Необычно, интересно и ответственно

29.01.2013

Общая справка:

Иерей Борис Александрович БароевРодился в 1976 г. в г. Кайраккуме Тадж. ССР.В 1997 г. был рукоположен в диакона.В 2000 г. иерея.С 2000 г. настоятель храма в честь «Богоявления Господня», г. Сухой Лог, Екатеринбургской епархии.С 2006 г. настоятель храма в честь «Рождества Христова», п. Алтынай, Сухолож. р-на, Екатеринбургской епархии (после разделения — Каменской и Алапаевской-2011 г.)В 2000 г. закончил Тобольскую духовную семинарию.С 2009 г. студент Ужгородской духовной академии. ( УПЦ).Сфера научных интересов: Русская церковная история XX в.

Отец Борис, Вы являетесь выпускником Тобольской семинарии 2000 г. скажите, что изменилось с тех времен в системе духовного образования, и какова была Ваша мотивация продолжить свое образование в стенах Духовной академии?

— Важно понять, что Церковь неотделима от этого мира и реагирует на его вызовы с той быстротой, с которой он задает тон. Духовное образование не может стоять на месте в реалиях технического и коммуникационного прогресса. От духовенства, имеющего возможность представлять Церковь на всех уровнях, требуются знания, которые необходимо совершенствовать и применять на практике со стопроцентной отдачей. В настоящее время реформы светского образования не обошли стороной и высшее духовное образование. Мы все находимся в «болонском процессе». Объяснить что это такое — сложно, да и думаю, в рамках нашего общения практически невозможно, пожалуй, этому нужно посвятить отдельную беседу. Единственное, что можно сказать, наши завтрашние выпускники семинарий в отличие от предыдущих будут с достоинством называться «бакалаврами». Бакалавриат дает студенту пространство для эксперимента и поиска своего направления в науке, которое достигается общим характером знаний и наличием широкого спектра курсов по выбору. Способные и желающие связать себя с определенной научной областью, смогут продолжить свое обучение в том же заведении в магистратуре и по успешном окончании называться «магистрами», но для многих семинарий это вопрос далекого будущего, а пока эта программа интенсивно осваивается в духовных академиях. Как плюсы, так и минусы реформы, я смог увидеть исходя из своего личного опыта обучения. Все новое требует обкатки, и радует, что современному студенту не «впихивается» сумма знаний, далеких от практического применения, а дается широкая возможность для самостоятельного научного подхода, которая позволяет осваивать различные пласты богословской науки. Убедиться в этом легко можно зайдя на сайт любой из 6 духовных академий РПЦ.

Отвечая на ваш вопрос о мотивации, отмечу, что желание не останавливаться на достигнутом, присутствовало всегда, это не просто престижно, но настолько увлекательно и интересно. Привнести, открыть новое, быть полезным Церкви, отечеству нашему, не только в качестве священнослужителя, но и как исследователя в выбранной научной области — это так ответственно. К сожалению с 2000 по 2006 гг., будучи настоятелем городского храма, поставив перед собой задачу по возрождению столь важной святыни, посвятив себя всецело этому вопросу, мне пришлось на время оставить идею дальнейшего образовательного роста. Но мы прекрасно понимаем, что Господь ничего непосильного не дает. Перейдя на место своего нынешнего служения, у меня открылось поистине новое внутреннее дыхание, соединенное с большей свободой и 2009 год стал решающим в плане реализации давней мечты. Ничто не стоит на месте, и, надеюсь, что получаемое мною образование будет востребовано.

Простите, а сейчас оно не имеет востребованности?

— Дело в том, что подобного рода образование никогда не было массовым, да и не будет, как говориться «каждому по способностям…» и научный мир ограничен своими рамками, зная, пожалуй, поименно каждого кто в нем живет. Статьи, защиты научных работ, могут дискуссионно обсуждаться всеми, кто является серьезными специалистами в той или иной области. В общем, все непросто. Дилетантам в нем нет места. Что касается выпускников духовных академий, то нужно понимать — это преподавательский десант наших высших духовных школ, штучные экземпляры, которые при очном завершении образования получают направление от «учебного комитета» по распределению. С заочниками немного другая ситуация. В большинстве своем это люди полноценно состоявшиеся, занимающие определенное место служения и желающие пополнить свои знания, чтобы эффективнее их применять на том послушании, которое им вверено, а как вы понимаете, на нашем поприще их может быть превеликое множество, от заведывания библиотеками до внешних церковных связей. Напомню вам, что в 2011 году наша Екатеринбургская епархия была разделена на три и мы вошли в состав Каменской и Алапаевской, начав все по сути дела с нуля. Такова реальность преобразований, которая когда-то назрела еще в далеком прошлом, но не была воплощена в связи с революционными событиями 1917 года. В наше время благодаря Святейшему Патриарху эта тема приобрела свою актуализацию с планомерной реанимацией этого вопроса. В связи с этим, должен вам сказать, что все впереди. Формируются отделы в новой епархии, взвешиваются все возможности того с кем и в каком направлении нужно работать, и только потом можно говорить о каких то кадровых решениях, которые будет конечно же принимать только наш, высоко — духовно умудренный правящий архиерей, кстати тоже выпускник академии и имеющий ученую степень — «кандидата богословия» . Так что есть вопросы, к решению которых нужно подходить взвешено и основательно, как говорят у нас с «церковной целесообразностью» и максимальной пользой. Что касается меня, то имея возможность обратиться к нашим читателям, хотел бы попросить всех, кто меня знает, особо сугубо помолиться в течение предстоящего месяца о моем успешном завершении обучения и присвоении академической степени «магистра богословия».

Дорогой батюшка, а какая область научных интересов выбрана Вами в процессе обучения, и как звучит тема Вашей работы?

— Мне всегда была интересна история, благодаря которой мы можем и должны делать правильные выводы, избегая ошибок прошлого, знаете как на корабле в волнующем море – видеть знакомые препятствия и обходить их. История Русской Церкви – 20 век, трагичный период для страны и народа нашего, отпавшего подобно «блудному сыну» от родного любящего Отца, пытаясь найти лучшей жизни на стороне далекой, но нашедшего через тягчайшие испытания место, у раздаточной посуды с «меньшими нашими братьями» — этому посвящена моя исследовательская работа. Желая внести некую интригу, позвольте мне не озвучивать темы, тем более работу еще нужно защитить. Я надеюсь, мы с вами позже еще не раз встретимся, и у нас будет информационный повод вернуться к нашему разговору, и проявить в наших читателях желание больше узнать об истории Церкви, как прошлого, так и настоящего.

Вопросы задавал руководитель электронного СМИ SLPORTAL.RU, Казанцев С.М.

Каменская епархия с благодарностью примет Вашу помощь на поддержание её уставной деятельности.