Архиерейская Литургия Преждеосвященных Даров состоялась в Преображенском монастыре

16 апреля 2014 г. в Преображенском мужском монастыре Каменска-Уральского епископ Каменский и Алапаевский возглавил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Преосвященству сослужили наместник монастыря игумен Нестор (Болков) и благочинный обители иеромонах Феодосий (Сохарев).

Среда на Страстной неделе – это день, когда Церковь вспоминает предательство Иудой Искариотом своего учителя Христа за 30 сребреников.

Кроме того, в этот день вспоминается Евангельская история о грешнице, омывшей миром голову Иисуса.

Страстная седмица – седьмая неделя Великого поста – целиком посвящена воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа.

Согласно Евангелию от Матфея, ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф. 26, 6–17). Здесь в одном из домов некая женщина, которую Евангелист называет грешницей, возлила на голову Иисуса драгоценное миро (смесь растительных масел, душистых трав и смол).

Исторически помазание миром на Востоке употреблялось как при помазании царей и первосвященников, так и в обыденной жизни богатыми и знатными людьми. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду и даже ноги. Зная нелюбовь Христа к роскоши, его ученики разозлились на женщину за своего рода «растрату», так как миро можно было продать за большие деньги, которые затем раздать бедным. При этом сам Христос не только принял её дар, но и сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала». Христос оправдал поступок кающейся грешницы, потому что посчитал, что он продиктован верой и сердечным сокрушением. Эта женщина пришла к Иисусу не затем, чтобы получить телесное исцеление – это было стремление воздать ему честь и получить исцеление душевное.

Кроме того, как посчитал сам Христос, через возлияние мира кающаяся грешница как бы уготовала Его на смерть и погребение: «Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори».

Итак, Церковь прославляет поступок женщины, одновременно противопоставляя его на контрасте предательству Иуды, которое было совершено в тот же день.

Иуда ожидал от Христа земных благ и земного же богатства. Но, видя нестяжательство Иисуса, Иуда, как гласит Евангелие, сам начал тайно присваивать себе пожертвования (среди апостолов именно он заведовал деньгами). Случай с драгоценным миром окончательно убедил Иуду в невозможности обогащения.

Зная о том, что первосвященники и иудейские старейшины решили убить Христа, Иуда сам пришёл к ним и предложил свою помощь за деньги – те самые 30 серебряных монет. Что можно было приобрести за такую сумму? В церковных текстах приводится несколько примеров. 30 сребреников – это «цена беглого раба». С другой стороны, за эту сумму можно было приобрести небольшой участок земли в окрестностях Иерусалима. В целом, это достаточно небольшая сумма, и, как гласит предание, первосвященники, вероятно, предложили такую относительно ничтожную цену с целью показать своё презрение к Иисусу. Так или иначе, Иуда не стал торговаться.

С того времени он искал удобного случая реализовать своё предательство – впоследствии он поцелует Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше и тем самым укажет на него страже.

Итак, в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

В среду, равно как и в понедельник и вторник на Страстной, совершается Литургия Преждеосвященных Даров – последняя в течение Великого поста. Кроме того, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. С этого момента земные поклоны прекращаются до праздника Троицы (исключение – поклоны перед Плащаницей).

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.