Спас: на водах, на холмах, на холстах

31.07.2015

В преддверии Успенского поста поговорим о происхождении и духовном смысле праздников, называемых в народе Спасами.

Христианству более 2000 лет, и оно имеет богатую богослужебно-обрядовую историю. Для нас это сокровище в духовном, культурном и интеллектуальном смыслах. Но для кого-то может обернуться проблемой, которая встанет между Богом и ищущей Его душой, поэтому мы сочли необходимым дать краткое разъяснение по этой теме.

Под первым Спасом (14 августа) надлежит понимать празднование, посвящённое Константинопольскому обычаю износить Честное Древо Креста Господня на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года, как то известно из хроник 16 века: «Крестися князь великий Владимир и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды совершается до или после Литургии. Есть традиция освящать и новые колодцы, окрестные водоемы. Второе название праздника Спас на водах.

Также в этот день совершается освящение мёда нового сбора (т.н. медовый Спас). Принято дарить друг другу баночки с этим лакомством, печь медовые коржики и пряники. Верующие оставляют медовые подношения в церкви, одаривают ими пожилых людей, детей и просящих подаяние. Есть даже поговорка: «На Первый Спас и нищий медку покушает».

Второй Спас на холмах (19 августа) праздник Преображения Господня, когда вспоминается как Господь накануне своих страданий во уверение своих учеников явил несотворённый свет Своей Божественной славы на горе Фавор (Лк.: 9).

Святитель Григорий Палама пишет: «Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божественного естества, поэтому и Несотворённый, Божественный».

«Великое зрелище Преображения Господня есть тайна восьмого дня, т.е. будущего века…». Христианам важно понять, что «истинную красоту свойственно созерцать только очищенному умом…то есть, всецело проникнутые Божественным светом узрят Христа…». В этот день принято освящать яблоки и другие плоды нового урожая, поэтому Спас называют яблочным. Можно угощать освященными яблоками всех, даже незнакомых людей.

Третьим Спасом (29 августа) именуют празднование в честь Нерукотворного Образа Господа Нашего Иисуса Христа. Это Спас на холстах, т.к. Нерукотворным Образом называется отпечаток лика Спасителя на ткани. Он был передан для исцеления от проказы Эдесскому царю Авгарю. В 944 году 29 августа этот Нерукотворный Образ был перенесён в Константинополь.

Для нас важно, что Сам Спаситель даровал это изображение и, хотя этот эпизод отсутствует в Евангелиях, но в 8 веке защитники иконопочитания указывают на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Эдессе, как на общеизвестный факт.

В этот день в церкви освящают хлеб из муки нового урожая и первый ореховый сбор, поэтому Спас называют хлебным или ореховым.

Три Спаса связуют Успенский пост, как бы лейтмотивом, обозначая тему спасительного для человечества соединения посредством Святого Духа и Пречистой Девы Божества и человеческого естества, которое приносит нам исцеление от греха болезней и смерти.

Подробнее об этих темах можно прочитать в трудах святых отцов Церкви: в «Тридах» свт. Григория Паламы, в Минеях свт. Димитрия Ростовского, в книге прп. Иоанна Дамаскина «Три слова в защиту иконопочитания».

Иеромонах Спиридон (КАРЕПИН)

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.