Управляющий Каменской епархией совершил в Свято-Троицком кафедральном соборе вечерню Великого пятка с выносом Святой Плащаницы

18 апреля 2014 г, в Великую пятницу, епископ Каменский и Алапаевский совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Свято-Троицком кафедральном соборе Каменска-Уральского.

В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.

После выноса Плащаницы Правящий архиерей обратился к верующим с архипастырским словом:

Дорогие братья и сестры!

Сегодня по традиции перед Плащаницей священники, архиереи говорят слово. Хотя, наверное, это самая сложная проповедь, которую приходится произносить в течение года. Бывает очень непросто сказать слова людям, которые пришли на погребение, на отпевание своего родственника, близкого. Очень трудно попасть в их настроение, в их переживания, в их скорбь, чтобы слова священника были приняты. Но говорить слово перед Гробом Господа практически невозможно.

Я думаю, что в тот день, это, несомненно, никаких речей перед гробом Господа не было. То, что произошло, как сейчас сказали бы на нашем новоязе, все были «в шоке»: и близкие ученики, и те, кто распинал, и те, кто смотрел, и архиереи, и даже сама природа. Все трепетало, земля тряслась. Я уже говорил, что католики обращают большое внимание именно на сами страдания Спасителя, и даже Великая Пятница для них более значима, чем воскресный день. Но мы празднуем Пасху, и мы смотрим не только телесным зрением на то, что происходит, но духовным зрением. И никогда не делали большого акцента на самих страданиях. Мы всегда смотрели на смысл происходящего, в первую очередь. И нам по жизни важно смотреть не на то, что происходит, а понимать смысл того, что с нами происходит и, в конце концов, разобраться со смыслом своей жизни, потому что относительно каждого человека у Бога Свой Промысел, и у каждого человека свое призвание, своя судьба.

Но в одном все мы одинаковы: что, если мы родились, мы умрем. Потому что смерть переходит к нам от родителей, она уже живет внутри нас, она развивается, растет вместе с нами и, в конце концов, она нас преодолевает. Но со Спасителем было совсем не так! При рождении непорочном от Девы Он не воспринял в Себя нашу смерть, Он ее принял добровольно, это Его выбор, это не итог Его жизни, пусть даже временно оборвавшейся. Он не должен был умереть никогда, как и первые люди, если бы они не согрешили. Почему Он умер? Потому что Он взял чужой грех на Себя, чужой для нас, потому что мы воспринимаем друг друга, как чужих людей, в отличие от Бога. Он нас чужими не воспринимает. Он дал новый принцип жизни, когда мы можем отвечать за других, страдать за других, а не отрицаться от других, как сделал Адам, как сделала Ева. И это раздирание природы пошло от первых людей. Мы друг другу не братья, не сестры, по крайней мере, не чувствуем этого, не живем так. В отличие от нас Господь не должен был пострадать, но пострадал за нас, вместо нас. И чудо еще в том, что Он с нами соединился в единую плоть, в нас течет Его Кровь, мы соединяемся с Ним подобно тому, как привитая ветвь прививается к дереву, в Таинстве Крещения, и вместе с Ним войдем в вечную жизнь.

В данном случае Господь идет туда, где были люди, но где Бог не должен был быть: Он идет в ад, спускается туда и в этом был самообман сатаны: он думал, что он победил, но он проиграл; что Бог не просто спит и отдыхает, Он работает, Он сходит в ад и разрушает ад, соединяется с теми, кто там находится и изводит их оттуда. В Ветхом Завете от сотворения мира все люди сходили в ад, в шиол, хотя и там участь у людей была разная: было лоно Авраамово, где покоились в большей степени праведники, но не один из них, в том числе Иоанн Предтеча, величайший от рожденных женами, который пострадал незадолго до Спасителя — все они сходили в шиол, никто из них не восходил в рай, кроме тех пророков, которые были взяты на небо живыми. Это схождение в ад переменило, перевернуло структуру мира. Для нас почти ничего не изменилось, но изнанка мира или та сторона мира, которая вывернута наизнанку, люди вышли из ада и теперь, умирая, они покоятся, как покоится Господь в этот седьмой день, в день субботний. И мы живем в седьмом дне, весь наш мир сейчас находится в седьмом дне, в дне покоя, в который Господь почил от дел Своих, которые начал созидать. Но Промысел Божий, конечно, и сейчас продолжается, поэтому сейчас, когда человек умирает, если он пожил праведно, он сразу восходит в то место, где душа его утешается, в то место, которое мы называем «раем», хотя слово «место», может быть, не совсем соответствует к тому, что относится к вещам духовным, к миру духовному, но мы так говорим. И все ожидают теперь наступления восьмого дня, как мы ожидаем сейчас наступления Пасхи, Воскресения.

Наша жизнь часто проходит в суете, в заботах, мы раздражаемся по поводу глупостей разных, переживаем, а главное проходим мимо главного, мы не прикасаемся, но сегодня те, кто собрались здесь, собрались, чтобы подумать о главном. А главное в нашей жизни — это Бог, Иисус Христос, которого Он послал, и в этом будет жизнь вечная. Как Господь Сам сказал в Своей последней молитве ко Отцу, что » Сия же есть вечная жизнь, да знают Тебя единаго истиннаго Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа (Ин 17:3)». Поэтому здесь, начиная богопознание, приобщаясь, воссоединяясь с Богом в такие дни надо быть уверенными в том, что когда наше время на Земле иссякнет, закончится, мы имеем большую надежду войти в рай и упокоиться от трудов, от суеты, страстей, болезней, от всяких огорчений, а в будущий век войти вместе со Христом. И ради этого Он лежит во гробе.

Сегодня ночью управляющий Каменской епархией совершит в преображенском мужском монастыре Каменска-Уральского утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа и Божественную литургию св. Василия Великого. Начало богослужения 19 апреля в 00-00 ч.

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.