За какие грехи на мирян налагаются церковные наказания?

27.03.2017

На вопрос отвечает начальник миссионерского отдела Каменской епархии протоиерей Александр Дубасов.

Особенность наказаний, применяемых духовными судами, будь то церковный суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самого грешника.   

Наказания для мирян и духовных лиц в Церкви носят разный характер. Сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний – отлучение, или великим отлучение, анафема, применяемая только за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Но если анафематствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть жестокосердно отвергнут Церковью.   

Каноны требуют от раскаявшегося, чтобы покаяние его было очевидным, не лицемерным, и всецелым.Ранее в Церкви существовало четыре ступени покаяния, которые последовательно проходил кающийся грешник. 1 ступень – плачущие. Они не допускались внутрь храма, но, стоя вне Церкви, с плачем сокрушались о своих грехах и умоляли входивших в храм помолиться о них. 2 ступень – слушающие. Это те, кто, стоя в притворе, слушали Священное Писание и проповедь, а затем перед началом Таинства Евхаристии покидал храм вместе с оглашенными. 3 ступень – припадающие или коленопреклоненные. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, и епископ читал над ними молитвы, возлагая на них руки, после чего и они покидали храм. 4 ступень – они могли оставаться в храме до конца Литургии, но не допускались до Чаши и к принесению жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, раскаявшиеся грешники принимались в церковное общение.   

В древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться или, напротив, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося.   

На смертном одре все кающиеся допускались до Причастия.   

Большая часть дисциплинарных правил, связанных с отлучением от Причастия на разные сроки, принадлежит Св. Василию Великому. Отлучения на несколько лет от причастия могли быть назначены за: произвольное отречение от христианской веры, вольное и невольное убийство, убийство плода во чреве, прелюбодеяние, блуд, мужеложство, скотоложство и кровосмешение.   

В конце IV века древняя практика покаяний подверглась существенным изменениям. Продолжительность покаяния стала сокращаться, но взамен того, от кающегося требовалось совершать предписываемые ему подвиги: усиленный пост, земные поклоны, благотворительство. Иногда кающихся отправляли в монастыри. Все это стало называться епитимией, хотя по первоначальному значению слова епитимия (запрещение) – это отлучение от причастия.   

Дисциплина церковных покаяний перешла к нам, на Русь, из Византии. До эпохи Петра Великого полная власть в назначении церковных наказаний принадлежала архиереям, которые могли по своему разумению и сообразуясь с канонами налагать епитимии и даже подвергать церковных преступников анафеме.

Впоследствии, согласно «Духовному регламенту», малое отлучение должно состоять во временном удалении от участия в храмовой молитве, в запрещении входить в церковь и причащаться Святых Тайн. Малое отлучение мог налагать епархиальный архиерей за «великий и явный грех». Церковное покаяние осужденные проходили либо в приходских церквах, либо в монастырях. Анафема, великое отлучение, по «Духовному регламенту», состояло в совершенном отсечении преступника от Церкви. Анафеме, которой должно было предшествовать троекратное увещание, подлежали упорные еретики и тяжкие преступники, совершившие злодеяния или политические преступления, за которые назначалась смертная казнь. Но, согласно фундаментальному церковному закону даже лица, подвергшиеся анафеме, имеют право надеяться, что врата Церкви не затворены для них бесповоротно, ибо Иисус Христос пришел спасти не праведников, а грешников кающихся.

В «Духовном регламенте» и позднейшем церковном законодательстве духовникам всячески предписывалась мягкость и кротость в отношении к грешникам. Длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически не применялись.   

Ныне, разумеется, все те законоположения синодальной эпохи, которые вытекали из сращения церковной и государственной власти, утратили силу. Что же касается применения суровых санкций, предписываемых в древних правилах, они служат чаще всего скорее обличению кающихся, чем как буквально исполняемые правовые нормы. Сегодня подвергать человека невоцерковленного или мало церковного, пришедшего, может быть, впервые на покаяние отлучению на длительный срок по правилам Св. Отцов и Соборов вряд ли будет проявление пастырской мудрости. С другой стороны, в некоторых случаях, точное применение дисциплинарных канонов может послужить врачеванию души согрешившего.   

Особый вид церковного наказания – это лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.