Наркозависимость — это проблема психофизическая, социальная, духовная

04.08.2015

О том, как будет отрабатываться модель взаимодействия церковных и государственных служителей в борьбе с наркотической и алкогольной зависимостями, о грани духовного и телесного в человеке, а также о специфике понимания церковью реабилитационного процесса мы беседуем с епископом Каменским и Алапаевским Мефодием, руководителем Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, председателем правления благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского, Членом Общественного совета при ФСКН России, представителем Русской Православной Церкви в Межведомственной антинаркотической рабочей группе Коллегии при Полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе.

— Владыка, как Вы считаете, проблема человека, страдающего наркотической или алкогольной зависимостью лишь в том, что он наркоман (алкоголик)? Или за этой пагубной страстью стоит более сложная проблема личности?

— Хотя наркомания и алкоголизм являются не более чем компонентом жизни конкретного человека, для решения его проблемы необходимо рассматривать всю его ситуацию в целом, а не отдельную ее часть.
Церковная помощь наркозависимым как раз и является всесторонней, помогая решить в целом проблемы данного человека, а не только проблему его зависимости. Человек всегда интереснее своей болезни и гораздо шире ее.

— Можно ли рассматривать проблему наркомании и алкоголизма без учета духовной составляющей?

— Человек — существо духовное и телесное. Если упразднить духовность, то человека просто не будет. Поэтому любую серьезную проблему, касающуюся человека, нужно рассматривать в полноте с учетом его личностной целостности. Личностное существо — это не только тело, но также и дух, душа.
Церковь учитывает духовный компонент как определяющий и первостепенный в человеке. Именно дух определяет устремления личности.
Человек в церковном учении рассматривается не как существо гармоничное, а как существо иерархичное. То есть либо дух владычествует в нем, ограничивая какие-то душевные и телесные потребности, регламентируя их. Либо плоть господствует над человеком — тогда ущемляется духовная жизнь.
В случаях наркомании мы наблюдаем либо ошибочную духовность, либо приоритет плотского над духовным. Поэтому, конечно же, вне духовного делания проблема наркомании не решается.

— Безусловно, для зависимых людей работа врачей и психологов незаменима. Понизится ли ее эффективность, по Вашему мнению, если она ограничится мерами медицинского характера?

— Наркозависимость — это проблема психофизическая, социальная, духовная. Ограничить помощь лишь мерами медицинского характера просто невозможно, и, по-моему, вопрос об этом не стоит… Скажем, если мы будем проводить лишь дезинтоксикацию, проблема зависимости не исчезнет. Мы просто будем выводить человека из состояния тяжелого отравления, ставить на ноги, чтобы он… дальше продолжал принимать наркотики. Психологию человека, его социальные установки, его духовную сторону «чисто медицина» не охватывает.

— На сегодняшний день существуют идеи, рожденные вне Православия. Помимо медикаментозных методик лечения от наркомании и пьянства существуют так называемые духовно ориентированные программы, например, 12-шаговая программа. Насколько подходят данные методики для России и других православных стран?

— 12-шаговая программа — это американская модель. В Европе она не так сильно распространена — там есть свои наработки относительно помощи наркозависимым людям. Что касается православия, то 12-шаговая программа не совсем ему конгениальна. Она может быть к нему приближена, адаптирована, но стать православной она не может. Но эта программа бесспорно, эффективная. И в России она применяется. Является ли это ошибкой? Не думаю. Мы не должны ограничиваться в государстве одной методикой, все эффективные методики имеют право на применение.

— Необходимо ли, по Вашему мнению, сочетать медицинские практики государственных реабилитационных центров, таких как «Урал без наркотиков», с православной духовной основой?

— Думаю, что Церковь должна иметь доступ к людям, которые проходят лечение или реабилитацию в государственных структурах, в том числе в таких центрах, как «Урал без наркотиков». У православных священнослужителей должна быть возможность помочь тем, кто попал в беду. Уверен, что это принесет пользу.
Мы можем быть в чем-то не согласны с некоторыми компонентами, которые применяют государственные организации, но мы могли бы привносить свое. И людей, которые жили прежде вне Церкви, можем знакомить с православием. И использовать все богатство православия для решения проблем этих людей.
Для нас немаловажно, чтобы пациенты реабилитационных центров имели возможность стать церковными людьми. В этом случае, как правило, повышается и качество их ремиссии, и ее устойчивость.
Мне кажется, сами государственные центры должны быть заинтересованы, чтобы духовный компонент болезни решался с помощью той традиции, в которой наш народ воспитан. Речь, конечно, о православной традиции. Думаю, что это та духовность, которая в наибольшей степени соответствует мировоззрению русского человека, даже и нецерковного.

— Точки зрения православных священников на проблему алкоголизма и наркомании часто разнятся. Некоторые считают, что нужно использовать чисто духовный метод борьбы с зависимостью: молебны, акафисты, проживание в монастырях и т. д. Другие поддерживают комплексную методику, предусматривающую участие медиков. Какой точки зрения придерживаетесь Вы и почему мнения разделились?

— В настоящий момент есть официально сформулированное мнение Церкви по данной проблеме. Оно изложено в документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», принятом Священным Синодом 26 декабря 2012 года. В этом документе, в частности, говорится, что Церковь, делая акцент на духовной составляющей реабилитации, понимает реабилитационный процесс одновременно и как медико-социальную проблему. К сожалению, не все клирики читали этот документ, не все прониклись его идеями. Но этот документ долго и тщательно готовился, его положения выверены. Поэтому, говоря о точке зрения Церкви, важно обращаться именно к этому документу, а не к каким-либо мнениям отдельных клириков. Единого мнения у всех без исключения людей не бывает никогда.

— В рамках исполнения поручений протокола рабочей встречи полномочного представителя Президента РФ в УрФО Игоря Холманских с епископом Орехо-Зуевским Пантелеимоном и епархиальными архиереями Русской православной церкви медицинский центр «Урал без наркотиков» организовал двухдневный обучающий семинар для священнослужителей. Как Вы считаете, полезен ли такой обучающий курс? Нужно ли продолжить такое сотрудничество?

— Отчасти я тоже способствовал тому, чтобы во время этой высокой встречи тема подготовки кадров для церковной реабилитации наркозависимых была озвучена. Это очень важный вопрос. Клирики, которые занимаются реабилитацией, должны быть в этом вопросе компетентны. К тому же вместе с компетенцией растет и мотивированность на решение задач…
Вместе с тем прошедший двухдневный семинар — только шаг к организации серьезных курсов повышения квалификации церковнослужителей в этой сфере. Наркотики и алкоголь — очень серьезная проблема в России. И священники постоянно с этим сталкиваются.
Мне кажется, было бы полезно и двустороннее обучение. Например, священнослужители могут познакомить светских работников (медиков, психологов реабилитационных центров, наркологических клиник) с православным отношением к проблеме, рассказать о духовном компоненте болезни. Таким образом, можно выработать общую платформу для эффективного взаимодействия.

— В чем именно заключается взаимодействие Русской Православной Церкви с медицинским центром «Урал без наркотиков» в лечении наркомании и алкоголизма? Несет ли это, по-вашему, усиливающий эффект?

— Насколько мне известно, в процессе реабилитации пациентов центра «Урал без наркотиков» участвуют клирики Екатеринбургской митрополии. И это их участие не является излишним ни по мнению персонала, ни по мнению воспитанников. Священнослужители вносят свою лепту в выздоровление этих людей.
В настоящее время «Урал без наркотиков» открывает филиал и в Каменске-Уральском, то есть на территории Каменской епархии. Для нас очень важно взаимодействие епархии с этой организацией. Надеюсь, что на базе этой государственной реабилитационной площадки будет отрабатываться модель взаимодействия церковных и государственных служителей. Мы должны выстраивать систему взаимодействия к взаимной пользе и, главное, к пользе людей, попавших в беду.

— Как вы считаете, наркомания и алкоголизм – это грех или болезнь?

— В концептуальном документе Русской Православной Церкви написано, что наркомания — это и грех, и болезнь. Отрицание того или иного компонента ведет к неправильным решениям относительно помощи этим людям. Только духовного лечения недостаточно. Также и одно медицинское воздействие не решит проблему полностью.
Конечно, пропорция греха и болезни в каждом конкретном наркозависимом человеке может быть разной. В ком-то — больше греха и меньше болезни, а в ком-то — наоборот. Соответственно, и лечение в каждом случае будет разным.

Газета «Урал без наркотиков», №4 август 2015 г.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.