Колокольный звон над Каменском-Уральским

9 июля в Каменске-Уральском прошел Всероссийский колокольный фестиваль «Каменск-Уральский – колокольная столица». Он проводился здесь уже в 12-й раз. Я не был ни на одном из этих фестивалей, и решительно не представлял, что меня ждет. Но, судя по улыбающимся лицам, которых по дороге к главной площади города становилось все больше, впереди меня ждало только хорошее.

Бабушки с внуками в цветастых панамках, мамы с колясками, семейные пары на газонах и множество молодежи, пришедших послушать лучших звонарей России – обстановка кругом самая неофициальная и праздничная.

На фестиваль прибыли замечательные гости. Николай Завьялов — старший преподаватель Сретенской духовной семинарии, единственного высшего учебного заведения в России, где обучают основам кампанологии — науке о колоколах и колокольном звоне. Василий Садовников — служит в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». Отец Дмитрий Бажанов — руководитель Уральского колокольного центра Екатеринбургской епархии. Вячеслав Волхонский —историк и звонарь Софийского собора в Новгороде, древнейшего храма на Руси, заложенным князем Владимиром в 1046 году.

От Каменска-Уральского искусство колокольного звона представлял отец Георгий Смирнов со своими учениками, исполнивший Каменский праздничный и иноческий полиелейный звоны и «Похвалу Пресвятой Богородице». Прибыли в Каменск и ансамбль колокольной музыки из Вологды, который привез с собой голоса Софийского собора, чьи колокола времен Ивана Грозного сохранились почти полностью до наших дней, и старший звонарь прихода Сретения Господня в Пушкино Василий Вакатов, и Людмила Волкова с сыном Евгением из Тюмени, исполнившие для ценителей духовной музыки «Всесвятский звон». Были и другие именитые гости.

Идея фестиваля родилась у почетного гражданина Каменска-Уральского Николая Пяткова, инженера-литейщика после УПИ, который с единомышленниками по крупицам восстановил утраченную в советское время технологию литья кампанов, как в старину называли колокола, и организовал их промышленное производство. Сегодня колокола каменских мастеров можно услышать по всему миру, а Каменск-Уральский заслуженно носит звание колокольной столицы России, куда год от года приезжает все больше любителей духовной музыки со всей страны.

История города неразрывно связана с распространением Православия на уральской земле. Ведущие праздника рассказали гостям, что своим появлением Каменск-Уральский обязан монахам Свято-Успенского Далматовского монастыря, которым государь Федор Алексеевич жаловал грамотой лесные угодья с залежами железной руды возле речки Каменки, где они основали первое поселение и начали добывать железо. И вот это железо, от которого началась слава и благоденствие города, выкопанное, выстраданное, добытое из глубин земли железо, предстало здесь в совершенно другом, возвышенном, духовном свете. На фестивале железо обрело душу, оторвалось от земли, и громко, радостно и торжественно заговорило о Небе, о жизни с Богом и вечных непреходящих святынях Православия. Некоторые вокруг, как и я, мало понимали, чем Знаменский звон отличаются от Златоустовского и Ионинского, но счастливый резвящийся на плечах молодого отца малыш рядом со мной, говорил, что в мире, пронизанном светом христовой любви, ее голос чувствуют и понимают все.

Выступления именитых звонарей сменяли музыкальные номера. Для гостей фестиваля выступал заслуженный артист России Евгений Белоногов, главный герой нового исторического сериала «Серебро», снятого в окрестностях Каменска-Уральского, ансамбль казачьей песни «Золотые родники» и заводные молодые ребята из хореографического ансамбля «Юность», в чьих номерах переплелись народная музыка и современная хореография.

Рядом со мной босиком на траве танцевала молодая женщина в стильной соломенной шляпке и закатанных по колено джинсах. Бабушка с театральным биноклем в руке и двумя непоседливыми внучками, которые никак не хотели сидеть рядом, а постоянно норовили убежать поближе к сцене. Молодые ребята с рюкзачками и большими фотоаппаратами наперевес, которыми они непрестанно что-то щелкали вокруг.

Кульминацией праздника было освящение 300-пудового колокола, который будет установлен на колокольне Свято-Троицкого кафедрального собора. Чудо-колокол с иконами святой Троицы, святого князя Владимира – крестителя Руси, святого благоверного князя Александра Невского, апостола Андрея Первозванного… Впервые на колоколе была отлита икона великомученицы Елизаветы Федоровны. Этот чудо-колокол был отлит на заводе Николая Пяткова на деньги 16 благотворителей-горожан, чьи неизвестные собравшимся имена останутся на внутренней стороне колокола для потомков.

Когда епископ Каменский и Алапаевский Мефодий совершил чин освящения, настало время новорожденному колоколу впервые подать свой голос. Честь первым в него ударить выпала главе города Алексею Шмыкову, заместителю Председателя Законодательного Собрания Свердловской области Виктору Якимову и Преосвященному Мефодию. Когда над площадью поплыл густой красивый праздничный гул, все кругом стали радоваться и аплодировать.

В конце вечера все участники концерта под управлением отца Дмитрия Бажанова исполнили общий юбилейный звон, в котором словно вся православная Россия поздравляла город-именинник с Днем рождения, что было очень символичным.

А после все желающие могли подойти и позвонить в него, и все другие колокола на сцене и вокруг. Всех везде пускали, и всем было можно. Даже самым застенчивым и маленьким можно. И все стали подбегать и звонить.

Люди кругом улыбались, и мне тоже расхотелось сдерживаться, и я бросился в толпу. Но раскачать в одиночку 250-ти килограммовый язык колокола сразу не получилось. Но сзади уже подхватили, взялись за канат, уперлись, потянули, и сразу колокол ожил и ответил людям своим мощным густым басом. И моя тихая неслышная до этого молитва слилась с молитвой других людей и стала пасхальным гласом, в мгновение ока облетевшим город и развеселившей небеса. И лучшей иллюстрации для Каменского колокольного фестиваля трудно было придумать.

Денис Ахалашвили

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.