Преосвященный Мефодий: Сегодня, стоя у Плащаницы, мы должны попросить прощения у Господа

14.04.2017

14 апреля, в Великую Пятницу, когда Церковь совершает воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, Преосвященный Мефодий совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Свято-Троицком кафедральном соборе.

В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.После выноса плащаницы епископ Мефодий обратился к верующим:

Дорогие отцы, братья и сестры!

«Сегодня мы находимся пред святой Плащаницей. Пост заканчивается. Говорить пред святой Плащаницей, как правило, очень сложно, и все-таки есть вещи, которые надо сказать.

Во-первых, как переживал свою смерть Господь? Мы видим Его поведение во время избиений, во время допросов, как Он Себя держал. Но видим также Его Гефсиманскую молитву, о которой говорит Евангелие. Господь молился, что, если возможно, «да минует Меня чаша сия, но не как Я хочу, но как Ты». Надо понимать, что у Господа не было выбора в нашем смысле, потому что этот выбор Он сделал до сложения мира. Как мы выбираем? У нас есть природа, которая к чему – то стремится: иногда стремится ко благу, иногда – ко греху. Эта воля также есть и у Бога: у Отца, Сына и Святого Духа — единая воля. Человек также является существом личностным, и поэтому, когда он к чему-то стремится, он может поступить по этому стремлению, а может не поступить. Как поступили Адам и Ева в раю. У них не было стремления нарушить заповедь, но они переступили через себя, через свое нежелание нарушить повеление Божие и согрешили. Бывает наоборот: человека тянет ко греху, он сопротивляется и поступает вопреки своей воле, как личность идет против своей природы. Животные так не могут, они не являются личными существами, они поступают, согласно стремлению природы. Человек может. Даже когда человека мучают, как мучали мучеников, он может не согласиться: ему хочется выжить, он может с этим не согласиться и остаться верным Богу. У Бога не было такого выбора, как личность Он не колебался. Он был Бог, Он не человек. Но Его природа человеческая трепетала смерти, страдания, поэтому Он молился. Но Он нисколько не колебался. И Он, действительно, подтвердил, что наша природа ужасается смерти. Какой бы ни был человек мужественный, храбрый, на самом деле природа изнемогает перед смертью. Человек может взять себя в руки, показать себя героем, но смерть — это катастрофа и для Бога, и для человека. Мы не бесплотные духи, мы — люди, созданные в единении плоти и духа и, действительно, чаем воскресения. И только воскресшие войдем в полноту обетования.

Когда пост начинался, почти все из нас хотели как следует попоститься, в чем-то исправиться, сделать рывок в духовной жизни, получить настрой. Думаю, многим это не удалось: опять прошел пост, опять расслаблялись, не могли собраться. В конце концов, оказались перед Пасхой, перед страданиями, а какого-то плода так и не почувствовали, не принесли. Может даже еще какой-то грех совершили, которого прежде не делали.

Перед нами лежит умерший Бог. Отчего Он умер? Оттого, что мы грешим. По-сути, мы – богоубийцы, т.е. Он умер за наши грехи нашей смертью. Мы должны были расплачиваться, Он расплатился, потому что нам расплачиваться совершенно нечем, у нас нет никаких особых заслуг. Мы до полноты заповедей никогда не дотягиваем. Спасти нас мог только Бог и Его жертва — это и совершилось. Как бывает: дети шалят (мы такие же неразумные, как дети, по-сути), балуются, балуются, а потом что-нибудь такое получится – играли со спичками, и дом сожгли. Понимают, что они сделали. Конечно, это остается на всю жизнь. Шалили-шалили, что-нибудь раскололи, разломали, и боятся наказания родителей. И в этот момент говорят, что больше так поступать не будут. Видят что-то разбитое, сгоревшее, изломанное. Мы тоже пошалили-пошалили, и Бог лежит мертвый. Поэтому сейчас нужно каждому попросить прощения, и больше не делать того, из-за чего Бог умер».

Затем владыка Мефодий совершил малое повечерие, на котором был прочитан канон «О распятии Господа, и на плач Пресвятой Богородицы».

По окончании богослужения священнослужители и все молящиеся совершили поклонение перед Плащаницею.

Плащаница будет находиться на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Сегодня ночью, в Великую Субботу, Преосвященный Мефодий совершит утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа и Литургию Василия Великого в Преображенском мужском монастыре. Начало богослужения в 00-00 ч.

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.