В День Торжества Православия епископ Каменский и Алапаевский Мефодий совершил богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе

Сия вера апостольская,сия вера отеческая,сия вера православная,сия вера Вселенную утверди(из молитвословия Чина Православия)

9 марта 2014 г. в День Торжества Православия, управляющий Каменской епархией епископ Мефодий, совершил богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе Каменска-Уральского.

В течение первой недели Поста Преосвященный Мефодий посещал приходы Каменской епархии, где вместе с паствой возносил особые молитвословия, присущие только для этого времени: в первые четыре дня был прочитан Великий канон прп. Андрея Критского, в среду и пятницу совершены литургии Преждеосвященных Даров. В пятницу верующие в утешение духовное и телесное укрепление получили освященное коливо (пшеница или рис, сваренный с медом).

Воскресную Божественную литургию соборно с епископом совершили благочинный Каменского церковного округа протоиерей Евгений Таушканов, секретарь Каменской епархии протоиерей Николай Гвоздев, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Григорий Герасимов.

По окончании богослужения Владыка Мефодий обратился к верующим с архипастырским словом, в котором рассказал о ереси иконоборчества и разъяснил правильность иконопочитания для православных христиан. Владыка предостерег верующих от уклонения в языческое иконопочитание.

— Иконы – это не картинки, это откровение Божие о людях, о Боге. Это то же самое, что Евангелие в красках, благовестие в красках, отметил владыка Мефодий. – Молясь перед иконой, мы должны понимать, что не мы смотрим на Бога, а Бог смотрит на нас, не мы смотрим на иконостас, а иконостас смотрит на нас. Мы всего лишь приёмники благодати. Мы молимся и понимаем, что находимся перед очами святых, перед очами Божиими. Иконы ставят нас перед их лицом.

Венцом завершившейся недели стало – «Торжество православия». Архипастырь и духовенство Каменского благочиния в воскресенье вечером в Свято-Троицком кафедральном соборе совершили Чин Православия.

По окончании молебного пения епископ Каменский и Алапаевский Мефодий обратился со словами напутствия к пастве. Епископ Мефодий напомнил присутствующим историю иконоборчества и установления догмата иконопочитания. Кроме того, Владыка напомнил верующим о том, что нужно всегда благодарить Бога за то, что Он призвал нас в свою Церковь, дал нам возможность спасения, но при этом помнить, что спасение дано не всем: «… поэтому нужно вооружиться не только молитвой, но и знанием, любовью и милосердием для того, чтобы привести ко Христу наших братьев», — сказал в заключении Архипастырь.

О ЧИНЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

После 1917 г. анафематсвованы: «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918 г.), несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960 гг.). В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.