Народная кукла – часть народной традиции

23.12.2014

Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты не заставил себя долго ждать, их плоды пожинаем ежедневно и повсеместно.

А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние школьники. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла — первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети.

Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном — о красоте и многообразии этого мира, его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа.

В настоящее время растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с нашей действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Игрушки-монстры (Человек-паук, черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы) – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. А какие навыки и какую установку сформируют преуспевающие красавицы Мокси, Винкс, Барби, куклы, игры с которыми запрограммированы на путешествия, балы, сказочно-роскошные наряды и безудержное потребление? Все эти игрушки вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» детскую душу на свой лад.

Получит ли ребенок столь необходимую информацию о красоте, радости и гармонии окружающего его мира от вышеперечисленных монстров и уродцев. Не придётся ли нам за такие игрушки расплачиваться психическим и нравственным здоровьем наших детей.

А ведь многим известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Сегодня почти невозможно увидеть ребенка, играющего народной игрушкой. Народная игрушка ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией.

Перед нами, педагогами, стоит задача – помочь школьникам найти пути возвращения традиций и обычаев.

Решать эту задачу школе №2 помогает сотрудничество с ДПЦ «Древо познания».

Уже не в первый раз проходят занятия в мариинском 6б классе с Надеждой Алексеевной Чепелкиной, руководителем студии «Параскева» (ДПЦ «Древо познания»). Мы уже познакомились с некоторыми куклами.

Например, кукла – зайчик-на-пальчик делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать близкому человеку, что тебя тревожит. А зайчик-на-пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

Для новорожденных матерью делалась кукла-пеленашка. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные — от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. — все это хранило родовую и генетическую память.

Кукла-ангел дарилась на Пасху или в Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Она использовалась как елочное украшение, а также вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Можно прикрепить у входа в дом, тогда этот приветливый и нарядный ангелочек будет встречать ваших гостей.

Масленица – первая закличка весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам или, точнее, изгнанию зимы и встрече весеннего солнца. Кукла-масленица – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок.

Кукла-неразлучники − это свадебная кукла, которая служила подарком на свадьбу для молодоженов. Кукла-неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

Отдарок-на-подарок была одной из первых куколок, с которой соприкасались малыши на Руси. По силам ее сделать ребенку самостоятельно. Для куклы нужны лоскуток-прямоугольник и немного ниток. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую одежу (порты и рубаху для мальчика, рубаху и сарафан для девочки). Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»Своими руками мариинки сделали несколько видов кукол, таких, как: младенец, куклы-неразлучницы. А на прошлом занятии мы сделали рождественские подарочки – ангелочков, которые подарим своим близким.

Мы попросили Надежду Алексеевну поделиться своим отношением к игрушке, и вот что мы услышали:

— Игрушка – одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в моих руках оказывается народная игрушка, у меня возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии. Отношение у ребенка к игрушке спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А когда же ребенок сам сделает куклу – разве он сможет ее потом сломать или выкинуть? Конечно же, нет: она ему очень дорога. Я очень рада, что у нас проходят занятия с мариинским 6б классом. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Жанна Куренева,воспитатель 6б мариинского классашколы №2.Фото автора.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.