К 160-летию прихода во имя Тихвинской иконы Божьей Матери села Волковское Богдановичского района

13.05.2022

13 мая 2022 года исполняется 160 лет со дня освящения первого теплого (зимнего) придела во имя святителя Василия Великого храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери в с. Волковском Богдановичского района. 

Современное село Волковское расположилось на обоих берегах реки Большая Калиновка (правого притока Пышмы) и окружено берёзовым лесом. В двух километрах на север от села проходит современный Сибирский тракт.

Согласно имеющимся историческим данным деревня Волкова возникла приблизительно в 1674-1676 году. Название свое получила, по преданию, от первого жителя этой местности по фамилии Волков. Главной заботой обитателей д. Волкова, конечно, был хлеб насущный. На обживаемых плодородных землях сеяли, в основном, рожь и овес. Ремеслами и торговлей жители деревни не занимались.

В ходе областной реформы 1708-1710 года д. Волкова, находившаяся в составе Калиновской слободы, вошла в Каменский дистрикт Тобольской провинции Сибирской губернии. В документе 1709 года говорится о разорении деревни башкирами. В Петровской переписи населения 1719 года в деревне значится 15 дворов и семья одного бобыля. В 1723 году д. Волкова в составе Калиновской слободы передали из ведения Тобольска в ведомство Екатеринбургских казённых заводов, на которых теперь стали работать местные крестьяне. 

Немало было ушедших в рекруты; редко кто из них возвращался обратно в деревню. Но были исключения. Так, к листам ревизии 1745 г. оказалась подклеенной бумага, своего рода справка, об истории Ивана Екимова Гребенщикова, отданного в 1720 г.(?) в солдаты. Однако вскоре он заболел и был отпущен из армии, но, по непонятным причинам, оказался без паспорта. Только к середине 40-х гг. после многолетней волокиты он, наконец, стал «пашпортным» крестьянином.

В начале 1780-х годов велось строительство Сибирского тракта, проходящего примерно в двух верстах от д. Волкова. Вне сомнения, волковских крестьян тоже заставили валить деревья, корчевать пни, возить землю и песок, а затем — обкапывать дорогу глубокими канавами и обсаживать березами. Теперь, рядом с Волковой, стал проходить важнейший путь сообщения.

В 1800 году в шести верстах от д. Волкова в деревне Чернокоровской поставили храм во имя апостолов Петра и Павла, куда стали ездить на церковные службы жители деревни. 

В начале августа 1812 г. в Волкову пришла весть о вступлении войск Наполеона в Россию. Священнослужители с амвонов церквей в Калиновском и Чернокоровском зачитали своим прихожанам правительственный манифест о начале войны с французским императором. А в начале следующего 1813 г. жители деревни с облегчением узнали об изгнании неприятеля из российских пределов.

С 1837 года, с исчезновением слобод, деревня Волкова стала относиться к Калиновской волости Камышловского уезда Пермской губернии. 

После отмены крепостного права в 1861 г. только к 1866 г. появился закон, согласно которому земля государственных крестьян сохранялась за сельскими обществами – так было сделано и в д. Волкова.

Еще в конце 50-х гг. XIX в. было решено построить в дер. Волковой свою церковь. На средства прихожан и добровольных жертвователей, в 1861 г. началось строительство кирпичного двухпрестольного храма. Закончилось, в основном, строительство уже в 1863 году.

 Тихвинскую церковь возвели по наиболее распространенному в те годы типовому проекту в эклектичном стиле. Отличается лишь оформление портала при входе в храм. Несмотря на типовой облик, Тихвинская церковь красиво смотрится благодаря своему местоположению на отрытом холме, у речки Большая Калиновка, без соседства с другими зданиями.

С открытием церкви в 1862 году деревню Волкову стали именовать селом Волковским, которое относилось к Калиновской волости Камышловского уезда Пермской губернии. Позже – к Камышловскому уезду Екатеринбургской губернии. 

В мае 1886 года главный храм Тихвинской церкви посетил Нафанаил, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В его дневнике повествуется об этом так: «Из Чернокоровского отправились мы в сторону версты на полторы с трактовой дороги в село Волково, не назначенное по маршруту, где служили молебен и заключили его крестным ходом вокруг храма. В летнем храме нашел я иконостас и ковчег на престоле, по небольшому приходу, очень хорошим; но иконостас теплого храма требует возобновления, которое по недавнему пожару, испепелившему 80 приходских домов, поневоле должно было остановиться до времени». Вокруг церкви была сооружена обширная каменная ограда, сверху имевшая кованую решетку. 

В 1862 году 13 мая освятили теплый храм во имя святого Василия Великого. Главный престол церкви – холодный храм – освящен в 1878 году во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1895 году при церкви была открыта церковно-приходская одноклассная школа, которая находилась в каменном прицерковном флигеле, сохранившемся по нынешнее время (2010 год). В «Епархиальных ведомостях» за 1910 год среди наиболее ревностно относившихся к своему делу руководителей школ Камышловского уезда значились: «Волковский (1 округа) заведующий и законоучитель священник И. Алексеев, учительница М. Верхоглядова и помощница учительницы А. Алексеева (вероятно, супруга священника матушка Александра.)».

Стены Богородице-Тихвинской церкви видели не только печальные дни, но и торжественные службы по большим праздникам, знавали даже и романтические истории. К примеру, 9 ноября 1884 г. в церкви была крещена в православие девица Евдокия, 1863 г. рождения, дочь крестьянина деревни Колесниковой Федора Петрова Ширыкалова, состоявшего в «расколе Австрийской секты» (Отметим, что в селе Волковском в отличие, скажем, от близлежащего Чернокоровского, сектантов никогда не было). Сразу после этого состоялось венчание с ней сына местного псаломщика почетного гражданина Сергея Васильева Неуймина. Вероятно, любовь молодых людей преодолела немалые препятствия.

А вот в мае 1883 г. к Волковской церкви подъехало несколько колясок из далекого Камышлова. Венчались камышловский мещанин А. М. Салтыков и мещанская вдова М. А. Коурова. Свидетелем по невесте был титулярный советник В.И. Ляпустин. Что заставило их ехать в отдаленную церковь, подальше от своих многочисленных знакомых и родных – неизвестно.

В 1896 г. каменную колокольню пришлось разобрать, так как в ней образовались трещины. Через три года был представлен проект на постройку новой, которая и была вскоре построена.

После Октябрьской революции 1917 года правительство советской России проводило политику по отделению Церкви от государства, экспроприировало церковные ценности в казну государства, а церковные здания закрывали для богослужений и передавали в ведомство местных властей для хозяйственных нужд. 

Так произошло и с храмом Тихвинской иконы Божией Матери села Волковское Богдановичского района. В 1922 году из храма забрали ценности. Вес серебряных изделий составил три килограмма (изъято 7 фунтов, 34 золотника серебра (3 кг). 

Закрыли храм для проведения богослужений в 1929 году, здание перешло к местным властям для хозяйственных нужд. Всю утварь, иконы, колокола вывезли в неизвестном направлении. 

Есть у Тихвинского храма свой святой небесный покровитель: с историей церкви связана судьба священномученика отца Стефана Луканина, который служил в храме священником с 1878 по 1888 годы.

 Церковный причт тогда состоял из священника и псаломщика. Священниками Богородице-Тихвинской церкви села Волковского были: Федор Андреевич Бельтюков (1862-? — 1871-?); Стефан Васильевич Луканин (1872-? — X.1888); Андрей Матвеевич Максимов (4.II.1889 -?); Иоанн Симеонович Алексеев (? — IV.1912); Иоанн Анциферов (V — VII.1912); Алексей Александрович Ребрин (VII.1912 — 1929-?).

Священномученик Стефан Луканин родился в 1845 году в семье пономаря Василия Луканина.

После окончания Пермской Духовной семинарии он женился и был рукоположен в сан диакона, а через пять лет, в 1869 году, во иерея. Отец Стефан был направлен на служение в село Волковское Камышловского уезда, а в 1888г.

Одновременно с совершением священнического служения он был назначен следователем по 4-му округу Камышловского уезда, что свидетельствовало о доверии и уважении к нему духовного начальства. В 1896 году он по собственному прошению был перемещен к церкви во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского Сосьвинского завода Верхотурского уезда.

Один из самых молодых на Урале, этот завод был основан неким иностранцем фон Талем в 1880 году на месте впадения реки Ольта в Сосьву. В заводском поселке была построена часовня. Уже в 1882 году заботами управителя А. В. Никитина она была преобразована в церковь и освящена во имя Святого Князя Александра Невского. В то время, когда отец Стефан служил в Сосьвинском заводе, там произошел большой пожар, деревянное здание церкви сгорело, и службы пришлось совершать в перестроенном под церковь бараке.

С 1898 года местом служения батюшки стала Богородичная церковь села Кабанского Шадринского уезда. Прослужив в ней до 1901 года, он был переведен к Покровской церкви Колчеданской Покровской женской общины, расположенной на левом берегу реки Исети, приблизительно в 69 километрах от Камышлова. Община была основана в 1805 году по инициативе благочестивой жительницы поселка Татьяны Титовой, в 1865 году Высочайше утверждена, а вскоре после перехода в нее отца Стефана получила статус монастыря.

Кроме священнического служения, отец Стефан занимался преподавательской деятельностью, и в 1904 году за 25-летние труды по народному образованию его наградили орденом Святой Анны III степени. К тому времени за свое усердное служение он уже удостоился и другой церковной награды – камилавки. В 1913 году он был награжден также наперсным крестом.

В 1907 году отец Стефан последовательно служил в Свято-Троицкой церкви села Топорищевского Шадринского уезда и в приписной Иоанно-Златоустовской церкви деревни Водолазовой. В это время батюшке пришлось пережить тяжелое искушение. 10/23 сентября 1907 года псаломщик Иоанно-Златоустовской церкви Василий Коровин подал Преосвященному Владимиру, архиепископу Екатеринбургскому и Ирбитскому, жалобу на отца Стефана. Он обвинял его в небрежном отношении к Святым Дарам и вообще к совершению Божественной литургии, а также в присвоении денег, пожертвованных в местный Комитет по постройке храма. Следствие продолжалось почти целый год. После опроса свидетелей и тщательного рассмотрения дела в Духовной консистории все эти обвинения признали ложными, отец Стефан был полностью оправдан. Кроме того, в указе Духовной консистории от 23 сентября/6 октября 1908 года говорилось о неблагоповедении и нетрезвости самого Василия Коровина: в то время на него в консистории было заведено следственное дело. Вместе с тем в указе содержалась и высокая оценка отца Стефана: поведением он был аттестован отлично-хорошим, судим и штрафован не был. Несмотря на столь благополучный исход дела, для отца Стефана это расследование было связано с тяжелыми переживаниями: как сам он говорил на следствии, донос этот явился для него полной неожиданностью, и он в течение некоторого времени даже не мог прийти в себя.

Так было и в селе Колчеданском. 10/23 июля 1918 года красноармейцы арестовали священнослужителей Сретенского храма: священника Стефана Луканина и диаконов Георгия Бегму и Нестора Гудзовского, причем у отца Стефана перед арестом под видом обыска разграбили квартиру. Псаломщика этой церкви красные отправили на окопные работы.

Арестованных повезли по направлению к станции Синарская, близ которой они и приняли мученическую смерть от рук бойцов 1-го Крестьянского коммунистического полка. 

Перед гибелью все арестованные претерпели страшные мучения: так, 74-летнему отцу Стефану красноармейцы нанесли множество штыковых ран, волосы его были частью выдерганы, частью опалены, левая рука отесана острым оружием. После всех мучений и истязаний священник церкви с. Колчеданского Камышловского уезда Степан Васильевич Луканин был убит 10/23 июля на ст. Синарская.

Уже на следующий день, 11/24 июля, станцию Синарская заняли белые – группа войск Народной армии под командованием подполковника Д. Н. Панкова. Вскоре тела мучеников были найдены в лесу недалеко от этой станции, и 17/30 июля 1918 года священники из села Водолазовского отпели невинных страдальцев. Мучеников похоронили у церкви в селе Колчеданском.

Священномученик Стефан Луканин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года.

Кроме того имеются некоторые сведения и о других священниках, служивших в Тихвинской церкви с. Волковского. Так в частности, в 1993 г. на Ивановском кладбище гор. Екатеринбурга члены Екатеринбургского военно-исторического клуба обнаружили могилу, на памятнике которой сделаны следующие надписи: «Здесь погребен священник Тихвинской церкви села Волковского Камыш. у. Иоанн Семенович Алексеев, священства его было 39 л. // Родился 21 октября 1852 г., помер 24 апреля 1912 г. // Последний дар дорогому папе от дочерей». В «Книге об умерших» кладбищенской ИоанноПредтеченской церкви была сделана запись о том, что священник Тихвинской церкви села Волковского Иоанн Семенович Алексеев (*1852 +1912 г.), закончивший среднее отделение духовного училища в 1877 г. и награжденный в 1902 г. скуфьей, скончался 24 апреля от паралича сердца. Похоронен 26 апреля. Отпевали его священники Александр Вышегородский, Федор Коровин и Виктор Марсов. В нескольких метрах нашел успокоение и прах супруги Иоанна Алексеева, умершей позже.

Общие сведения о Волковском приходе нашли отражение в специальных «Справочных книгах Екатеринбургской епархии» за ряд лет. Приведем в качестве примера данные на 1906 г.: число прихожан – 899 душ мужского пола и 889 женского, число учащихся – 44; жалованье причта – 492 руб.; земли – 36 десятин; доход церкви – 360 руб. Причт живет в деревянных общественных домах; дров положено 10 саженей. Просфирок делается на 24 руб. Священник Иоанн Симеонович Алексеев окончил среднее отделение духовного училища, служит с 1877 г., в качестве награды имеет с 1902 г. скуфейку. Исполняющий должность псаломщика – Иоанн Стефанович Велесов окончил второклассную церковно-приходскую школу, служит с 1903 г.

В советские годы, уже после войны, в 1950 году в здание церкви была переведена сельская библиотека. Помещение приходилось отапливать дровами. Книг было немного. По словам старейших жителей села, первым библиотекарем была бывшая учительница начальных классов Маргарита Яковлевна Филипьева.

После 60-х годов в храме были клуб и библиотека. Библиотекарем была Гребенщикова Галина Алексеевна, киномехаником ее муж – Гребенщиков Анатолий. 

Рядом с храмом старое здание школы, где учителем была Захарова Зоя Михайловна, директором Осинцева Галина Васильевна. После образования совхоза в 1981году в здании храма были столовая, склад. После того, как столовую перевели в новое здание, в храме стали проводить танцы для молодежи. Далее, когда молодежный клуб переехали в подвал сельского клуба, храм стоял бесхозным.

Люди и время сделали свое дело – церковное здание превратилось в настоящие развалины. Когда храм вернули настоящему хозяину – верующим людям – оно представляло собой полуразрушенное здание. Сейчас в отремонтированной зимней части храма восстановлен придел во имя святителя Василия Великого, где и совершаются службы.

10 мая 1991 года был зарегистрирован Приход во имя Тихвинской иконы Божьей Матери с. Волковское Богдановичского района Свердловской области. В состав учредителей прихода вошли следующие жители села:

  • Борноволокова Нина Николаевна, 
  • Бурухина Нина Алексеевна,
  • Казанцева Мария Андреевна, 
  • Латышева Валентина Ивановна, 
  • Малютина Анастасия Алексеевна, 
  • Мозырева Клавдия Антоновна, 
  • Носкова Галина Павловна, 
  • Усольцева Юлия Ивановна, 
  • Уфимцева Мария Васильевна, 
  • Черданцева Анна Александровна. 
  • Мозырева Клавдия Антоновна была избрана старостой.

Пришлось проделать большую работу: зарегистрироваться в Юстиции, Пенсионном фонде, Налоговой инспекции. Оформить в собственность землю и здание храма, составлять отчетность, запрашивать архивные документы.

Большой вклад в работу по возвращению и становлению храма проделали Панов Виталий Викторович, Власова Александра Михайловна, Голдырева Валентина Николаевна и другие жители села.

В 2017 году согласно Указу епископа Каменского и Алапаевского Мефодия председателем приходского совета назначена Власова Александра Михайловна, которая несла свое послушание до 10.01.2022 года, когда в связи с преклонным возрастам ушла на пенсию.

10 января 2022 года согласно Указу епископа Каменского и Камышловского Мефодия новым руководителем прихода стала Бакулина Ирина Александровна.

Сегодня отреставрирована часть здания, где и проходят службы. Прихожане восстановили притвор и трапезную часть храма. Основные реставрационные работы еще впереди. Основной четверик и алтарь пока продолжают разрушаться, но есть надежда на реконструкцию.

Всего на 1 мая 2022 года в селе Волковское Свердловской области постоянно проживают 296 мужчин (43.86%) и 379 женщин (56.14%), но храм посещает пока немного жителей. Все традиционно содержится на средства прихожан.

Среди священников, служивших в храме после его возрождения, мы можем вспомнить о следующих.

13 июня 2011 года Указом Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия за № 216 духовное окормление прихода поручено иерею Александру Геннадьевичу Нечаеву.

В 2016 году службу вел протоиерей Владимир Анатольевич Казанцев.

С 02.04.2021 по 10.03.2022 гг. настоятелем храма назначен иерей Александр Ревхатович Абдулов.

В настоящее время настоятелем прихода является Благочинный Богдановичского округа иеромонах Гавриил (Алексей Юрьевич Горин).

Помогает благочинному по службе в нашем приходе настоятель прихода во имя свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (с. Чернокоровское) иерей Венедикт Александрович Муромцев.

Составитель по открытым интернет-источникам, председатель Приходского совета Ирина Александровна Бакулина.
Под редакцией настоятеля прихода иеромонаха Гавриила (Горина).

Источники:

  1. Воспоминания жителей села Волковское. Документы ГАСО: метрические книги Богородице-Тихвинской церкви села Волковского 1862-1906 гг. 
  2. «Епархиальные ведомости Пермской епархии» (до 1885 г. включительно) и Екатеринбургской епархии (с 1886 г.). 
  3. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Справочная книга Екатеринбургской Епархии на 1906 г. Екатеринбург, 1906.
  4. Священномученик Стефан Луканин. Жизнеописание на сайте Каменской епархии.
  5. Адрес-календари Екатеринбургской Епархии.
  6. Материалы из книг писателя Владимира Николаевича Земцова.

Фотографии храма сделаны в 2013 году фотографом Алексеем Медведевым.
Фотографии с прихожанами сделаны пресс-службой Каменской епархии.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.