюг, возвратился в г.Хлынов.

В 1614 году состоялось второе путешествие иконы святыни в российскую столицу. Тогда Россия еще переживала последствия Смуты. Вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха сильно волновали русское общество. Избранный на царский престол молодой государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву, чтобы утешить горожан в их горе и укрепить в православной вере.

«Хождения» Великорецкой иконы имели не только сакральное, но также и политическое значение, демонстрируя единство государства и безопасность этих земель для русских поселенцев.

В 1668 году указом первого вятского епископа Александра был определен день празднования явления Великорецкой иконы Святителя Николая — 24 мая (6 июня), для которого была составлена особая церковная служба. В 1778 году вятский архиепископ Лаврентий (Баранович) определил новый, сухопутный маршрут Великорецкого крестного хода, который до этого времени совершался по рекам Вятке и Великой. С того времени маршрут больше не менялся.

Ежегодно более 50 тысяч паломников со всех уголков Вятской земли стекались в село Великорецкое, чтобы исполнить обет предков и почтить Святителя Николая. Даже после 1917 года эта традиция не прерывалась, в середине 1950-х годов древний крестный ход собирал до 6 тысяч человек.

Когда страну накрыла новая волна хрущевской антирелигиозной кампании, 9 мая 1959 года паломничество на реку Великую было официально запрещено. Великорецкая церковь была закрыта. На путях к Великой реке были установлены специальные милицейские кордоны, которые выслеживали группы паломников, хватали их и вывозили. Но люди, рискуя быть брошенными в тюрьму, все равно пробирались лесными тропами группами по 3-5 человек.

Такое положение сохранялось до конца 1980-х годов, когда власти пошли на осторожные уступки. В этом году исполнилось 25 лет, как эта древняя традиция возрождена.

Паломники преодолевают путь длиной более 170 километров (три дня вперед и два обратно). С каждым годом число паломников неуклонно растет. Крестный ход давно уже вышел за рамки епархиального события – в нем можно встретить паломников со всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья – до 30 тысяч человек. В 2000 году он получил статус всероссийского.

В подготовке крестного хода принимают участие, как духовные власти, так и правительство Кировской области. Центральным событием является Божественная литургия в храме на берегу реки Великой и освящение воды в источнике на месте явления Великорецкой иконы. Нередко разделить радость праздника в епархию приезжают высокие гости — иерархи русской церкви, губернатор области, представители федеральной власти, иностранные гости.

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.