Раны душ наших

23.02.2013

Как незаметно летит время! И вот уже через неделю, за праздником «Сретения Господня», великопостная Триодь вступает в свои права[1]. Неделя о Мытаре и Фарисее. Именно так называется первая подготовительная к Четыредесятнице седмица[2].

Наступает время, когда Церковь сугубо обращается к каждому из нас с призывом: внимательно присмотреться на рисуемую в притче картину. Накануне мы слышим песнопения, которые не могут не тронуть тонких струн нашей души. «Мытареву притчу вси уразумевше умом, приидите поревнуим слезам, дух сокрушенный Богу приносяще, ищуще оставления грехов»[3].

Как много в этой жизни есть того, что нас ранит и зачастую смертельно! Желаем ли мы разглядеть эти раны, или не обращаем на них никакого внимания, давая им возможность еще больше кровоточить…

«Два человека вошли вхрам помолиться: один фарисей, адругой мытарь. Фарисей, став, молился самвсебе так: Боже! благодарю Тебя, чтоянетаков, какпрочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи,или какэтот мытарь: пощусь двараза внеделю, даюдесятую часть извсего, чтоприобретаю. Мытарь же, стоя вдали, несмел, даже поднять глаз нанебо; но, ударяя себя вгрудь, говорил: Боже! будь милостив комнегрешнику! Сказываю вам, чтосейпошел оправданным вдомсвой более, нежели тот: ибовсякий, возвышающий самсебя, унижен будет, аунижающий себя возвысится» (Лк. 18; 10-14).

Такими строгими словами заканчивается Евангельское повествование. Великий из святителей Иоанн Златоуст так говорит об этом: «…Подлинно ничто такнеотвращает милосердие Божие ипредает такгеенскому огню, какстрасть гордыни. Еслионаприсуща нам, то, какие подвиги бымынесовершали, воздержание ли, девство ли, молитву ли, милостыню ли, всянаша жизнь становится нечистой…»[4].

Казалось бы, в одном храме, объединяющем всех, встречаются два соплеменника, но как оказывается, таких разных по духу. Как это понятно в современном мире, который пытается разделять нас, даже в таких святых местах. Очень сложно зачастую человеку, знающему много, считающему себя верующим во всей полноте, попытаться увидеть немощи, беспомощность других. Это ведь так просто, пройти стороной мимо того, кто в направление к Богу, делает свои первые неуверенные шаги! А тем более, если мы его знаем по прежней, не совсем благообразной жизни.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»- будем мы слышать вновь и вновь! Мне и только мне, моей израненной душе, волнующейся в пучине «житейского моря»!

Невольно на ум приходит одна незатейливая история, которая живописует многих, многих из нас.

В одном городе жило пять сироток, и однажды царь той страны сжалился над ними и решил взять в свою семью. Люди говорили деткам, что только те, кто обладает великими дарованиями, смогут жить во дворце. Каждый из ребят стал трудиться над подарком для царя: один вырезал изделие из дерева, его сестра изображала на листе красоту неба, другая девочка училась красиво петь, а ее брат решил удивить царя своей мудростью, а потому допоздна изучал множество книг. Но одна маленькая девочка не умела ни рисовать, ни петь хриплым голосом, ни даже читать. У нее не было подарка для царя. Единственное, что у нее было, так это доброе сердце. Она стояла у городских ворот и помогала путникам почистить и накормить их лошадей. Однажды к городским воротам подъехал незнакомец и попросил девочку накормить его осла. Девочка с радостью согласилась и заботливо спрашивала у путника: «Вы, наверное, устали после долгой дороги? Не хотите ли присесть отдохнуть? Вы хороший. С вами приятно быть». Вскоре он вернулся к тем же воротам. «Вы нашли того, кого искали?» — спросила девочка. «Я нашел их, но у них не было ни минуты времени, чтобы просто поговорить со мной. Один занимался резьбой по дереву, другая рисовала, третья занималась музыкой — они не хотели, чтобы их кто-нибудь отвлекал. Еще один мальчик, которого я искал, уехал в город, где поступил в университет». Малышка удивлялась: «Так это мои братья и сестры.… А Вы и есть тот самый царь, которого мы ожидаем?!» «Да, и я нашел свое драгоценное сокровище — ты моя любимая дочь»[5].

Я думаю, каждый бы из нас хотел, что бы эти заключительные слова были обращены к нему. Узнать в лице обычного странника — «Царя-Царей», как оказывается сложно, а для многих практически невозможно. А ведь часто вчитываясь в слова Писания, мы слышим нестареющие слова Господа: «…И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25. 40).

Дай же Бог, что бы мы, по слову святителя Феофана Затворника ревновали о добродетели, сна не давая очам своим, чтоб не пропустить случая к добру. Не допускали недоброго чувства и не ослабевали в ревности: но надежду спасения всю полагали на Господа, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор.1.30).

Священник Борис Бароев,

настоятель храма Рождества

Христова п. Алтынай



[1]Богослужебная книга, содержащая службы Великого поста.

[2] Сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост); сорок дней … Краткий церковнославянский словарь

[3] Триодь Постная. Неделя о мытаре и фарисеи. Канон на утрени, песнь 5-я, тропарь 4-й. Ср. греч. текст: Τριώδιον κατανυκτικόν. κδ. ΦΩΣ. θναι. Σ. 7.

[4] Иоанн Златоуст т.12, ч.2.Слово 16 « О высокомерии и тщеславии».

[5] См. полный рассказ «Подарки царю» в книге Макса Лукадо «Рассказы из разных книг» на молодежном христианском сайте «Единственный путь»: http://one-way.ru/lucado/?book_id=0.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.