Икона священномученика Сергея Увицкого появилась в Покровском храме Камышлова

30.08.2016

В Покровском соборе Камышлова появилась писаная икона священномученика протоиерея Сергея Увицкого, бывшего настоятеля храма, репрессированного большевиками. Он служил в Камышлове настоятелем Покровского собора в самые страшные богоборческие годы: с 1918 по 1920 год, вплоть до своего первого ареста.

Священномученик Сергей Увицкий родился в 1881 году в семье учителя, позднее священнослужителя Александра и Ольги Увицких. По окончании духовной семинарии, в 1900 году он поступил в Казанскую духовную академию, которую с отличием окончил в 1905 году. Кандидат богословия. Его курсовое сочинение называлось «Христианский идеал воспитания в истории педагогики». С 1905 года — преподаватель Могилевской духовной семинарии. 1 августа 1908 года он был рукоположен в сан священника. 23 июня 1910 года назначен инспектором классов Екатеринбургского женского епархиального училища.

Молодой священник женился на верующей образованной девушке из хорошей семьи, Павле Ивановне. В 1910 г. в их семье родилась дочь Нина, а в 1912 г. — сын Николай.

С 1913 года отец Сергий — ректор Камышловского духовного училища Пермской губернии.

В 1918 году его назначили исполняющим обязанности настоятеля Покровского собора в Камышлове.

Гражданская война в Камышловском уезде по сравнению с другими районами Урала отличалась особой жестокостью. Еще до 1917 года в городе действовала сильная большевистская группа, которая вела активную пропаганду против законной власти. Либерально настроенная интеллигенция, ожидавшая для себя новых перспектив, тоже призывала население к свержению существующего строя и с восторгом встретила известие об отречении императора Николая II. После Октябрьской революции в уезде стали создаваться боевые дружины для вооруженной борьбы против полиции и царских войск, а в период гражданской войны — регулярные революционные войска. Рабочие Камышлова входили в состав знаменитого полка Красных Орлов, известного невиданной жестокостью и зверствами. В этом полку было много иностранных наемников, особенно из Китая. В июле 1919 года, при наступлении красных на Камышлов, женскому епархиальному училищу и его преподавателям было предписано эвакуироваться с Белой Армией в Иркутск. С большим трудом беженцы добрались до Омска, а оттуда в переполненном товарном вагоне доехали до Иркутска. В Иркутске камышловский настоятель стал преподавателем епархиального женского училища.

Семья жила у матушкина брата — профессора Иркутского университета. Через некоторое время к городу подошли части Красной Армии, начались бои за Иркутск, линией фронта стал Университетский городок, где жили Увицкие. Бои за город длились две недели. Войска адмирала Колчака отступили, и красные взяли город. Епархиальное духовное училище закрыли. Чтобы как-то содержать семью, отец Сергий поступил работать счетоводом на аптечный склад в фармацевтическом подотделе здравоохранения. В июне 1920 года вместе с семьей он вернулся в Камышлов и вновь стал настоятелем Покровского собора.

Прекрасно образованный и ревностный пастырь, отец Сергий был прекрасным проповедником, умел до каждого донести Евангельское слово; послушать его проповеди приходили даже неверующие люди. Власти стали требовать от популярного в народе священника прекратить проповедовать, угрожая арестом.

Его арестовали 10 июля 1920 года. Но прихожане Покровского собора не побоялись вступиться за любимого настоятеля. На общем собрании прихода было составлено обращение к Советским властям, в котором прихожане просили освободить отца Сергия. Местные Советы приговорили его к бессрочному заключению в концлагере. По случаю третьей годовщины Октябрьской революции заключённым была объявлена амнистия, и в 1921 году отца Сергия выпустили на свободу.

После освобождения семья перебралась в Екатеринбург, где отец Сергий служил в Успенском соборе. Его сын Михаил помогал отцу в храме, служил псаломщиком, позже он вспоминал, что все домочадцы тогда ужасно голодали.

По просьбе верующих села Меркушино Верхотурского уезда в конце 1921 года протоиерея Сергия перевели служить в храм Святого праведного Симеона Верхотурского. В это время здесь было относительно спокойно, было изобилие хлеба, кедровых орехов, ягод, рыбы. Дети вспоминали три года, когда жили в Меркушино, как счастливое время, когда они не только сами не бедствовали, но ещё и другим помогали. Каждый день в село приходили толпы голодающих из разоренных гражданской войной краев, и добросердечные местные жители помогали им как могли.

В 1924 году ради образования детей семья переехала в Нижний Тагил, но власти не допустили детей священника в советскую школу. Отцу Сергию пришлось искать частных педагогов. Он служил в Введенской церкви, но после захвата храма обновленцами, которых он не принимал, перешёл служить в Тихоновский Выйско-Никольский собор. Там он был возведён в сан протоиерея. Это был известный и богато украшенный храм, построенный купцами Демидовыми, где была их родовая усыпальница. Когда в 1922 году началась антирелигиозная кампания по изъятию церковных ценностей, из Выйско-Никольского собора только серебра было вынесено 99,5 килограммов серебра. Вскоре и этот собор был захвачен обновленцами. Будучи благочинным, отец Сергий болезненно воспринимал вмешательство Советского государства в жизнь Церкви и обличал раскольников перед народом. Благодаря активному народному противодействию, удалось отстоять в чистоте Православия несколько храмов, которые обновленцы пытались захватить.

Когда в 1929 году Выйско-Никольскую церковь, где он тогда служил, власти решили закрыть, отец Сергий стал призывать прихожан к усиленной молитве, посту, убеждал чаще исповедоваться и причащаться в первую очередь обращаться за помощью к Богу, чтобы храм не закрывали. И одновременно благословил писать обращения к властям.

Такого ему простить не могли, и 10 февраля 1930 года он был арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде, срыве социалистического переустройства городского поселка». В его обвинении говорилось:«Увицкий С., являясь священником монархической религиозной ориентации, в целях противодействия социалистическому строительству, в связи с движением среди рабочих за изъятие церкви под культурные нужды, повел среди верующих антисоветскую деятельность, выразившуюся в том, что для привлечения в церковь большого количества верующих не в установленные сроки ввел посты, говение, причащение. Под его руководством приходской совет развесил объявления и расписания, носившие, по существу, антисоветский характер. В церкви было вывешено объявление о часах записи верующих и расписание богослужений…».

На эти обвинения о.Сергий написал заявление, в котором убедительно доказывал их абсурдность:«Если я принял на себя служение приходского священника, то считаю своим священным долгом служить религиозным интересам избравшей меня общины не за страх, а за совесть соответственно канонам христианской Церкви и в строгом соответствии с законами Советской власти…»Во время следствия, арестованный священник находился в Тагильском Домзаке.

Из заявления отца Сергия в процессе следствия 1930 года:«Я — убежденный православный христианин и священник, избравший таковую деятельность по внутреннему произволению. Мои религиозные убеждения сложились под влиянием воспитания меня в религиозной семье и образования в духовной среде, законченного в духовной академии.Получив такое воспитание и образование и имея полную убежденность в истинности христианского вероучения и морали, я по внутреннему влечению избрал для себя деятельность священника, как наиболее соответствующую таковым убеждениям и благоприятствующую практическим целям христианской религии — устроению жизни на началах Евангельского учения: любви к Богу и человеку, нравственному возрождению и достижению спасения в вечной жизни. Осуществлению этих целей и была всецело посвящена моя пастырская деятельность в качестве приходского священника…»

На суде виновным он себя не признал и 16 мая 1930 года «Тройкой» при ПП ОГПУ по Уралу был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря.

Его этапировали в Вишерский концлагерь, станции Усолье, отделение Булаг, находившееся в месте слияния рек Белая и Вишера. Откуда его перевели во вновь организованный отдел Вишерского ИТЛ близ деревни Воронье.Семье репрессированного священника пришлось очень тяжело. Матушка постоянно находилась с сыном Николаем, дочерей, как детей «врага народа», уволили с работы. По приглашению старосты Невьянского храма и по благословению настоятеля она с детьми переехала в Невьянск. В храме девушки пели в церковном хоре. Вскоре Нина вскоре вышла замуж за псаломщика Григория Александровича Пономарева. Матушка отца Сергия Павла Ивановна долго не могла добиться свидания, и, в конце концов, ей разрешили увидеться со своим мужем. С сыном Николаем она отправилась в лагерь, построенный возле деревни Воронье на реке Вишере. Его только недавно построили, и заключенные жили не в бараках, а брезентовых палатках.

Ссыльный протоиерей за знание латыни был поставлен в лагере помощником лекаря.

Днем он работал в медпункте, а на ночь в сопровождении конвоя возвращался в лагерь. Матушке Павле Ивановне разрешили в течение недели видеться с мужем. Потом она вспоминала, что отец Сергий терпеливо переносил скорби заключения. Самым тяжелым для него было то, что он не мог совершать Божественную Литургию. Сын Николай вспоминал: «Самым заветным папиным лагерным желанием было хоть еще раз постоять у Престола Господня».

Осенью 1931 г. отца Сергия перевели в Белбалтлаг, на строительство Беломоро-Балтийского канала. Павле Ивановне удалось выхлопотать разрешение на свидание. Время свидания лагерное начальство ограничили двумя часами. В октябре 1931 г. они встретились. Матушка Павла шла на свидание по улице вдоль колючей проволоки, и вдруг ее остановил идущий навстречу старик. «Павлинька!» — сказал он, и она с трудом узнала в старике своего мужа: от невыносимых условий заключения, постоянного недоедания и непосильной работы он сильно опух, поседел, и с трудом мог идти. Она заплакала, а конвоир грубо оттолкнул ее, разрешил сказать друг другу лишь несколько слов. Эта была их последняя встреча. 12 марта 1932 года отец Сергий погиб в Белбалтлаге.

В 2006 году протоиерей Сергий Увицкий был прославлен в лике святых, как священномученик в Соборе новомучеников и исповедников Российских.Память священномученика протоиерея Сергея Увицкого Русская Православная Церковь отмечает 28 февраля / 13 марта

Пресс-служба Каменской епархии

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.