Репортаж с выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке»

13.02.2015

В Свято-Троицком соборе Каменска-Уральского продолжает работу выставка памяти пострадавших за веру. Она рассказывает о людях, сохранивших в советские времена безбожия верность Богу и самим себе.

— Начиная с 1917 года и примерно до середины 1940-х годов епископское служение однозначно понималось как кратчайший путь на Голгофу, — рассказывает посетителям экскурсовод.

Почему до конца 40-х? Потому что потом репрессировать было уже некого: к 1938 году на Урале не осталось ни одного епископа… Они первыми попали под прицел советского государства как «организаторы контрреволюционных элементов».

…Епископ Андроник (Никольский), 1870 г.р., был очень образованным человеком. Состоял членом Японской духовной миссии, знал японский язык. С 1914 — епископ Пермский и Соликамский, с 1915 г. — архиепископ. К приходу большевиков владыка отнесся крайне негативно. За всеми церковными службами обличал новоявленную советскую власть за алчность, бесстыдный обман народа, беззаконие и нравственную гибель.

В мае 1918 года он возглавил общегородской крестный ход, на который вышли тысячи людей. Незадолго до своего ареста написал: «На случай ареста оставляю распоряжение о закрытии всех градо-пермских церквей». Целью такой «забастовки» было заставить советскую власть считаться с народом. Архиепископ был арестован, его пытались заставить отречься от данного распоряжения. После отказа предложили выкопать яму и лечь в нее. Забросав землей, несколько раз выстрелили и прокололи штыками…

— Не только епископы оказались на пути безбожной власти, но и простые священники, и миряне, — продолжает экскурсовод.

…Священник Иоанн Шишов, 1865 г.р. Образованный человек, просветитель, катехизатор. Собирал народ и проводил духовные встречи, был любим паствой. Кстати, он наш земляк: родился в селе Пирогово, служил в Покровской церкви Колчеданской женской общины. С 1900 года переведен на первую священническую вакансию к Георгиевской церкви села Мироновское Верхотурского уезда.

Когда в 1918 году на Урале была объявлена мобилизация в ряды Красной армии, то большинство мужчин, недавно вернувшись с фронтов первой мировой, отказывались снова воевать. В селе Мироново и окрестных селах и деревнях насчитывалось до двух тысяч уклонистов. К организации такого протеста красные сочли причастными нескольких священников. Вскоре те приняли мученическую смерть. Отца Иоанна Шишова расстреляли на глазах у сына…

— На этом стенде — фото сборного призывного пункта, — показывает гид. — Бойцы Красной армии собираются выступить для подавления протестов со стороны местного населения. Кстати, в 1918 году Красная армия насчитывала 5,5 миллиона человек, из которых только 1 миллион сражался на фронтах: подавляющее большинство бойцов РККА занималось подавлением мятежей и восстаний. Были на Урале и карательные отряды. Один из них — «Красные орлы»…

Действовал на Урале и китайский карательный батальон. В результате массовой мобилизации на первую мировую войну на металлургических заводах Урала возникла нехватка неквалифицированных кадров. Этот дефицит ликвидировали за счет приглашения рабочих из Китая. А потом, в ходе революционных событий, китайцы стали присоединяться к красным войскам. Китайский карательный отряд отличался особо жестокими пытками…

…В 1922 году советская власть проводит кампанию по изъятию церковных ценностей. Ей предшествует неурожай 1921 года и последовавший голод. Кстати, церковь первой откликается на беду: собирает деньги в фонд голодающих. Но государство отвечает Декретом ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Согласно этому документу изымают не только почитаемые иконы, но и священные сосуды, к которым, по церковным канонам, могут прикасаться только священнослужители. В связи с «противостоянием закону» вновь начинается волна арестов, расстрелов…

Потом идет колокольная кампания (колокола снимали для литья монет). Потом — массовое разорение святых мощей. А дальше следует затишье до 1927 года. А в 1929-30 годы проходит кампания по разрушению храмов и новая волна гонений. Многие храмы были закрыты, многие снесены. Но все это не привело к исчезновению Церкви.

…Необычна судьба священника Михаила Суханова. Когда его отец-священник Федор Суханов был расстрелян, мать с семью младшими сыновьями приехала к старшему сыну. Отец Михаил всех принял и обо всех заботился. Но потом понял, что оставаясь в семье, навлекает на нее гнев советской власти. Переехал под Копейск: там, скитаясь по домам, тайно совершал службы. НКВД охотилось за священником, разрабатывало ловушки, но он от них уходил. Его спасали людская помощь и то, что он нигде не задерживался более чем на 24 часа. Умер на свободе в начале 1950-х гг.

…Одним из «подпольных» священнослужителей был священник Михаил Мягков. После закрытия храма в Челябинской области, где он ранее служил, переехал в нашу область и устроился рабочим на Верх-Нейвинский завод. На стенде — копия его трудовой книжки: он работал слесарем, каменщиком. В 1940 году, после закрытия последнего действующего храма в Верх-Нейвинске, отец Михаил объединился с монахинями бывшего Введенского женского монастыря и начал совершать богослужения у себя дома при закрытых ставнях. Продолжая работать на заводе, он тайно крестил детей, освящал дома, служил панихиды. Умер своей смертью в 1953 году…

Выставочные стенды рассказывают еще о многих людях и событиях. Рассказ о них на сайте Каменской епархии мы продолжим…

Выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке» пробудет в Свято-Троицком соборе Каменска-Уральского до 8 марта. Приглашаем ее посетить всех желающих. По заявкам будут организованы и групповые экскурсии. Посещение выставки бесплатное.

На время выставки ее организаторы с благодарностью примут в качестве новых экспонатов фотографии, старые рукописные молитвословы, самодельные иконы и другие живые свидетельства веры, сохранившиеся с времен официального советского безбожия. Эти предметы по окончании выставки будут возвращены своим владельцам.

Адрес Свято-Троцкого собора: г. Каменск-Уральский. ул. Ленина, 126. Тел. 8(3439)34-17-75

Наталья Лисовая

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.