В престольный праздник в Преображенском мужском монастыре была совершена Литургия архиерейским чином

23.05.2015

В день памяти святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца епископ Каменский и Алапаевский Мефодий возглавил Божественную литургию в Преображенском монастыре Каменска-Уральского.

22 мая верующие православной Церкви отметили день памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Этот праздник для Преображенского мужского монастыря является престольным.

По прочтении Евангелия владыка Мефодий обратился к верующим со словами проповеди. Архипастырь объяснил, почему святая Церковь почитает останки умерших святых.

Не только умершим святым, но и всем почившим в вере христианам мы отдаем почести. Например, когда приходим на их могилы, общаемся с ними. В некоторых же других религиях нет почитания тел умерших: считается, что тело — это темница души.

В христианской Церкви — иное откровение. Тело делает человека подобным Богу. В этом смысле человек подобен Богу более ангелов.

Сам Христос — Бог воплощенный: это Бог, который оделся в плоть человеческую — не только в тело, но и в душу. И, подобно тому, как во Христе сочетаются Божество и плоть, так и у человеческой души — духовного естества — есть тело.

Человек, в отличие от ангелов, но подобно Богу, является духом животворящим: он живит свое тело, а также распространяет благодать на все, что его окружает. Места, где подвизались святые, исполнены особой благодати: мы получаем ее, когда там бываем.

Кроме того, человек способен творить, что не присуще ангелам. Человек, как и Бог, является творцом. Люди творят храмы, пишут книги, совершают открытия, то есть творят из того, что сотворил Бог, Бог же творит из нечего.

Есть и такой аспект: ангелы не могут страдать и каяться, как люди- они совершены и безгрешны и пребывают в таком состоянии вечно. А человек страдает, например, когда болеет. Чаще всего именно болезнь и приводит его к покаянию. И даже впав в тягчайший грех, человек может покаяться и обратиться к Богу, пока он в теле. Но после смерти, когда дух выходит из тела, уже нет покаяния… Потому и нет церковного отпевания и поминовения тех, кто умер во время совершения смертного греха (например, самоубийц), чтобы другие люди подобным образом не совершили ошибки…

И самое главное — это то, что тело, принадлежа человеку, вместе с тем и являет этого человека, его личность. Церковное учение говорит, что человек — это не только тело и не только душа, имеющая дух животворящий, но также и личность, лицо. И, разлучаясь с телом, душа не становится «кем-то другим». Само лицо не теряет ни свою душу, ни свое тело. Оно находится вместе с душой и телом…

Поэтому мы и приходим к останкам святых, молимся, приобщаемся к ним как к живым. И Святое Причастие совершается на престоле, под которым полагаются частицы святых мощей. Вшиты они и в антиминс, на котором совершаются таинства…

Через святые мощи мы получаем благодать Божию. Бог с нами, но в силу своей греховности мы не вполне это ощущаем.

Во время и после богослужения все прихожане смогли приложиться к мощам святителя Николая Чудотворца: ковчежец с частицей святых мощей с декабря прошлого года постоянно пребывают в монастыре, но устанавливается посреди храма лишь в честь больших праздников.

Наталья Лисовая

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.