Благословенная Суббота

14.04.2017

Великая Суббота – это суббота накануне Пасхи. Церковь в этот день вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение.

Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христианского учения. Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую Пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно (ввиду наступающего дня субботнего покоя) погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), которая находилась в саду, неподалеку от места Распятия.

К двери гроба по обычаю того времени привалили большой камень. Прообразом нахождения во гробе, указанным Самим Спасителем, является пророк Иона. Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на следующий день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя.

Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю Великую Субботу провели в покое. А на другой день, женщины, следовавшие за Иисусом, придя очень рано утром ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в Великую Субботу покоится телом во гробе, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа.

Событие сошествия во ад упоминается в апостольских посланиях, о нем пророчески сказано в псалмах и о нем свидетельствует церковная традиция. Смерть и сошествие во ад стали последним шагом самоумаления Господа. Вкусив смертного тления, т. е. разлучения с душой, тело Господа не подверглось истлению, т. е. физическому разложению, ибо Вторая Ипостась Пресвятой Троицы восприняла человеческую природу — совокупность души и тела произошло полностью и навсегда, поэтому тело и душа Господа не переставали быть человеческой природой Богочеловека даже и по смерти.

День Христов – для тех, кто через тысячелетия провидели его в тени прообразов и пророчеств. Праведники уже ждали Христа: о Его рождении на земле им рассказал старец Симеон; о Его скором пришествии им проповедал Иоанн Креститель. И вот теперь, с проповедью Евангелия и отпущения грехов, сходит во ад Сам Господь.

С восторгом и неизъяснимой радостью встречает Иисуса Христа сонм праотцев и пророков. Св. Ефрем Сирин так описывает эту встречу: здесь, за мрачными затворами унылого ада, Спаситель «видит Адама, обливающегося слезами; видит Авеля, покрытого кровью, как багряницей; видит Ноя, украшенного праведностью; видит Авраама, увенчанного всякими добродетелями; видит Лота, подвизавшегося в гостеприимстве; видит Иова, сияющего терпением; видит Моисея, посвященного Божиими перстами.

Приходит к Навину, и он окружен воинством; подходит к Самуилу, и он блистает помазанием царей; идет к Давиду, и он погребен со псалтирью; приступает к Елисею, и он облечен в милоть. Исаия с радостью показывает главу, отделенную у него пилою.

Иона славится спасением ниневитян. Светозарны очи Иезекиилевы от страшных видений. На ногах Данииловых свежи еще лобзания львов. Дружина Маккавеев окружена орудиями мучений. Глава Крестителева сияет усекновением.

Видит и святых жен, которые ни в чем не уступили мужам. Видит всякого праведника, взирает на всякого пророка – и проповедует: «се Аз!» (вот Я!). Ад затрепетал при встрече со вторым Адамом. Сокрушились заклепы адовы. Кончилось владычество смерти и диавола. Искуплены все праведные, которых поглотила смерть.

События Великой Субботы, наряду с Распятием и Воскресением Христовым, имеют решающее значение для человечества, поэтому три дня, посвященные воспоминанию этого – Великие Пятница, Суббота и Пасха, – являются центром всего церковного года.

Протоиерей Александр ДУБАСОВ

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.